12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Технологическая карта урока

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.


9 класс

Разработчик: Шевченко Надежда Ивановна


Цель: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции; познакомить с основными методами селекции растений, животных и микроорганизмов.


Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды;

познакомить с работами Н. И. Ва­вилова о центрах многообразия и происхожде­ния культурных растений, научить находить их по географической карте.

развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.

воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: беседа – лекция.

Формируемые результаты:

личностные результаты:

- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

метапредметные результаты:

- определяют понятия, формируемые в процессе изучения темы;

- классифицируют и самостоятельно выбирают критерии для классификации;

предметные результаты:

- знают методы селекции;


Основные понятия: селекция, порода, сорт, штамм, массовый и индивидуальный отбор, гибридизация, чистая линия, гетерозис, аутбридинг, инбридинг, искусственный мутагенез.


Оборудование: таблица «Центры происхождения культурных растений», тест, листы для теста.


Необходимые записи на доске до начала урока:


t1676429255aa.gif(без ответов)







Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

1 минута

Организовать деятельность учащихся

Приветствует учеников.


Приветствуют учителя.

Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю.

Актуализация знаний

14 минут

Организовать повторение и закрепление изученных понятий

Давайте ребята вспомним, что такое генетика?



Что такое фенотип и генотип?






Что такое изменчивость?



Какие формы изменчивости вы знаете?


Что такое модификационная и мутационная изменчивость?











Перечислите признаки модификационной изменчивости.









Что такое норма реакции?




Перечислите признаку мутационной изменчивости.












На какие группы делятся мутации?



Чем отличаются эти виды мутаций друг от друга?











Выполним тестовое задание. Время на выполнение 4 минуты.


Генетика – это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма.

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.


Совокупность всех генов, какого – либо организма называют генотипом.


Изменчивость – это способность организмов изменять свои признаки и свойства.


Модификационная и мутационная.


Модификационной изменчивостью называют такое изменение организма, который не затрагивает его генов и поэтому не передаётся из поколения в поколение.


Наследственные (мутационные) изменчивости – это такие изменения признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений.


1.Модификационные изменения не передаются из поколения в поколение.

2.Модификационные изменения проявляются у многих особей вида и зависят от действия на них условий среды.

3.Модификационные изменения возможны только в пределах нормы реакции, т. е. в конечном счете, они определяются генотипом.


Норма реакции – это пределы модификационной изменчивости какого-либо признака.


1.Мутационные изменения возникают внезапно, и в результате у организма появляются основные свойства.

2.Мутации наследуются и передаются из поколения в поколение.

3.Мутации не имеют направленного характера, то есть нельзя достоверно предсказать, какой именно ген мутирует под действием мутагенного фактора.

4.Мутации могут быть полезными или вредными для организма, доминантными или рецессивными.


Генные, или точечные; хромосомные и геномные.


Генные, или точечные мутации возникают при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена на другие.


Хромосомные мутации вызывают значительные изменения в структуре хромосом. К ним относятся утрата, делеция, дупликация, инверсия.

Геномные мутации вызваны отсутствием какой-нибудь хромосомы, или присутствием лишней.


Выполняют тестовое задание.

Познавательные: структурируют знания прошлого урока.


Мотивирование на учебную деятельность

1 минута

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс

Одной из главных физиологических потребностей человека является - потребность в еде. Эта потребность была присуща первобытному человеку и человеку современному. В современном мире много стран, население которых, голодает и многие семьи не знают, что будет, есть их семья на обед. Это страны Африки и Латинской Америки. Продовольственная проблема - глобальная проблема человечества.












Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Целеполагание, постановка проблемы

2 минуты

Сформулировать и согласовать цель урока

Попробуйте сформулировать тему урока и свои задачи на урок.


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Записывают число и тему урока.

Регулятивные: формулируют цель урока

Усвоение новых знаний

12 минут


Организовать фиксацию нового знания

Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции.

Например:

1. Предком коровы является тур.

2. Предком Овцы мериноса является муфлон.

3. Предками Арабского жеребца и Владимирского тяжеловоза является дикая лошадь Прежевальского.

4. Предками различных пород собак является дикий волк.

Чем занимается наука селекция? Как дать определение этой науке?



Порода, сорт, штамм – это искусственно полученные популяции животных, растений, грибов, бактерий с нужными для человека признаками.

Свойства живых организмов определяются их генотипом, который подвергается наследственной изменчивости, поэтому развитие селекции базируется на законах генетики как науки о наследственности и изменчивости.

Селекция животных и растений – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки. Успешная работа селекционеров – основа благосостояния страны.

Какова главная задача селекции?




Научные основы создания человеком новых сортов растений и пород животных были раскрыты Дарвином в его учении об изменчивости, наследственности и отборе.
Запишите, пожалуйста, в тетрадь основные методы селекции:

Гибридизация;

Отбор;

Искусственный мутагенез.

Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений (вывешивается таблица «Центры происхождения культурных растений»). Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.
Гибридизация и индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.

Найдите в учебнике понятия «массовый отбор и индивидуальный отбор», запишите их.



В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее, инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков. При скрещивании между собой разных сортов растений или пород животных одного вида первое гибридное поколение отличается крупными размерами, повышенной устойчивостью и плодовитостью. Это явление получило название гетерозиза.




Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.


Найдите примеры межвидовой гибридизации.


Познакомимся с искусственным мутагенезом.














Селекциянаука о создании новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Порода, сорт, штаммэто искусственно полученные популяции животных, растений, грибов, бактерий.













Задача селекции состоит в создании и улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.







Методы селекции:

Гибридизация;

Отбор;

Искусственный мутагенез.
















Записывают понятия «индивидуальный отбор», «массовый отбор», «чистая линия»

Гибридизация – это процесс скрещивания родительских особей и получение от них гибридов.

Виды гибридизации:

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости.




Гетерозис – процесс при котором происходит скрещивание между собой разных сортов растений или пород животных одного вида первое гибридное поколение отличается крупными размерами, повышенной устойчивостью и плодовитостью.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.


Мул – гибрид кобылицы с ослом.

Тритикале – гибрид пшеницы и ржи.


Читают информацию «Искусственный мутагенез».

Коммуникативные: развивают умение слушать и слышать.

Познавательные: самостоятельно ставят личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определяют, какие знания необходимо приобрести для их решения.

Регулятивные: преобразовывают информацию в таблицу.

Физминутка

2 минуты


Выполняют физминутку на активацию внимания.


Систематизация знаний

5 минут

Продолжить формирование из полученной информации выделять главное

Решим кроссворд

Вопросы:

По горизонтали:

Популяция растений, искусственно созданная человеком? (Сорт)

Как называется метод, при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По вертикали:

Наука о выведении новых сортов растений и пород животных? (Селекция)

В основе этого метода, который используется до сих пор, лежит концепция, разработанная еще Ч. Дарвиным. (Отбор)

Популяция животных, искусственно созданная человеком? (Порода)

Популяция микроорганизмов, искусственно созданная человеком? (Штамм).


Какие два основных метода выделяют в селекции? 























Отбор и гибридизация

Познавательные: структурируют знания;

извлекают полученную информацию.

Оценивание

2 минуты

Продолжить формирование объективно оценивать одноклассников и свою работу

Оценивают свою работу.

Регулятивные: оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Объяснение домашнего задания

1 минута

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Повторить параграфы 3.11 – 3.14.

Заполнить таблицу «Центры происхождения культурных растений»

Центр

Страны

Растения

Индийский (Южноазаиатский)

полуостров Индостан, Южный Китай, Юго – восточную Азию

родина риса, цитрусовых, огурцов, баклажанов, сахарного тростника























Записывают домашнее задние.

Личностные: формируют познавательные мотивы, направленные на овладение навыками самостоятельной систематизации знаний.


1. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом называются:

а) хромосомные;
б) геномные;
в) генные.

2. Удвоение участка хромосомы называется:

а) дупликация;
б) делеция;
в) инверсия.

3. Возникновение хромосомных мутаций связано:

а) с нарушением митоза или мейоза;
б) с разрывом хромосом и воссоединением в новых сочетаниях;
в) с изменением последовательности нуклеотидов ДНК.

4. Синдром Дауна является проявлением мутации:

а) геномной;
б) хромосомной;
в) генной.

5. Возникновение геномных мутаций связано:

а) с нарушением митоза или мейоза;
б) с изменением последовательности нуклеотидов в ДНК;
в) с разрывом хромосом и воссоединением в новых сочетаниях.

6. Сильнейшими мутагенными фактором является:

а) ионизирующее излучение
б) повышенная температура окружающей среды
в) транслокация


Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.