12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кульдяева Людмила Владимировна367
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Основные ошибки, допускаемые при выполнении задания 7.

Задание 7 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно. За правильно выполненнное задание можно получить один первичный балл.

7. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. КЛАДИ на стол

2. выглядишь БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

3. ДВЕ ТЫСЯЧИ ДЕСЯТЫЙ год

4. коробка СВЕЧЕЙ

5. наши ИНЖЕНЕРЫ

Примеры допускаемых ошибок

п/п Вид ошибки Примеры

1 Ошибочное словообразование отстабилизировать, ложу

2 Ошибочное образование формы каникулов, партизанов

существительного

3 Ошибочное образование формы более сильнее, звончее

прилагательного

4 Ошибочное образование формы обоих подруг, трое учениц

числительного

5 Ошибочное образование формы евойные, ихние

местоимения

6 Ошибочное образование формы ложите, ехайте

глагола

Для выполнения задания 7 необходимы знания в морфологии. При изучении морфологии проводить работу по развитию речи и предупреждению ошибок. При затруднении образования формы обращаемся к словарю.

Нужно обратить внимание на следующие темы:


I. Род имен существительных.

II.Формообразование частей речи: прилагательных, наречий, глаголов, числительных, местоимений, существительных.

III. Склонение и особенности сочетаемости имен

числительных.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно читаем задание.

2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).

3. Вспоминаем грамматические нормы русского языка в области словообразования частей речи (теория).

4. Ищем неверно написанное слово. Подбираем верный вариант.

5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).

Примеры работы на уроках с заданием 7.


1)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ прямо

белых ГОЛЬФ

лучшие ТРЕНЕРЫ

ТРЕМЯ ПЯТЫМИ

СЛОЖИВ полотенца

Знать

Действует тенденция к следующему соотношению флексий им. п. ед. ч. и род. п. мн. ч.: нулевая флексия им. п. ед. ч. – ненулевая флексия род. п. мн. ч. (стол – столов, рельс – рельсов);

ненулевая флексия им. п. ед. ч. – нулевая флексия род. п. мн. ч. (озеро – озер, макароны – макарон).

Множественное число Р.П.

С нулевым окончанием:

Арба – арб, басен, вишен, дел, дынь, копён, кружев, макарон, мест, кочерёг, ватт, вольт, ампер(-ов), полотенец, похорОн, простЫнь (и простынЕй), сАжен (и сажЕней), скирд, мётел, блюдец, пекарен.

Парные предметы:

Ботинок, валенок, сапог, туфель (вафель), тапок, чулок, плеч, погон.

НО: носкОВ, гольфОВ


2)Образуйте форму множественного числа

Окончание а-я Окончание ы-и

пояс

профессор

слесарь

сорт

стог

Знать

С окончанием –И/-Ы

Бухгалтеры, возЫ, вОры, вЫборы, гербЫ, гОды, госпиталИ, инженЕры, инспЕкторы, кАбели, кожухИ, кОпны, лЕкторы, малярЫ, мЕсяцы, офицерЫ, Очереди, плОскости, пОдписи, пОлисы (мед.), пОлюсы (геол.), пОхороны, пОчерки, призЫ, прОстыни, редАкторы, сажЕни, скИрды, столярЫ, тОрты, трЕнеры, шофЁры.

С окончанием а-я

АдресА, векселЯ, вензелЯ, директорА, докторА, кителЯ, кружевА, кучерА, мастерА,прожекторА (и прожекторЫ), профессорА, сортА, сторожА, шелкА, якорЯ


3)Прочитайте, раскрывая скобки

Противоборствующие политические (лагерь) не намерены заключать новые (договор) друг с другом.

В редакции хранятся (ворох) писем читателей.

Поставили новые (жёлоб).

Здесь лежат ароматные (крендель).

Предприятию требуются опытные (токарь) и (слесарь).

4)Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


стережёт сокровища

положи на место

заплакал ушибившись

щиплет щёки



Укажите пример, в котором нет ошибки в образовании формы слова.


езжай вперёд

неудавший эксперимент

вытерев руки

изучившийся роман

5)Выберите одну из форм глагола


В лесу (рыскают – рыщут) волки. По городу (рыскают – рыщут) полицейские.

Солнце пригревает всё сильнее, с крыш (капает – каплет). Куда мне торопиться, надо мной не (капает – каплет).

Эта рыба (метает – мечет) икру всегда в одном месте. Тот молодой спортсмен (метает – мечет) копьё дальше всех.

Обдумав очередной ход, шахматист (двигает – движет) фигуру. Жорес Алфёров – один из тех, кто (двигает – движет) науку вперёд.

Знать

жечь -- жгу -- жжёт -- жжём -- жжёте -- жгут;

хотеть -- хочу -- хочешь -- хочет -- хотим -- хотите -- хотят; бежать -- бегу -- бежишь -- бежит -- бежим -- бежите – бегут;

беречь – берегу – бережёт;  

печь -- пеку -- печёт; Но: тку -- ткёт – ткут;

лечь -- лягу -- ляжет -- ляг,

стеречь -- стерегу -- стережёт -- стерегут;

ловить -- ловлю, блестеть -- блещу,

весить -- вешу – весишь;

лазит – лазят;

ездить – ездят, ездите, поезжай(те);

класть – клади;

положить – положи;

искать – ищут, ищи;

выздороветь -  я выздоровею, ты выздоровеешь, он выздоровеет; обессилеть -   я обессилею, ты, обессилеешь, он обессилеет. 


6)В каком случае допущена ошибка в склонении числительного?

1. встреча с четырьмястами семьюдесятью абитуриентами

2. автобус со сто одиннадцатью пассажирами

3. приглашения девяноста восьми гостям

4. не более двухсот экземпляров

Знать

Склонение числительных

40, 90, 100

И. п. , В.п.

сорок, девяносто, сто

Р.п., Д.п., Т.п., П. п.

сорокА, девяностА, стА

30, 50-80

И. шестьдесят

Р. шестидесяти

Д. шестидесяти

В. шестьдесят

Т. шестьюдесятью !!!

П. о шестидесяти

1,5 и 150

И.п. и В.п

полтора, полтораста

Р.п., Д.п., Т.п., П. п.

полутора, полутораста

200,300,400

И. четыреста

Р. четырехсот!!!

Д. четыремстам

В. четыреста

Т. четырьмястами

П. о четырехстах


Проводить работу с текстом на уроках необходимо с 5 класса, особенно по лексике, орфоэпии, морфологии, включать задания, проверяющие умения владеть речевыми нормами. В работе со старшеклассниками я использую пособия по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И. П. В них размещены диагностические работы, тренировочные задания, типовые варианты ЕГЭ, а также краткая теория в таблицах, алгоритмы выполнения заданий, примеры решений, комментарии и ответы к заданиям.



Опубликовано в группе «Проект «10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ (ГИА)»»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.