Основные типы экологических взаимодействий (Крссворд по биологии, 11 класс)
Задание 1. Решите кроссворд.
1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||||||||||||
2 | 5 | |||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||
По горизонтали. 1.Это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных. 2.Это факторы неживой природы. 3.Закон, в котором говорится, что успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму. 4.Состояние физиологического покоя. 5.Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями. 6.Состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. 7.Место, где живет организм.
По вертикали. 1.Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды. 2.Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. 3.Это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга. 4.Перемещение в новые убежища или массовое переселение в иные климатические области. 5.Способность выдерживать изменения условий жизни.
Задание 2. Познакомьтесь с текстом и сформулируйте тему урока.
В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды.
Задание 3. Заполните таблицу, прослушав сообщения.
Тип взаимодействий | Обозначение | Пример |
При заполнении колонки «Обозначение» используйте следующие знаки.
(0 0) – организмы не оказывают влияние друг на друга;
(+ +) -между организмами существуют взаимовыгодные полезные связи;
(- -) – отношения, вредные для обоих организмов;
(+ -) – один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение;
(+ 0) – один вид получает пользу, другой не испытывает вреда;
(- 0) – один вид угнетается, другой не извлекает пользы.
Вариант для учителя
Основные типы экологических взаимодействий
Задание 1. Решите кроссворд.
1а | 2э | |||||||||||||||||||||||
д | к | |||||||||||||||||||||||
1а | н | т | р | о | п | о | г | е | н | н | ы | е | ||||||||||||
п | л | |||||||||||||||||||||||
т | о | |||||||||||||||||||||||
а | г | 3б | 4м | |||||||||||||||||||||
ц | 2а | б | и | о | 5т | и | ч | е | с | к | и | е | и | |||||||||||
и | я | о | о | г | ||||||||||||||||||||
я | л | т | р | |||||||||||||||||||||
е | 3м | и | н | и | м | у | м | а | ||||||||||||||||
р | ч | ц | ||||||||||||||||||||||
4д | и | а | п | а | у | з | а | е | и | |||||||||||||||
н | с | я | ||||||||||||||||||||||
т | к | |||||||||||||||||||||||
н | 5л | и | м | и | т | и | р | у | ю | щ | и | е | ||||||||||||
6а | н | а | б | и | о | з | е | |||||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||||||||
7м | е | с | т | о | о | б | и | т | а | н | и | е | ||||||||||||
ь |
По горизонтали. 1.Это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных. 2.Это факторы неживой природы. 3.Закон, в котором говорится, что успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму. 4.Состояние физиологического покоя. 5.Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями. 6.Состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. 7.Место, где живет организм.
По вертикали. 1.Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды. 2.Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. 3.Это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга. 4.Перемещение в новые убежища или массовое переселение в иные климатические области. 5.Способность выдерживать изменения условий жизни.
Задание 2. Познакомьтесь с текстом и сформулируйте тему урока.
В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды.
Тема: «Основные типы экологических взаимодействий».
Задание 3. Заполните таблицу, прослушав сообщения.
Тип взаимодействий | Обозначение | Пример |
Нейтрализм | 0 0 | Белка и лось, обитающие в одном лесу. |
Аменсализм | - 0 | Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично. |
Комменсализм: Нахлебничество Сотрапезничество Квартиранство | + 0 | Крупные млекопитающие разносят плоды и семена с зацепками, не получая при этом ни вреда, ни пользы. - песцы в тундре следуют за белым медведем и доедают остатки пищи. - различные виды почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшие растения, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли. - лианы и эпифиты, поселяющиеся непосредственное на стволах и ветвях деревьев. |
Протокооперация | + + | Распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных растений. |
Мутуализм | + + | Рак – отшельник и актиния. |
Симбиоз | + + | Лишайники – тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. |
Хищничество | + - | Травоядные животные, насекомоядные растения. |
Паразитизм | + - | Паразиты питаются тканями хозяина. |
Конкуренция | - - | Охота лисы и волка на зайца. |
При заполнении колонки «Обозначение» используйте следующие знаки.
(0 0) – организмы не оказывают влияние друг на друга;
(+ +) -между организмами существуют взаимовыгодные полезные связи;
(- -) – отношения, вредные для обоих организмов;
(+ -) – один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение;
(+ 0) – один вид получает пользу, другой не испытывает вреда;
(- 0) – один вид угнетается, другой не извлекает пользы.
Оценивание:
«5» - выполнено домашнее задание (Выполните задание в конце параграфа 76); правильно решен кроссворд (допускается 2 ошибки); подготовлено сообщение.
«4» - выполнено домашнее задание (Выполните задание в конце параграфа 76); правильно решен кроссворд (допускается 3 ошибки).
«3» - выполнено домашнее задание (Выполните задание в конце параграфа 76); правильно решен кроссворд (допускается 4 ошибки).