Основные положения МКТ
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика.
Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории"
Цели урока:
Образовательные:
- сформулировать основные положения МКТ;
- раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;
- установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
- учиться решать качественные задачи;
- развивать наблюдательность, самостоятельность;
- развивать мышление.
Воспитательные:
продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Планируемые результаты:
Знать:
основные положения молекулярно кинетической теории и их опытные обоснования; понятия диффузии, броуновского движения.
Уметь:
формулировать гипотезы и делать выводы, решать качественные задачи.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, штатив, спиртовка, колба с покрашенной водой, резиновая пробка со стеклянной трубкой, колба (пустая), раствор аммиака, фенолфталеин, прибор для демонстрации расширение тел при нагревании, пружина.
Методы обучения:
словесные
наглядные
практические
проблемные (вопросы)
Межпредметные связи:
химия
информатика
Тема: Основные положения МКТ
Эпиграф (на доске):
Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
Преподаватель. Ребята, прочитайте на доске тему нашего урока «Основные положения МКТ»
Введение в молекулярную физику
Преподаватель. Физика изучает различные явления природы. Все вы на уроках физики изучали физические явления, такие как механические, электрические и оптические, но кроме этих явлений в окружающем нас мире столь же распространены – тепловые явления. (Слайд 1) Тепловые явления изучает молекулярная физика (слайд 3).
Таким образом, мы приступаем к изучению молекулярной физики – рассматриваем строения и свойства вещества на основе МКТ (слайд 5).
Из истории молекулярно-кинетической теории
Основные положения, на которых базируется молекулярно-кинетическая теория вещества, высказывались уже в глубокой древности. Ещё Демокрит и Левкипп, знаменитые мыслители древней Греции, около 2300 лет назад учили, что все вещества построены из мельчайших частиц — атомов и что эти атомы могут быть различных видов.
Те же мысли встречаем мы через столетие у Эпикура, а несколько позже у древнеримского поэта и мыслителя Лукреция в его знаменитой поэме «О природе вещей».
Идеи античных атомистов долгое время находились в забвении. Церковь преследовала учёных, развивавших идеи об атомно-молекулярном строении вещества. Показателен в этом отношении следующий исторический факт. В 1626 г. парижский парламент издал декрет, запрещавший под угрозой смертной казни распространение идей об атомно-молекулярном строении вещества как материалистических в своей основе.
Несмотря на преследование церкви, блестящие мысли, скорее догадки, античных атомистов снова получили распространение и дальнейшее развитие в середине XVII в.
С XVII в. существовали две гипотезы о природе теплоты. Согласно первой теплота представляет собой особый вид материи — теплород. Содержание теплорода в теле определяет его температуру, процессы теплообмена обусловлены переходами теплорода из одного тела в другое. На основе представлений о теплороде сформировались такие понятия, как «количество теплоты», «теплоемкость тела» и др.
Вторая гипотеза о природе теплоты — корпускулярная — объясняла все тепловые явления движения частиц, из которых состоят тела. Такие взгляды на природу теплоты высказывали английский философ Ф.Бекон, французский ученый Р. Декарт. В подлинную же научную теорию эти идеи превращаются только в XVIII в.
Сценка
Ведущая. Для начала перенесемся в середину XVIII в.
(1744 год, Санкт-Петербург, научная лаборатория М.В. Ломоносова. На лабораторном столе — химическое оборудование, модель паровой машины Ньюкомена. Ученый работает над трактатом «Размышления о причине теплоты и холода». Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года».)
М.В.Ломоносов. Как ученые могут утверждать, что теплород является причиной нагревания и охлаждения тел? Они считают, что теплород — особая материя, которая не может создаваться и уничтожаться, а только передается от одних тел к другим; при нагревании теплород в тело поступает, при охлаждении — отдается. Значит, горячее тело содержит больше теплорода, чем холодное. Но тогда при нагревании вес тела должен увеличиваться, но этого не наблюдается в моих опытах. Теория теплорода не может объяснить нагревание тел при трении. Нет, здесь что-то не так! Я считаю, что причина повышения температуры, т.е. степени нагретости тела, — движение молекул. И все тепловые явления обусловлены изменениями именно в их движении.
Ведущая . М.В.Ломоносов в своем трактате «Размышления о причине теплоты и холода» изложил все основные положения молекулярно-кинетической теории и причины теплоты.
Изучение нового материала
Преподаватель. В основе МКТ строения вещества лежат три основных положения.
Тема урока: “Основные положения МКТ”
Слайд 6
I положение МКТ
Все вещества состоят из частиц(атомов и молекул).(Слайд)
Доказательства:
Механическое дробление (мел)
Растворение вещества (марганцовка, сахар)
Сжатие и растяжение тел (пружина)
Опыт №1: Нагреваем стальной шарик, который в не нагретом состоянии спокойно проходит сквозь стальное кольцо. После нагревания шарик застревает в кольце. Остыв, шарик проваливается в кольцо.
Вывод: При нагревании стальной шарик расширяется (увеличивается в объеме), а при охлаждении сужается (уменьшается в объеме).
Опыт №2: Колбу, в которую вставлена резиновая пробка со стеклянной трубкой, устанавливают так, что конец трубки оказывается опущенным в воду. При нагревании колбы воздух, находящийся в ней, расширяется и начинает выходить из неё. Об этом можно судить по пузырькам, которые образовываются на конце трубки опущенной в воду, отрываются и всплывают. После прекращения нагревания, вода, находящаяся в стакане, начнет подниматься по трубке и заполнять колбу.
Вывод: Газы при нагревании также увеличиваются в объеме, а при охлаждении уменьшаются в объеме.
Вывод: Вещество состоит из частиц, которые при нагревании расширяются;
При нагревании тела расширяются (опыты)
Ну, и прямое доказательства – электронные и ионные микроскопы
II положение МКТ
Частицы хаотически движутся
Опыт №3: В колбу помещают листочки бумаги, смоченные фенолфталеином – веществом, которое при соединении с аммиаком окрашивается в оранжевый цвет. Это свойство фенолфталеина служить индикатором присутствия аммиака, демонстрируем предварительно на отдельном листочке бумаги, смоченным этим веществом. После этого у горлышка колбы закрепляют ватку с аммиаком. Через некоторое время листочки бумаги, смоченные фенолфталеином, окрашиваются в оранжевый цвет (Рис. №3).
Определение: Диффузия – процесс взаимного проникновения различных веществ, обусловленный тепловым движением молекул
Броуновское движение
Определение: Броуновское движение – это тепловое движение взвешенных в жидкости (или газе) частиц.
Характер движения зависит от:
Вида жидкости;
Размера и формы частиц;
температуры;
Причина движения: удары молекул о частицу не компенсируют друг друга.
III положение МКТ
Опыт №5. Смачиваю две стеклянные пластинки и прижимаю их друг к другу. После пытаюсь их отсоединить, для этого прилагаю некоторые усилия.
Вывод: Частицы притягиваются друг к другу.
Опытные обоснования:
- склеивание;
- смачивание;
- твердые тела и жидкости трудно сжать.
Вывод:
силы притяжения и отталкивания действуют одновременно;
силы имеют электромагнитную природу.
Роль молекулярно-кинетической теории в природе, технике
1. Питание растений из почвы
2. В организме человека и животных всасывание питательных веществ происходит через стенки пищеварения.
3. Цементация.
V. Решение качественных задач (Контроль) (слайд 16,17)
На каком физическом явлении основан процесс засолки овощей, рыбы, мяса?
В каком случае процесс происходит быстрее – если рассол холодный или горячий?
На каком явлении основано консервирование фруктов и овощей?
Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?
Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ?
Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате. Почему?
Как вы думаете, что может произойти в результате ядерной войны?
Как можно объяснить исчезновение дыма в воздухе?
VI. Домашние задание
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1458792810.ppt (Презентация)
Rudzyty