Технологическая карта урока биологии «Основные направления эволюции» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Основные направления эволюции».
Цель: рассмотреть основные направления эволюционного процесса.
Планируемые результаты:
Предметные: рассмотреть основные направления эволюции, выявить их роль и закономерности.
Метапредметные: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать.
Личностные: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученных по изучению эволюционного процесса.
Тип урока: Урок изучения нового
Оборудование и материалы: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «Основные направления эволюции».
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация и целеполагание.
Формирование новых знаний.
Закрепление.
Заключение.
Домашнее задание.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения |
Текущий контроль |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. |
Приветствие, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
Самоконтроль. |
Фронтальная опрос. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. |
-Скажите, пожалуйста, что такое эволюция? -Перечислите движущие силы эволюции? -Что такое вид? -Обозначьте критерии вида? -Что такое микроэволюция? -Что такое макроэволюция? |
- - - |
Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли. |
Фронтальная опрос. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Мотивация и целеполагание. |
История органического мира показывает, что его развитие шло по пути появления все более сложно организованных растений и животных. Наряду с этим сохранились и процветают многие примитивные группы: бактерии, синезеленые водоросли, простейшие, кишечнополостные и др. следовательно, сложность строения организмов не обязательна для успешного существования видов. Нам сегодня предстоит выяснить: Что же такое успех в эволюции, и какими путями он достигается? Итак, тема нашего урока «Основные направления эволюции». Давайте обозначим цель нашего урока. |
Слушают учителя. Записывают в тетрадь. Формулируют цели урока. |
Анализируют сказанное учителем. Анализ.ответов одноклассников. Умение выражать свои мысли. |
Наблюдение. Фронтальная опрос. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование новых знаний. |
Мы часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Как вы понимаете слово «прогресс»? По словарю Ожегова «Прогресс» - (лат. Progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность – регресс. Понятие прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида. Биологический прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида. Биологический регресс – это отставание темпов эволюции группы от скорости изменений внешней среды, сопровождающееся снижением численности особей, сужением ареала, уменьшением видового многообразия группы. Давайте рассмотрим, чем будет характеризоваться каждый тип развития, по отношению к популяции и виду в целом с точки зрения: приспособленности, численности и ареала. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами. Примером регресса являются представители органического мира, занесенные в Красную книгу. Приведите примеры примеры организмов у которых наблюдается биологический прогресс. Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? А каковы пути достижения биологического прогресса. Ответ на этот вопрос дают отечественные ученые Алексей Николаевич Северцов. Северцов А.Н. выделил три главных направления, которые ведут к биологическому прогрессу: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Наша с вами цель – выяснить, что это за процессы и какова их роль в эволюции организмов. Ароморфоз- главный путь достижения биологического прогресса (от греч. Airo-поднимаю и morfozis-образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания. Примеры: Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух-, трех-, четырех- камерному сердцу у позвоночных; Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков; Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и легких; Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений. Идиодаптация – (от греч. Idios – особый и лат. Adapto – прилаживаю) приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. Пример: Покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др. Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. Specialis –особенный). Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию. Общая дегенерация – (лат. Degenero- вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа. Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу. Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни. Пример: У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации; У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д. Основные направления эволюции
|
Слушают учителя. Заполняют таблицу в рабочей тетради.
-Покрытосемянные растения, насекомые, костистые рыбы, птицы, млекопитающие. - Прогресс. |
Анализируют сказанное учителем. Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. |
Наблюдение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Закрепление. |
Выполнение задания: Задание 1. К каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Задание 2. К какому направлению биологического прогресса относится признак.
|
Выполняют задания: Задание 1.
А А А А И И А А А А А А А И И Д И И |
Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. |
Наблюдение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Заключение. |
Подведение итогов. Выставление оценок. |
Слушают учителя. |
Анализируют сказанное учителем. |
Фронтальный опрос. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание. |
Параграф 42, упражнения после параграфа. |
Записывают в дневник. |
Самоконтроль. |
Наблюдение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Презентация урока: «Основные направления эволюции»
PPTX / 2.5 Мб