Педагогический проект «Правила дорожного движения»
Автор: Ряттель О.А. воспитатель, педагог второй квалификационной категории.
Ст.Шуйская
Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта: досугово-познавательный.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
Оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Ожидаемые результаты:
Создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
Установление связей с ГИБДД;
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Участники:
Дети старшего дошкольного возраста
Заведующая ДОУ
Инспектор ГИБДД
Родители воспитанников
Музыкальный руководитель
Библиотекарь
Заместитель заведующей ДК
Методист ДК
Воспитатели группы «Маслята»
Основные направления работы:
Всю работу, которая предшествовала созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (анкетирование родителей и индивидуальные беседы)
Уточнение знаний и представлений детей о ПДД (проведение диагностики)
Изучение литературы. Приложение 1
Можно выделить 2 направления проекта:
Совместная деятельность детей.
В этом направлении основным является:
Занятия познавательного цикла;
Продуктивная деятельность;
Игровая деятельность.
Для закрепления проводятся:
Экскурсии и наблюдения;
Целевые прогулки;
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Досуги, развлечения;
Встречи с инспектором ГИБДД.
Взаимодействие с родителями:
Изготовление стендов с наглядной информацией;
Консультации;
Тематические родительские собрания;
Семинары с участием инспектора ГИБДД;
Анкетирование;
План работы:
Август
проведение диагностики (приложение 2)
анкетирование родителей (Старцева стр.27) (Приложение 3)
Сентябрь
Тема: Транспорт
Занятия:
Ознакомление с окружающим «Транспорт»
Конструирование «Грузовой транспорт» (Лиштван стр109)
Лепка предметная на форме «Едим – гудим! С пути уйди» (Лыкова стр.170)
Игры:
д/и «Составь автомобиль»
пазлы «Транспорт»
Строительные «Строим гараж»
С/р «Заправка»
Целевая прогулка:
«к проезжей части» - закрепить знания о транспорте, его классификацию.
Беседа:
«Как работают водители» (Черепанова стр.27)
Чтение, разучивание:
Н.Носов «Автомобиль»
Я.Пищумов «Говорящая машина»
Работа с родителями:
Оформление стенда «Дорожно-транспортный травматизм»
Октябрь
Тема: Улица
Занятия:
Составление рассказа по картине «Улица города» (Черепанова стр.30, алгоритм)
Рисование «Пешеходы идут по улице» (Комарова стр151)
Аппликация «Дома на нашей улице» (Комарова стр99)
Игры:
д/и «Кто лучше»
д/и «Свой поселок»
д/и «Найди на плане»
Строительные «Строим свою улицу»
С/р «Улица»
Целевая прогулка:
«к проезжей части» - знакомство с улицей детского сада.
Беседа:
«Безопасность на улице» (Авдеева «Безопасность на улице»)
Чтение, разучивание:
С.Михалков «Моя улица»
Т.А.Шорыгина «Переходим через улицу»
Досуг:
Выступление инспектора ГИБДД
Работа с родителями:
Выставка совместных рисунков «Моя улица»
Ноябрь
Тема: Светофор
Занятия:
Рисование «Красный сигнал светофора»
Лепка «Светофор»
Игры:
д/и «Светофор»
п/и «Кто быстрее соберет светофор»
С/р «Улица»
Беседа:
«2 светофора»
«История создания светофора»
Чтение, разучивание:
Прокофьев, Сапгир «Мой приятель светофор»
О.Тарутин «Для чего нам светофор»
«Почему у светофора 3 глаза» (Журнал «Растем вместе»)
Работа с родителями:
Выступление инспектора ГИБДД
Декабрь
Тема: Дорожные знаки
Занятия:
Ознакомление с окружающим «Наш поселок» (Черепанова стр27)
Рисование «Знаки дорожного движения» (Черепанова стр30)
Аппликация «Знаки в нашем поселке»
Игры:
д/и «Разложи знаки по форме»
д/и «Найди лишний по цвету, форме.»
Лабиринт «Найди и собери»
д/и «Собери знак»
Целевая прогулка:
«Дорожные знаки» (Старцева стр.60).
Беседа:
«Зачем нужны дорожные знаки»
Чтение, разучивание:
В.Семерин «Запрещается-разрешается»
Досуг:
Вечер загадок
Работа с родителями:
Выставка совместных работ «Дорожные знаки»
Январь
Тема: Правила поведения в транспорте
Занятия:
Развитие речи «Составление рассказа по картине Гербовой «Случай в автобусе» (Черепанова стр32)
Игры:
д/и «Правильно, опасно»
Игра ситуация «В автобус вошла бабушка»
С/р «Автобус»
Целевая прогулка:
«К остановке»
Беседа:
«Правила поведения в транспорте»
Чтение, разучивание:
С. Михалков «Шел трамвай №10»
Маршак « Автобус №26»
Февраль
Тема: Велосипед, самокат, роликовые коньки
Занятия:
Рисование «Мальчик на самокате»
Ознакомление с окружающим «Катаемся безопасно»
Игры:
д/и «Правильно-неправильно»
Ситуация «Мне купили самокат»
Беседа:
«Как правильно кататься»
Чтение, разучивание:
С.Михалков «Скверная история»
Досуг:
Выход в ДК «ПДД»
Работа с родителями:
«Летний отдых впереди»
Март
Прослушивание аудиозаписи детских рассказов правилах дорожного движения
Итоговое занятие (Приложение 4)
Проведение диагностики (Приложение2)
Приложение 1
Список литературы:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
А.Добрушин «Для детей, родителей, водителей». – М.: 1990.
Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80стр.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: «Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.- 80 с. (Развивающие сказки для детей)
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
«Растем вместе» Журнал для воспитателей и родителей дошкольников. Пилотный выпуск
Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Программа развития)
Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
Три сигнала светофора :Дидактические игры, сценарии вечеров, досуга:Книга для воспитателя д/с: из опыта работы /В.А.Добрякова, Н.В.Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989г.
Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________
Дата заполнения "_____"____________200 __ г.
"_____"____________200 __ г.
"_____"____________200 __ г.
Вопрос |
Ответ ребенка |
Балл |
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице, о правилах перехода проезжей части. |
||
1. Что такое улица? |
||
2. Как регулируется движение на улице? |
||
3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают? |
||
4. Как называется человек, который регулирует движение на дороге? |
||
5. Что помогает регулировщику управлять движением? |
||
6. Где должны ходить пешеходы? |
||
7. Где и как нужно переходить дорогу? |
||
8. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон? |
||
9. Как обозначается пешеходный переход? |
||
10. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы |
||
11. Где на проезжей части можно переждать поток машин? |
||
12. Где должны ездить автомобили? |
||
13. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта? |
||
14. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь? |
||
15. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? |
||
Знание дорожных знаков (с использованием наглядного материала - дорожных знаков) |
||
16. Для чего нужны дорожные знаки? |
||
17. Какие дорожные знаки ты знаешь? |
||
18. Покажи и назови запрещающие знаки. |
||
19. Покажи и назови информационно-указательные знаки. |
||
20. Покажи и назови предупреждающие знаки. |
||
21. Покажи и назови знаки сервиса. |
||
Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте |
||
22. Что такое общественный транспорт? |
||
23. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте? |
||
24. Чего нельзя делать в транспорте? |
||
25. Какие ты знаешь правила поведения на улице? |
||
26. Чего нельзя делать на дороге? |
||
27. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках? |
||
28. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники? |
Примечания:
Опрос проводиться в несколько этапов.
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.