Основные этапы работа над художественным образом музыкального произведения
Основные этапы работа над художественным образом музыкального произведения
Работу над художественным произведением можно условно разделить на 3 основных этапа. Условность зависит от многих причин: продолжительность каждого этапа, членение каждого из них на более мелкие ступени, самого учащегося.
Определяя в общих чертах сущность этих органично связанных между собой этапов. Можно отметить, что:
1-й - посвящён созданию общего представления о пьесе, её основных художественных образах, овладение нотным текстом;
2-й - постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Отбор и овладение средствами выражения, необходимыми для реализации его художественного содержания. Окончательное установление аппликатуры;
3-й - подводит итог определенной работы, приносит и качественно новое начало - художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от музыканта-исполнителя единства мысли и чувства, мастерства и вдохновения.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Первое знакомство с новой пьесой необходимо начать с беседы об этом произведении и его стиле, художественных особенностях, характере. Желательно беседу сопроводить проигрыванием пьесы педагогом и прослушиванием её в исполнении лучших артистов(по возможности).Исполнение педагогом пьесы ни в коем случае не должно носить характер навязывания к подражанию. Показ даёт ребёнку более целостное представление о характере и стиле данной пьесы. Это является своего рода стимулятором к творческой активности учащегося, к эталону исполнения.
Полезным является ознакомление учащегося с биографией автора произведения с общим анализом его творчества, с исторической эпохой, в которой жил и творил композитор. Педагог должен рекомендовать учащемуся литературу, статьи, прослушивание других произведений этого автора. Всё это будет способствовать более глубокому пониманию художественного образа данной пьесы.
Учащийся должен научиться самостоятельно знакомиться с произведением, представлять его содержание, основные художественные образы, форму, улавливать общий характер произведения. Правильному ознакомлению, особенно на начальном этапе обучения, должен способствовать педагог. Педагог должен это делать убедительно, ясно и очень доходчиво. Для самостоятельного же разбора необходимо подбирать легкий и доступный материал. В старших классах ДШИ уже можно применять разбор нового произведения без инструмента, хотя это даётся учащимся, хорошо подготовленным во всех отношениях: музыкальное мышление, абстрактное мышление, теоретическая база.
Существенным разделом работы над художественным произведением является изучение нотного материала (текста).
Современная исполнительская школа, основанная на творческом толковании исполняемых произведений, предъявляет самые строгие требования в отношении точного воспроизведения авторского текста. В период работы с нотным текстом учащийся при помощи педагога должен выявить для себя наиболее сложные технические моменты, требующие дополнительной тренировки.
Большой ошибкой является такой “метод” работы над произведением, как многократное и механическое проигрывание его от начала до конца, “ пока не выучиться на память”. Работать необходимо над фразами, предложениями, периодами с постепенным соединением их в единое целое. В противном случае произведение утратит интерес для учащегося ещё до того, как он его выучит, а трудные эпизоды так и останутся неполучающимися. Вот поэтому заострение внимания на сложных местах. Игра по частям экономят время и силу на разделах, не представляющих для исполнителя особой трудности. Пока не рекомендуется заучивать твердой аппликатуры, т.к. данный этап предполагает работу над пьесой и её проигрывание в замедленном темпе (если пьеса подвижного характера), тогда как в быстром темпе предыдущая аппликатура может оказаться неудобной.
ВТОРОЙ ЭТАП
Второй этап работы над музыкальным произведением самый длительный и кропотливый. Появляются новые художественные задачи более высокого порядка, нежели на 1-ом этапе. Условно сюда можно отнести:
работа над звуком;
работа над фразой;
работа над динамикой;
работа над темпом или соотношением и изменением темпов (accell., rit., meno mosso и т.д.);
работа над тембром;
работа над штрихами;
работа над аппликатурой;
работа над характером произведения;
работа над динамическими контрастами (, f, p, sf, sub р)$
работа над метроритмом.
Средства воплощения вытекают из содержания исполняемого произведения. Вот поэтому выбор тех или иных средств выражения никак не может быть произвольным или случайным, он определяется именно характером и содержанием музыки.
Коротко ознакомимся с пунктами 2-го этапа работы:
1. Работу над звуком следует начинать не на втором этапе, а задолго до его наступления - практически с первых уроков с учащимися. Во многом качество звука зависит от качества инструмента и медиатора, а в основном от правильной постановки руки домриста: прямая кисть приводит к глубокому звучанию, излишне согнутая - слабому.
Безусловно, нельзя не учитывать физические данные ученика: большая кисть имеет тенденцию к выпрямлению её, короткая - наоборот. Качество звука также зависит от ровности по силе удара сверху и снизу. Ровность ударов достигается тщательной и длительной тренировкой специальных упражнений и этюдов. Например: Шишаков “Этюд №1” из 12 этюдов D-dur., “Непрерывное движение” Кюи.
2. Фраза - это маленькая часть произведения, из которых складывается, монтируется всё произведение. Работа над фразой, её выразительностью невозможна без хорошего владения основных штрихов и приёмов игры на домре; ровный звук, умение выбора оптимальной аппликатуры, владение динамическими контрастами, и, естественно - качеством звука. Исполнитель в соответствии с художественным стилем произведения должен владеть тончайшими нюансами звучания от рр до сочного, мощного и насыщенного звука. Но было бы ошибкой, что только точное выполнение приёмов, штрихов, нюансов, представленные композитором, могут привести к идеальному исполнению произведения. Многое остаётся в этом плане и на долю творческой фантазии и инициативы исполнителя, при условии обладания им художественной зрелости и развитым вкусом.
3. Работа над динамикой произведения, его части или отдельной фразы, всего произведения, необходимо выделить и определить так называемые “местного значения” кульминации - фраз, периодов, частей и определить “генеральную” кульминацию, т.е. кульминацию всего произведения. В соответствии с динамикой звука последней, необходимо распределить силу звучания остальных кульминаций. Точка, место, фраза, период в пределах “генеральной” кульминации, должно быть исполнено несравненно более экспрессивно, напряженно и более плотным звуком, нежели все остальное.
Динамические отклонения в произведении могут быть постепенными и контрастными. Сила звука при динамических изменениях зависит от характера произведения, и от предыдущего нюанса: на нюансе р, sf и на нюансе mf, / то же самое sf - другое.
Появление в произведении секвенций (восходящих или нисходящих) может предполагать как ступенчатую, так и постепенную динамику. Движение мелодии или пассажа вниз предполагает постепенное dim., вверх - cresc. Но нередки исключения. Например: “Полёт шмеля” Р.-Корсакова из оперы “Сказка о царе Салтане” - последний пассаж вверх исполняется на dim.
4. Выбор правильного темпа во многом определяет характер произведения и его художественного образа. Неверный темп разрушает общую структуру произведения: скерцо нельзя исполнять в темпе moderate и наоборот мазурку в темпе быстрого вальса. Конечно же, прежде чем предлагать ту или иную пьесу ученику, нужно быть уверенным, что данное произведение данному ученику по силам в техническом отбношении. Особенно осторожно нужно пользоваться указаниями автора rit и accell. Зачастую эти отклонения темпа начинаются либо слишком ровно, либо поздно, что противоречит естественному развитию произведения и нарушит его художественную целостность.
5. 6, 8, 9, 10 П.П.- невозможно рассматривать раздельно, т.к. характер произведения (8 П) зависит от правильно выбранного тембра (5П), штрихов (6П), динамических контрастов (9П), метроритма (10П), ровно как предыдущие пункты.
Правильное определение характера произведения, его образности налагает на исполнителя правильный выбор всех средств выразительности от 1-го до 10-го условных пунктов данного этапа работы над художественной стороной произведения. Например: в концерте Будашкина Пч. всю тему необходимо провести на струне МИ, замысел композитора - звук тёплый, мягкий и грустный. Стоит только исполнить даже часть этой мелодии на гладкой в соответствии с художественным стилем произведения должен владеть тончайшими нюансами звучания от рр до сочного, мощного и насыщенного звука. Но было бы ошибкой, что только точное выполнение приёмов, штрихов, нюансов, представленные композитором, могут привести к идеальному исполнению произведения. Многое остаётся в этом плане и на долю творческой фантазии и инициативы исполнителя, при условии обладания им художественной зрелости и развитым вкусом.
Работа над динамикой произведения, его части или отдельной фразы, всего произведения, необходимо выделить и определить так называемые “местного значения” кульминации - фраз, периодов, частей и определить “генеральную” кульминацию, т.е. кульминацию всего произведения. В соответствии с динамикой звука последней, необходимо распределить силу звучания остальных кульминаций. Точка, место, фраза, период в пределах “генеральной” кульминации, должно быть исполнено несравненно более экспрессивно, напряженно и более плотным звуком, нежели все остальное.
Характер произведения во многом зависит от чёткого и правильного выполнения ритмических рисунков произведений, которые бывает довольно сложно выполнить: сочетание или наложения (с акцентом) дуолей с триолями, квинтами - квартами. Например: “Прелюдия” Лядова - солист играет дуоли, концертмейстер - триоли. Или: во II части концерта Кабалевского: 4-5 в каждом такте довольно трудно уложить в метр. Наибольшие сложности возникают у исполнителя при игре 7 нотных, 11 - нотных пассажей или украшений, особенно когда они исполняются с аккомпанементом на несколько долей такта (редко более 2х). Не малое значение в донесении художественного образа произведения до слушателя имеет и техническая подготовка ученика. Следует избегать так называемого обратного удара: сверху удар по струне МИ, а снизу по ЛЯ и наоборот: сверху удар по струне ЛЯ, снизу по МИ. Последний пример наиболее сложен и коварен, особенно в быстрых пьесах.
Рациональная и удобная аппликатура гарантирует быстрое усвоение сложных технических мест в произведениях подвижного характера. Исполнитель, обладающий хорошими техническими навыками, часто усложняет аппликатуру в зависимости от художественных задач, стоящих перед ним в том или ином произведении.
ТРЕТИЙ ЭТАП.
Заключительный этап, тесно связанный с предыдущим, является наиболее ответственным в творческом отношении. В процессе шлифования произведения в наибольшей степени сказывается художественная индивидуальность музыканта-исполнителя. На этом этапе, когда позади технические трудности, усвоена аппликатура, твёрдо и определённо отработаны основные средства выразительности, исполнитель в большей мере нуждается в творческой увлечённости и вдохновения, которые особенно понадобятся ему во время публичного исполнения.