Основные ошибки, допускаемые при выполнении задания 7
Основные ошибки, допускаемые при выполнении задания 7.
Задание 7 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно. За правильно выполненнное задание можно получить один первичный балл.
7. Задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. КЛАДИ на стол
2. выглядишь БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
3. ДВЕ ТЫСЯЧИ ДЕСЯТЫЙ год
4. коробка СВЕЧЕЙ
5. наши ИНЖЕНЕРЫ
Примеры допускаемых ошибок
№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование отстабилизировать, ложу
2 Ошибочное образование формы каникулов, партизанов
существительного
3 Ошибочное образование формы более сильнее, звончее
прилагательного
4 Ошибочное образование формы обоих подруг, трое учениц
числительного
5 Ошибочное образование формы евойные, ихние
местоимения
6 Ошибочное образование формы ложите, ехайте
глагола
Для выполнения задания 7 необходимы знания в морфологии. При изучении морфологии проводить работу по развитию речи и предупреждению ошибок. При затруднении образования формы обращаемся к словарю.
Нужно обратить внимание на следующие темы:
I. Род имен существительных.
II.Формообразование частей речи: прилагательных, наречий, глаголов, числительных, местоимений, существительных.
III. Склонение и особенности сочетаемости имен
числительных.
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно читаем задание.
2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
3. Вспоминаем грамматические нормы русского языка в области словообразования частей речи (теория).
4. Ищем неверно написанное слово. Подбираем верный вариант.
5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).
Примеры работы на уроках с заданием 7.
1)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ прямо
белых ГОЛЬФ
лучшие ТРЕНЕРЫ
ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
СЛОЖИВ полотенца
Знать
Действует тенденция к следующему соотношению флексий им. п. ед. ч. и род. п. мн. ч.: нулевая флексия им. п. ед. ч. – ненулевая флексия род. п. мн. ч. (стол – столов, рельс – рельсов);
ненулевая флексия им. п. ед. ч. – нулевая флексия род. п. мн. ч. (озеро – озер, макароны – макарон).
Множественное число Р.П.
С нулевым окончанием:
Арба – арб, басен, вишен, дел, дынь, копён, кружев, макарон, мест, кочерёг, ватт, вольт, ампер(-ов), полотенец, похорОн, простЫнь (и простынЕй), сАжен (и сажЕней), скирд, мётел, блюдец, пекарен.
Парные предметы:
Ботинок, валенок, сапог, туфель (вафель), тапок, чулок, плеч, погон.
НО: носкОВ, гольфОВ
2)Образуйте форму множественного числа
Окончание а-я Окончание ы-и
пояс
профессор
слесарь
сорт
стог
Знать
С окончанием –И/-Ы
Бухгалтеры, возЫ, вОры, вЫборы, гербЫ, гОды, госпиталИ, инженЕры, инспЕкторы, кАбели, кожухИ, кОпны, лЕкторы, малярЫ, мЕсяцы, офицерЫ, Очереди, плОскости, пОдписи, пОлисы (мед.), пОлюсы (геол.), пОхороны, пОчерки, призЫ, прОстыни, редАкторы, сажЕни, скИрды, столярЫ, тОрты, трЕнеры, шофЁры.
С окончанием а-я
АдресА, векселЯ, вензелЯ, директорА, докторА, кителЯ, кружевА, кучерА, мастерА,прожекторА (и прожекторЫ), профессорА, сортА, сторожА, шелкА, якорЯ
3)Прочитайте, раскрывая скобки
Противоборствующие политические (лагерь) не намерены заключать новые (договор) друг с другом.
В редакции хранятся (ворох) писем читателей.
Поставили новые (жёлоб).
Здесь лежат ароматные (крендель).
Предприятию требуются опытные (токарь) и (слесарь).
4)Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
стережёт сокровища
положи на место
заплакал ушибившись
щиплет щёки
Укажите пример, в котором нет ошибки в образовании формы слова.
езжай вперёд
неудавший эксперимент
вытерев руки
изучившийся роман
5)Выберите одну из форм глагола
В лесу (рыскают – рыщут) волки. По городу (рыскают – рыщут) полицейские.
Солнце пригревает всё сильнее, с крыш (капает – каплет). Куда мне торопиться, надо мной не (капает – каплет).
Эта рыба (метает – мечет) икру всегда в одном месте. Тот молодой спортсмен (метает – мечет) копьё дальше всех.
Обдумав очередной ход, шахматист (двигает – движет) фигуру. Жорес Алфёров – один из тех, кто (двигает – движет) науку вперёд.
Знать
жечь -- жгу -- жжёт -- жжём -- жжёте -- жгут;
хотеть -- хочу -- хочешь -- хочет -- хотим -- хотите -- хотят; бежать -- бегу -- бежишь -- бежит -- бежим -- бежите – бегут;
беречь – берегу – бережёт;
печь -- пеку -- печёт; Но: тку -- ткёт – ткут;
лечь -- лягу -- ляжет -- ляг,
стеречь -- стерегу -- стережёт -- стерегут;
ловить -- ловлю, блестеть -- блещу,
весить -- вешу – весишь;
лазит – лазят;
ездить – ездят, ездите, поезжай(те);
класть – клади;
положить – положи;
искать – ищут, ищи;
выздороветь - я выздоровею, ты выздоровеешь, он выздоровеет; обессилеть - я обессилею, ты, обессилеешь, он обессилеет.
6)В каком случае допущена ошибка в склонении числительного?
1. встреча с четырьмястами семьюдесятью абитуриентами
2. автобус со сто одиннадцатью пассажирами
3. приглашения девяноста восьми гостям
4. не более двухсот экземпляров
Знать
Склонение числительных
40, 90, 100
И. п. , В.п.
сорок, девяносто, сто
Р.п., Д.п., Т.п., П. п.
сорокА, девяностА, стА
30, 50-80
И. шестьдесят
Р. шестидесяти
Д. шестидесяти
В. шестьдесят
Т. шестьюдесятью !!!
П. о шестидесяти
1,5 и 150
И.п. и В.п
полтора, полтораста
Р.п., Д.п., Т.п., П. п.
полутора, полутораста
200,300,400
И. четыреста
Р. четырехсот!!!
Д. четыремстам
В. четыреста
Т. четырьмястами
П. о четырехстах
Проводить работу с текстом на уроках необходимо с 5 класса, особенно по лексике, орфоэпии, морфологии, включать задания, проверяющие умения владеть речевыми нормами. В работе со старшеклассниками я использую пособия по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И. П. В них размещены диагностические работы, тренировочные задания, типовые варианты ЕГЭ, а также краткая теория в таблицах, алгоритмы выполнения заданий, примеры решений, комментарии и ответы к заданиям.
Ирина Владимировна Казарцева