12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дмитриева Оксана Леонидовна1935
Люблю детей
Россия, Крым респ., Джанкойский район, с. Овощное

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Правило первое состоит в том, что подростка нужно побуждать высказывать свое мнение. Ему нужно дать возможность быть выслушанным, предоставить право до конца изложить свои взгляды на жизнь, пусть они будут не совсем верными или даже совсем неверными. Следует не торопиться оспаривать их с высоты своего авторитета, а, наоборот, постараться продемонстрировать уязвимость его позиции, чтобы он имел возможность поначалу «переубедить своего воспитателя». Главное при этом — сохранить желание спорить, а значит — говорить начистоту. Развенчивать ошибочные взгляды нужно постепенно, исподволь подводя к противоречиям, которые неизбежно должны привести к отрицанию плохого и неверного.

Правило второе требует от воспитателя по возможности незаметно для подростка вторгаться в круг его неформальных отношений, особенно когда есть необходимость применить к членам группы, в которую он входит, меры наказания или изолировать их от сверстников. Часто бывает, что педагогическая изоляция лидера группы облегчает положение педагогически запущенного подростка, так как ему теперь не нужно постоянно подтверждать свою репутацию «хулигана», которая его не воодушевляет, но, тем не менее, если конфликту дать разыграться открыто, он без колебаний займет среди подростков позицию против педагогического коллектива.

Правило третье заключается в том, что трудновоспитуемому подростку нужно обеспечить реальную возможность занять достойное место в коллективе. Нужно сделать все, чтобы выявить у подростка задатки и способности, благодаря которым он мог бы получить хотя бы минимальное преимущество перед сверстниками. В учебе, труде, в правовом, эстетическом, физическом воспитании нужно опираться на выигрышные стороны его личности. Их развитие — одна из важнейших задач педагогического коллектива, для выполнения которой необходимо мобилизовать средства социальной работы.

Правило четвертое рекомендует социальному педагогу, социальному работнику или психологу установить доверительные отношения между педагогически запущенным подростком и коллективом воспитанников. Естественно, что это дается не сразу. Нередко для того, чтобы добиться успеха, педагогу приходится вначале нейтрализовать то отрицательное влияние, которое запущенный подросток оказывает на остальных. Зная его манеру подавлять слабых и создавать себе преимущества за счет других, социальный педагог, социальный работник или психолог может выступать на стороне унижаемых и лишь потом, когда ядро коллектива окрепнет, расширить ролевые возможности трудновоспитуемого. Нужно обязательно доверить такому подростку возможность выступить перед окружающими от лица коллектива: группы, отряда, лагеря, школы. Одобрение окружающих — сильнейшее средство приобщения к общим интересам.

Правило пятое состоит в преодолении предвзятого отношения к подростку со стороны общественности. Демонстрация постоянного ожидания плохого поступка, готовность немедленно призвать к порядку и наказать, откровенное разочарование в человеческих достоинствах несовершеннолетнего — таков психологический фон, который часто неоправданно создается вокруг педагогически запущенных подростков. Социальным педагогам приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы преодолеть агрессивную настороженность общественного окружения подростка, ставшего на путь исправления,

Правило шестое: дать возможность педагогически запущенному подростку самостоя-тельно шефствовать над младшими ребятами с аналогичной судьбой, когда его доверительные отношения с коллективом достаточно окрепнут. Ничто так не закрепляет навыки социального поведения, как собственные усилия по утверждению своих принципов и идеалов.

Правило седьмое: знать состояние здоровья подростка, замечать признаки повышенной утомляемости, эмоциональной несдержанности, истощаемости внимания, свидетельствующие о наличии заболеваний. Знать, какие болезненные проявления, физические и психические недостатки воспитанника заставляют его опасаться насмешек и издевательств со стороны сверстников.

И, наконец, в ответ на проступок воспитанника социальный педагог вынужден отреагировать и мерой наказания. Это необходимо, прежде всего, самому несовершеннолетнему, так как на него подросток и ориентировался, когда нарушал известное ему предписание. Это проявление общественной справедливости и должно применяться соответственно тяжести содеянного. Искусство наказания состоит в том, чтобы разумно взвесить его компоненты: раскаяние и боязнь возмездия; стыд и угрызения совести; стремление к реабилитации. Особенно нужно помнить, что наказание должно завершать конфликт, а не создавать его и что его разрушительные последствия не должны превышать разрушительные последствия самого» проступка. При этих условиях наказание будет принято подростком как мера справедливости.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.