Технологическая карта урока биологии «Классификация растений» (6 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Буньков Андрей Владимирович
Предмет: биология
Класс:6
Тип урока:
Тема |
Классификация растений |
Цель |
Формирование представлений о принципах современной классификации растений. Изучение единиц классификации растений |
Задачи |
образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, развивающие: научить анализировать, делать выводы, учить работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать. воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе ,трудолюбие, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся |
УУД |
1.метапредметные Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам 2.предметные -выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке 3.личностные: познавательный интерес к изучению биологии. осознание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения |
Планируемые результаты |
Предметные:- знать принципы современной классификации растений, называть таксоны растений в определенном порядке -уметь называть таксоны растений в определенном порядке Личностные УУД: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: уметь организовать выполнение заданий учителя,развивать навыки самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
Основные понятия |
Систематика. Единицы классификации (таксоны): отдел — класс — порядок — семейство — род – вид |
Межпредметные связи |
|
Ресурсы: основные дополнительные |
основные мультимедийный проектор, компьютер,экран, мультимедийное приложение к учебнику; мультимедийная презентация учителя к уроку дополнительные портрет К.Линнея, приложения к уроку - задание для проверки знаний, рабочие листы для учащихся, определитель растений, таблица «Классы цветковых растений», определитель растений. |
Формы урока |
фронтальная, индивидуальная, парная |
Технология |
Технология деятельностного метода |
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствуют, проверяют готовность, настраиваются на продуктивную работу, вспоминают основные правила сохранения здоровья на уроке |
Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья - правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола и т.д. |
|
(Познавательные УУД). |
|
Проверка домашнего задания 1.самостоятельное выполнение задания. 2.взаимооценка 3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы |
Выполняют «Задание для проверки знаний», вносят взаимооценку (баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же записывают уровень подготовки д/з ( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3- достаточный, более 3-х баллов- отличный) |
Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре - устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки. (Собирает работы). По результатам вашей работы у меня два вопроса: 1.На какие группы вы разделили организмы в задании А? 2.Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем». |
Выберите и выполните задание в парах (А или Б) Задание А. Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ: Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе. Критерии оценивания: 3 балла - ответ дает точно, полно, правильно 2 балл – допускает несущественные ошибки 1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки 0 баллов – не дает ответа Количество баллов: Задание Б. Выполните задание в паре (устно): Сформулируйте определения: Система- Биосистема- Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов) Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы. Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе. Количество баллов: |
|
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
Изучение нового материала 1.инструктаж учащихся 2.знакомство с планом изучения нового материала 3.активное слушание учащихся объяснения нового материала учителем и одноклассниками 4.выполнение учащимися заданий рабочего листа 5.подведение к выводу о роли систематики |
Знакомятся с планом работы на уроке, индивидуально выбирают задание, выполняют его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывают о самооценке,задают вопросы учителю и товарищам. |
Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. Объясняет материал по следующему плану: 1.Систематика и ее роль. На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. 2.Роль Карла Линнея в развитии систематики. Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы. Я хочу передать слово вашим одноклассницам , которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы. После сообщения вопросы нашему первому докладчику: :какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения. Вопрос второму докладчику: с какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения. 3.Таксоны. Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны - специальные систематические группы растений ( или единицы) - используется презентация «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику. Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов - генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее (не забывайте выполнять задания в рабочем листе) - используются слайды к уроку «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику 4.Вид – основная единица систематики. Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его. Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово - существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия» |
Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку Задание А. (базовый уровень) Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1Дополните определение: Систематика – это... Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3. 2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно: Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство (0-6 баллов) 3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий. Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3. Задание Б. Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1.Выберите верный ответ: Ученые объединяют организмы в группы на основе: А) сходства организмов без учета родства; Б) общности мест их обитания; В) сходства организмов с учетом их родства; Г) практического значения организмов. Ответ: (0-1 балл) не забудьте о самооценке в графе 3. 2.Впишите ответы в кроссворд: 1. Наука о классификации организмов 2.Шведский ученый – натуралист. 3. Страна-родина Карла Линнея. 4.Систематическая группа (или единица). 5.Основная единица системы растений. 6.Двойные названия растений. (6 баллов) 3.Решите задачу: Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением? (0-2 балла) Ответ: Ученый -… … Он связан с этим растением тем, что … |
уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке |
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
Закрепление нового материала активное слушание ответов одноклассников |
ученики читают свои ответы в рабочем листе |
предлагает нескольким ученикам прочитать свои ответы в рабочем листе |
|
уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке |
Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
Контроль 1.сличение с образцом 2.исправление ошибок 3.оценивание работы 4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока. |
затем проверяют правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки, делают вывод по проблемному вопросу урока |
затем просит проверить правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправить ошибки, дать самооценку работы, выборочно просматривает тетради, оценивает учащихся за индивидуальные сообщения и самостоятельную работу в тетради. Далее предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: « Без систематики в биологии был бы хаос?» (показывает определитель растений). Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое. |
|
уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке |
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД:. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
Рефлексия рефлексивные суждения учащихся. |
учащиеся высказывают свое мнение о проведенном уроке через рефлексию |
предлагает учащимся высказать свое мнение о проведенном уроке через рефлексию |
Вопросы учащимся для рефлексии. Выскажите свое мнение, продолжив фразы: 1.Изучение данной темы важно для меня т. к … 2.Мои затруднения были в том, что… 3.Чтобы преодолеть мои затруднения, нужно … 4.Формы работы, выбранные учителем способствовали ( не способствовали ) успешному изучению новой темы… |
|
Регулятивные УУД:. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
Дементьева Ирина Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Буньков Андрей Владимирович