Художественный образ музыкального произведения, способы его раскрытия в работе с начинающим аккордеонистом

0
0
Материал опубликован 16 January 2019

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Инзер
Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан


 

Методическая разработка открытого урока
Музыкальное исполнительство народные инструменты
«Аккордеон»


НАПРАВЛЕНИЕ: методика преподавания на музыкальном инструменте «аккордеон»

«Художественный образ музыкального произведения, способы его раскрытия в работе с начинающим аккордеонистом».


 

Преподаватель Шаяхметова Л.Ф.

 

ИНЗЕР 2016г.

Предмет: «Музыкальное исполнительство аккордеон» с учеником 1 класс Нигматуллиным Дамиром
Дата: 16.12.2016 г.
Тема урока: «Художественный образ музыкального произведения, способы его раскрытия в работе с начинающим аккордеонистом».
Тип урока: комбинированный, углубление в обозначенную тему.
Форма работы: индивидуальная
Цель урока: Раскрыть художественный образ произведения, его характер и содержание доступными для начинающего аккордеониста средствами.
Задачи урока:
1.
Воспитательная: Воспитание творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.
2. Образовательная: изучение средств выразительности. Формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.
3. Развивающая: развитие ритмических, слуховых и эмоционально-образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
4.Здоровьесберегающая: развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Музыкальный материал:
А.Латышев «Марш Бармалея»
Д. Самойлов «Веселый марш»
«Русские частушки»
М. Красев «Маленькая елочка
Методы
: словесные, практические, наглядные.
Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.


 


 

ВВЕДЕНИЕ

В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как обще музыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.
Механическое нажатие нужных клавиш не раскрывает музыкальный образ произведения, а делает игру сухой и бесчувственной. Аккордеон является клавишно-духовым инструментом. Поэтому, наряду с динамическими оттенками, огромное значение имеет умение управлять мехом, от чего зависит хорошая культура звука.
Работая над раскрытием содержания произведения педагог не должен ограничиваться только нотной записью с различными обозначениями. Необходимо донести до учащегося сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, сюжет сочинения. После первого этапа ознакомления переходим к детальному разбору произведения:
1. Словесная характеристика муз. содержания
2. Форма (сколько частей в пьесе)
3. Мелодия
4. Метроритм
5. Тональность


Актуальность: приобретение учащимся знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадлежит предмету «Музыкальный инструмент - баян и аккордеон». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов. Цель - расширение кругозора учащихся в области искусства и развитие познавательного интереса учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.


 

План урока

1. Организационный момент:
- приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

2. Основная часть:
- работа над гаммой до-мажор и музыкальными произведениями.
- закрепление пройденного материала

3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.

Ход урока:

Постановка цели урока – основу любого музыкального произведения составляет его содержание, его художественный образ. Твоя задача Дамир, как исполнителя состоит в том, чтобы умело передать задуманный композитором образ, раскрыть все музыкальные средства его воплощения.
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы помочь тебе увидеть этот образ, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание.


 

Отработка необходимых практических навыков на техническом материале.

Отработка необходимых практических навыков ведётся в первую очередь на техническом материале.
Задание 1.Педагог предлагает учащемуся сыграть гамму до-мажор разными штрихами на 2 октавы (легато, нон легато, стаккато).
Необходимо следить за качеством звука. Звук должен быть ровным. При движении вверх нужно делать крещендо, при движении вниз – диминуэндо.
Следить за правильной сменой меха (мех нужно менять после основного звука – тоники). Толчков при смене меха бать не должно.
Штрихи должны быть точными. Исполнить арпеджио и аккорды в тональности соль мажор. При игре арпеджио необходимо добиться связного легато. Аккорды должны быть чёткими, все ноты, составляющие аккорд, должны браться одновременно, не задевая соседних клавиш.

Задание 2. Работа над образом и характером произведения на примере А.Латышева «Марш Бармалея» и «Веселый марш»
А. Латышев Детская сюита «В мире сказок» до-мажор
Она состоит из 4-х частей, каждая из которых в форме простого периода
1.Марш Бармалея
2.Вальс Мальвины
3.Емеля на печи
4.Страшная история
У нас в работе пока только первая часть сюиты: Марш Бармалея.
Что такое марш? Марш как музыкальный жанр отличают чёткий ритм и строгая размеренность темпа. Обычно марш бывает выдержан в размерах 2/4, 4/4 . Характерные ритмические рисунки маршей ведут своё происхождение от барабанной дроби и фанфарных сигналов.
Марши бывают военный, спортивные, траурные, свадебные.
Военный марш призван не только синхронизировать движение, но и поднимать боевой дух войск, для музыки его характерны мужественные и энергичные интонации. Различаются несколько видов военной маршевой музыки. Строевой марш, колонный марш, фанфарный марш. Походный, или скорый, марш отличается более быстрым темпом, используется как на строевых прогулках, так и во время праздничных шествий. Существует также встречный марш, который исполняется при встрече командующих, при многих воинских ритуалах, встрече и сопровождении знамени. В военных маршах обычно преобладают мажорные тональности.

Особая разновидность — траурный марш, исполняемый на похоронах и при возложении венков. Траурный марш всегда пишется в медленном темпе.
А сейчас мы рассмотрим нашего героя: Бармалей - это кто? (персонаж сказки Чуковского «Бармалей»)
Каким изображает Бармалея автор в сказке? (злым, жадным, людоедом и т.д.)
Значит, в пьесе мы с тобой должны передать образ злого людоеда, шагающего по Африке и путающего детей. Основной штрих в этой пьесе, нон легато. Он то и будет передавать шаги людоеда. Партия левой руки будет изображать, как Бармалей идет по Африке. Партия правой руки, - какой он злой. Динамические оттенки: mp f диминуэндо
показывают как приближается и удаляется наш герой. Чтобы очень точно передать в пьесе образ Бармалея, ты сам должен войти в этот образ и представить, что ты Бармалей. Автор сюиты нам в этом помогает. Он перед каждой частью выставил текст, характеризующий героев сюиты.
Исполнение учеником 1-ой части сюиты.
Следующее произведение «Веселый марш» Д. Самойлова, Дамир, давай сделаем устный разбор этой пьесы (размер, темп, характер, основной штрих).
Важнейшим средством извлечения звука при игре на аккордеоне, является ведение меха. С ним связаны особенности звукообразования: певучесть, динамическая гибкость, возможность исполнения различных исполнительских приемов.
Мех и звук - это неразделимые понятия и в полной мере зависят друг от друга. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности.
Исполнение учащимся «Веселого марша» правой рукой, уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим, работа над художественным образом. Игра произведения двумя руками.

Задание 3. Физкультминутка.
А теперь сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения. «Дирижер» – это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Это упражнение способствует правильному дыханию и развитию игровых движений.

«Робот» – это упражнение для выработки правильной осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон и раскачивание расслабленными руками.
«Шейка» – педагог мягкими ласковыми касаниями рук осторожно помогает делать плавные круговые движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных мышц. Шею не напрягать.
Гимнастика для утомленных глаз, кистей рук, ног.

Задание 4. «Русская частушка»
Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические. Слово частушка происходит от «частый», то есть быстрый. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Мелодия у них совсем коротенькая - всего один небольшой куплет, который очень много раз повторяется с разным текстом.
Это русская народная песня весёлого танцевального характера. Наша задача сыграть это произведение в подвижном темпе, сохранив чёткий и отрывистый темп.

Задание 5. Работа над образом и характером произведения А.Красёва «Маленькая ёлочка»
«Я в первую очередь считаю себя «детским композитором»,- писал Михаил Иванович Красев, подводя итоги своей двадцатилетней творческой деятельности. «Я за лирику, за поэтичность в детских песнях. Их-то не хватает в наших произведениях для детей…» Эти слова композитора Красева – целая программа для музыканта, желающего посвятить себя работе с детьми. Лирическая взволнованность и сердечность музыки Красева обеспечила долгую жизнь его произведениям. Творчество Красева рождалось в постоянном общении с детьми.
Характер «Маленькой ёлочки» спокойный, повествовательный.
Композитор использовал спокойный, неторопливый темп
для передачи образа этой песни. Тема ведётся выразительно на legato. «Дыхание», т.е смена меха во фразах соответствует тексту.
Задание 6.Формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний. Данные методы использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений «Русская частушка», «Марш Бармалея» можно использовать при работе в других произведениях.

Анализ урока: Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать путь их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, недостаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности.

Заключение

Мир музыкальных образов чрезвычайно обширен: каждое художественно – полноценное произведение имеет неповторимое содержание, раскрывает свой круг образов – от простейших до поражающих своей глубиной и значительностью. Что бы ни играли – народные песни, танцы, пьесы современных композиторов или классическую музыку – нам необходимо понимать это произведение, осознавая выразительное значение каждой детали, и уметь исполнить его, т.е. передать в своей игре художественное содержание.
Для раскрытия художественного образа музыкального произведения, его характера и содержания композитор пользуется многими средствами: тембр, темп, аккомпанемент, нюансы, фразировка, штрихи, динамика.
Овладение всеми средствами музыки, необходимыми для создания художественного образа произведения, происходит не сразу, а в систематическом процессе обучения. Поэтому, с самых первых уроков мы должны уделять огромное значение качеству звука и характеру произведения. Подробный разбор и анализ исполняемого репертуара развивает у учащихся ряд важных практических навыков, позволяет услышать характер пьесы, его ритмическую основу, динамику и развитие.
Завершить наш сегодняшний урок мы бы хотели стихотворением Елены Матвиенко, которое Дамир сейчас нам расскажет.

Клятва юного музыканта

Вступая в мир, который музыкой зовется,

Клянусь я - эту музыку любить всегда!

И ту, что в песнях весело поется,

И ту, что ветер напевает в проводах.

Клянусь я ноты знать во всех октавах,

И вслух считать и заполнять дневник.

И заниматься, чтобы не заставляла мама,

Я – музыкант, я не обычный ученик!

Клянусь учить сольфеджио прилежно,

Не пропускать уроков никогда!

Не списывать диктанты у соседа,

А быть самостоятельным всегда!

Клянусь настойчивым, упрямым быть и смелым.

Забыть про лень и помнить слово-труд!!!

Тогда такого вот простого музыканта,

Однажды люди все артистом назовут!

 


 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Р.Н.Бажилин Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – Издатель В.Катанский, Москва, 2003 г.

2. Учебное пособие для ДМШ «Первые шаги» для начинающих баянистов и аккордеонистов. Составление и исполнительская редакция Е. Лёвина. Ростов-на-Дону «Феникс» 2015 г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.