Программа «Нравственное воспитание социально и педагогически запущенных детей с ОВЗ «Мы шагаем в большой мир»
Программа
«Нравственное воспитание социально и педагогически запущенных детей с ОВЗ (задержкой психического развития ЗПР)»
«Мы шагаем в большой мир».
Арсеньева Е.Н.
МБОУ ООШ № 19
Обоснование необходимости создания программы.
Изучение состояния современных взглядов на процесс воспитания ( учёных-педагогов и педагогов-новаторов Е.В.Бондаревской, М.И. Рожкова, О.С.Газмана, Н.М.Таланчука,Н.Е. Щурковой,) и опираясь на них у меня возникла мысль создания программы воспитания социально и педагогически запущенных детей с задержкой психического развития, вверенных мне как классному руководителю.
Учащиеся класса – дети из различных микрорайонов города. Класс сформирован из детей, прошедших МПК (медико-педагогическая комиссия) и получивших направление для обучения в класс КРО (классы коррекционного обучения). Все дети с ЗПР (задержка психического развития), со сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, замедленным темпом восприятия и переработки информации, с несформированными основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), лишены самостоятельности. В связи с этими психическими особенностями у большинства отсутствует или очень занижена учебная мотивация. Отношение к школе настороженное. Частые пропуски при обучении в начальной школе объясняются тем, что многие дети боялись идти в школу из-за невыученных уроков, и, как следствие, боялись негативного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. У детей с ЗПР неравномерно развиты виды мышления. Наиболее ярко выражено отставание в словесно-логическом мышлении, лучше развито наглядно-действенное мышление.
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность, а также повышение уровня тревоги и агрессии. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.
Учащиеся класса – дети из неполных, малообеспеченных или неблагополучных семей, имеют отрицательный социальный опыт. Родители большинства учеников равнодушны к проблемам своего ребёнка. Всё их воспитание сводится к наказанию. Дети социально запущены, многие безнадзорны.
Факт появления задержки психического развития часто связывается с отрицательным воздействием школы, учителей ( педагогическая запущенность). Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР.
Дети с ЗПР, социально отвергнутые и педагогически запущенные становятся «трудными».
Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая нестабильность;
усиление влияния массовой культуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
асоциальное поведение родителей, неполные семьи, отсутствие контроля со стороны родителей.
Именно такие «трудные» дети и составляют контингент учащихся класса. И это не вина этих детей, а их беда.
Я работаю с детьми, которые оказались отторгнутыми в других школах по разным причинам, которые лишены каких-либо нравственных навыков поведения по приведённым выше причинам.
Необходимость создания программы воспитания школьников, выбор её приоритетных направлений возникла в связи с переходом учащихся 4б класса из начальной школы в 5б класс, сменой классного руководителя. Это всегда для детей стрессовый, болезненный момент. Для того, чтобы выстроить систему дальнейшей работы с детьми, не нарушая преемственности в воспитательном процессе в начальной школе и в переходном периоде, необходимо было изучить психологические особенности самих детей, их уровень развития и направленности их личности. Необходимо было изучить семьи этих детей и участие семьи в воспитательном процессе.
В ходе совместной работы классного руководителя в начальной школе, классного руководителя, принявшего класс, психолога, социального педагога, логопеда по изучению состояния воспитанности учащихся класса были сделаны следующие первоначальные выводы:
1.При изучении состава учащихся обнаружилось, что класс формировался в течение всех 4 лет. Из 12 человек, обучающихся в данном классе, только 5 человек учатся в нем с первого класса. Все они имели протоколы осмотра МПК и рекомендации по обучению в классе КРО в связи с задержкой психического развития. Все остальные учащиеся переведены из других школ, либо по причине неуспеваемости, так как не справлялись с учебной программой; либо имели неадекватное поведение, конфликты со сверстниками, с учителями.
2. Семейное воспитание не содействовало и не содействует развитию ребёнка, так как большинство родителей имеют низкий социальный статус и ведут асоциальный образ жизни. .
3.Работа классного руководителя в начальной школе сводилась, прежде всего к коррекции учебной программы и работе по усвоению её. (Ликвидация педагогической запущенности).
В связи с тем, что уровень воспитанности учащихся, собранных за 4 года в классе был чрезвычайно низок, многие дети не соответствовали по уровню интеллектуального развития своему возрасту, отличались очень узким кругозором, имели малый запас слов, имели психологические проблемы, создание программы «Нравственное воспитание социально и педагогически запущенных детей с ЗПР»» с названием « Мы шагаем в большой мир», было оправданным. Название программы отражает цель и задачи нравственного воспитания: формирования человека с высокими нравственными принципами, ставших нормой поведения, усвоившего правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации, вступив в большой и непростой мир.
.Выбор направления работы оправдан ещё и тем, что, в настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в стремительной смене ценностей общества. Отсутствие нравственных идеалов, навязывание СМИ извращённого понимания цели жизни, с которым встретилось наше общество, оказывают негативное воздействие на детей, подростков и молодёжь. А именно им жить в будущем, строить с этим негативным грузом свою жизнь. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки.
Процесс нравственного воспитания будет эффективным, и будет способствовать развитию нравственности у школьников, если:
· Будут выделены принципы: целостность, последовательность, систематичность.
· Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью .
Цель нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
При создании программы я опиралась на концепцию, разработанную коллективом ярославских, калининградских ученых (М.И. Рожков - научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).
Личностно-ориентированный подход в воспитании явился основополагающим при построении программы.
Программа рассчитана на работу в 5-9 классах и имеет следующие этапы реализации:
5-6 класс « Я познаю себя» ( Кто я? )
уровень самопознания
Самопознание - это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Однако современная социо-культурная ситуация в обществе изменила ценностные ориентации подростков, многие из которых сегодня на первый план выдвигают материальные, а не нравственные ценности. Это ведет к оскудению взаимоотношений между людьми, к непониманию чувств и состояний другого, к неумению сопереживать другому человеку. Стало очевидным, что без ориентации школьников на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему ребенка принять человека как своего друга. Самопознание очень условно можно разделить на 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию и самоанализ. Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей...
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральнные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения
( изучаем себя, свои привычки и формируем навыки культуры поведения, расширяем кругозор)
7-8 класс - «Я и окружающий меня мир людей» (Какой я?Что я делаю?) Я хочу, чтобы меня понимали и принимали, я учусь понимать и принимать других людей».) Что я знаю о других людях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как мне управлять своими эмоциями? Что делать, чтобы достичь поставленной цели? Как вести себя в трудных ситуациях? Как сохранить свое здоровье?
Уровень самосознания.
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным "ядром" личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У школьников встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.( См. приложение. (Уровень самооценки учащихся).
Самоутверждение- право быть собой. Основное право, из которого вытекают все остальные личные права, может быть сформулировано очень просто: вы имеете право окончательного решения относительно того, какой вы и что вы делаете.
У самоутверждения есть две стороны: уважение прав других людей и соблюдение собственных прав.
На этом этапе происходит формирование совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности ( характера), проявляющихся в деятельности и общении и определяющих систему отношений человека, активно ведётся профилактика вредных привычек (курения, наркомании, токсикомании), Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, "делать всё, как все"; с другой стремление к самовыражению, желание "иметь своё лицо", быть индивидуальностью.
9 класс - «Я смотрю в будущее» (Что я могу?) (Как найти своё место в жизни, чтобы оно приносило удовлетворение мне, а я был максимально полезен обществу)
Уровень самореализации.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах
деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в
системе общественных связей и отношений. Самореализации
«вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у
разных людей различны. Именно это делает человека индивидуальностью.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Субъектная самореализация проявляется в отношении к социальным явлениям, в познании социальных явлений, в преобразовании социального окружения в целом и себя в нем, в частности.
На этом этапе главными задачами являются: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, сознательного подхода к выбору профессии.
Выбор названия программы и её периодизация связаны с тем, что у растущего и формирующегося ребёнка сначала проявляется интерес к себе в сравнении с другими людьми, за тем расширяется поле взаимодействия с миром, усложняются задачи коммуникации его в обществе, далее происходит осознание своего места в социуме и активное взаимодействие с ним.
Основные принципы построения программы:
1.Диалогичность Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях.
2. Целостность. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
3. Непрерывность ..Процесс нравственного воспитания длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
4.Ппринцип последовательности и систематичность. Реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (2, с.386).Решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким
5. Объективность. Каждый ребёнок уникален, со своими достоинствами и недостатками, имеет право на ошибку и на своевременное одобрение деятельности. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.
6. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
7. Открытость и комплексность Процесс воспитания осуществляется взаимосвязанной работой классного руководителя, учителей-предметников, работающих в классе, учащихся, их родителей, психолога, социального педагога, работников внешкольных организаций.
Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.
Направление работы.
1. «Моё Отечество». Развитие чувства патриотизма, любви к Родине, своему родному краю и своему народу путём использования в работе символов государства, знакомства с народными обычаями, с историей родного края.
2. «Интеллект». Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, путём адаптации учебных программ по предметам и применения передовых педагогических технологий коррекционного обучения. Борьба с прогулами занятий.
3. «Досуг». Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу
4. «Здоровье». Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек Профилактика наркомании и токсикомании.
5. «Уважай закон». Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний. Профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения.
6. «Работа с родителями». Работа по выявлению учащихся из семей, находящихся в социально-опасном положении и организация помощи им.
Механизм реализации программы.
Логика программы выстроена в соответствии с возрастными особенностями развития школьников
На первой ступени реализации программы (5-6 класс « Я познаю себя» ( Кто я? )
уровень самопознания
делается упор на развитие у детей любознательности, доверия, чуткости; укрепление чувства уверенности в себе и понимания других; формирования самооценки, повышение мотивации учения, привитие опыта группового взаимодействия в общественно-значимой деятельности. Формирование совокупности всех представлений индивида о себе самом, сопряженных с их оценкой.
На второй ступени реализации программы (7-8 класс - «Я и окружающий меня мир людей» (Какой я?Что я делаю?) Я хочу, чтобы меня понимали и принимали, я учусь понимать и принимать других людей».) Что я знаю о других людях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как мне управлять своими эмоциями? Что делать, чтобы достичь поставленной цели? Как вести себя в трудных ситуациях? Как сохранить свое здоровье?
Уровень самосознания.
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Приоритетно создание ситуации успеха, свободы, самостоятельности ребят, возможность самоутверждения, формирование чувства собственного достоинства, упорства в достижении цели справедливости и правдивости как черт характера. Развитие инициативы и творчества, организаторских умений и навыков.
На третьей ступени реализации программы «Я смотрю в будущее» (Что я могу?) (Как найти своё место в жизни,, чтобы оно приносило удовлетворение мне, а я был максимально полезен обществу)
Уровень самореализации.
Самореализация проявляется в отношении к социальным явлениям, в познании социальных явлений, в преобразовании социального окружения в целом и себя в нем, в частности.
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, сознательного подхода к выбору профессии.
Раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности Главная задача – самовоспитание, культура общения, воспитание чувства собственного достоинства, укрепление представления о себе как о взрослом человеке, отказ от причинения вреда и насилия, развитие способности поставить себя на место другого человека, соотнести свои способности с возможностями их реализации (профориентация). Формирование чувства ответственности за совершённые поступки.
Формы, методы воспитательной работы в рамках реализации программы нравственного воспитания социально и педагогически запущенных детей с ЗПР».
Форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.
1.Классный час. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся
2.Беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5, с.143-149).
3.Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция.
4.Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся.
5.Приобщение учащихся к искусству, экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. (4, с.89-94).
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с 143).
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
1.Методы убеждения – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения.
2. Методы упражнения - это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности.
3. Поощрение и наказание обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
4. Метод игровых ситуаций. Для детей с ЗПР отражением и воспроизведением общественной жизни является игра. Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.
Функции классного руководителя:
1.систематическое и всестороннее изучение учащихся
2. обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
3. разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.
4. Создание условий для саморазвития и самореализации потенциала учащегося.
5.Координирование взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
правила общения с учащимися:
· приветствовать всех и каждого при появлении;
· при обращении к человеку называть его по имени;
· оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;
· быть доброжелательными со всеми;
· уважать каждого человека;
· допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;
· нельзя посягать на другого человека.
. «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». (11, с.349).
Программа
Нравственного воспитания социально и педагогически запущенных детей с задержкой психического развития
«Мы шагаем в большой мир»
Цель программы:
Развитие индивидуальных способностей учащихся с помощью образовательно-воспитательной среды, развитие личности школьника, формирование культуры поведения и толерантных межличностных отношений, готовности к самостоятельной жизни и труду в изменяющихся социально-экономических условиях.
Задачи:
1. Сформировать у социально и педагогически запущенных детей нравственные принципы, нравственные нормы, правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
2.Создать эмоционально-психологическую обстановку в коллективе класса, способствующую раскрытию лучших черт каждого ученика, побуждению его быть лучше, ориентироваться на нравственные поступки.
3.Организовать деятельность в коллективе, опираясь на систему этических ценностей, норм и правил поведения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в ученическом коллективе форм поведения и отношений.
4.Путём педагогической поддержки помочь учащимся найти разумное соответствия между способностями, видом ЦНД, желанием ребёнка занять своё место в обществе, быть полезным ему. Совершенствовать навыки общения и социального поведения, которые помогут адаптироваться в обществе. ( Уверенно смотреть в будущее).
5.Организовать деятельность учащихся по формированию способности личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий; постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и социальный опыт, противодействуя негативным воздействиям социальной среды.
Этапы реализации
Программа рассчитана на 5 лет . Это 3 ступеней развития детей, каждая из которых имеет своё название. На протяжении 5 лет все 3 направления работы тесно взаимосвязаны друг с другом, являются логическим продолжением друг друга, основываясь на возрастных и психологических особенностях детей.
1 этап (2013-2015) – 5-6 класс « Я познаю себя» ( Кто я? )
уровень самопознания
Главное направление: это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей.
Изучение психологических особенностей каждого ребёнка, их поведения в различных условиях, привычек. Педагогическая поддержка в формировании привычек, соответствующих нормам социальной жизни с помощью усвоения обычаев, традиций, которые культивируются в обществе. Формирование эмоционально-положительного климата в классе для создания комфортной обстановки каждому учащемуся для улучшения его личных качеств. Превращение нравственных привычек поведения в норму.
Цель:
Организовать процесс получения знаний о самом себе, научить выделять себя среди других, сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем.
Задачи:
1) Диагностика психофизиологических особенностей учащихся;
2) Социометрия.
3) Выявление привычек и наклонностей детей.
4) Знакомство с семьями учащихся с целью привлечения их к процессу совместного воспитания. Выявление семей, ведущих асоциальный образ жизни, с целью помощи ребёнку, находящемуся в этой среде.
5) Выявление учащихся группы риска;
6)Изучение обычаев, традиций, которые культивируются в обществе. Превращение нравственных привычек поведения в норму.
6)Формирование эмоционально-положительного климата в классе для создания комфортной обстановки каждому учащемуся для улучшения его личных качеств.
7). Организация досуга детей, организация внешкольной занятости учащихся.
8). Привития навыков самообслуживания ( дежурство по классу, по школе), уборка территории школы, работа на пришкольном участке.
Функции классного руководителя:
1.систематическое и всестороннее изучение учащихся
2. обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
3. разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.
4.Координирование взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
5. Пробуждение и развитие положительной мотивации деятельности ребёнка.
6. Педагогическая поддержка и направление деятельности учащегося на получении оценки самого себя, сравнивая себя с другими.
Ожидаемые результаты:
1) осознание собственных особенностей учащимся ( умение выделять положительные и отрицательные качества свои и товарищей в сравнении)
2) расширение кругозора и познавательных интересов.
2) осознанное отсутствие попусков уроков без уважительных причин.
3) установление атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения в классе между учащимися, учащимися и педагогами, работающими в классе, учащимися и классным руководителем.
4) установление взаимосвязи с семьями учащихся, выявление семей с асоциальным образом жизни.
5) систематическая уборка в классе, организация дежурства.
2 этап (2015-2017) 7-8 класс - «Я и окружающий меня мир людей» (Какой я?Что я делаю?) Я хочу, чтобы меня понимали и принимали, я учусь понимать и принимать других людей».) Что я знаю о других людях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как мне управлять своими эмоциями? Что делать, чтобы достичь поставленной цели? Как вести себя в трудных ситуациях? Как сохранить свое здоровье?
Уровень самосознания.
Главное направление в воспитательной деятельности :
формирование совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении и определяющих систему отношений человека.
Ориентирование на освоение детьми основных и базовых понятий нравственного сознания, нравственных требований и норм, видов нравственной деятельности и нравственных отношений.
Закрепление правил поведения, ограничение стремления подростков к самоутверждению, их выбор средств для этого ( иногда асоциального характера) правовыми нормами.
Цель : сформировать в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими, самосознание и адекватную самооценку.
Задачи:
1. Разработать и осуществить систему деятельности учеников, нацеленную на нравственно-волевую самоорганизацию и саморегуляцию поведения подростков
2. Сформировать систему отношений подростка
- к обществу (патриотизм, любовь к природе),
-к людям (доброжелательность, отзывчивость, коллективизм, справедливость, тактичность, честность);
-к труду (любознательность, самостоятельность, работоспособность, ответственность, целеустремленность);
-к себе (самокритичность, чувство собственного достоинства, независимость, уверенность в себе, выдержка).
3. Организовать взаимодействие с семьей, обеспечивающее дифференцированный подход к воспитанию нравственных и коммуникативных черт характера в совместной деятельности семьи и школы;
4. организовать внеклассную и внешкольную деятельность подростков, создающую воспитательное пространство и возможность проявления, развития, закрепления нравственных и коммуникативных черт характера.
5. Направить деятельность учащихся на организацию профилактических мероприятий против правонарушений и асоциального поведения.
Деятельность классного руководителя:
1) мониторинг развития каждого ребёнка, взаимоотношений внутри коллектива, уровня воспитанности и уровня самосознания и саморегуляции.
2) организация деятельности отдельных учащихся и групп внутри классного коллектива, повышение их самооценки.
3) расширение кругозора учащихся.
4) регулирование негативных процессов в классном коллективе.
5) организация работы с педагогами – предметниками с целью ликвидации пробелов в знаниях и недопустимости неуспеваемости.
6) Каждодневное индивидуальное и коллективное общение с классом.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора учащихся. Повышение учебной мотивации.
2. Расширение круга общения и овладение способами общения.
3. Активными действиями ребёнка, с помощью игры формировать самооценку, с самонаблюдение и самоконтроль, умение оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять адекватные ситуации качества личности.
4. Повышение уровня правовой культуры. Уважение прав других людей и реализация собственных прав и обязанностей.
5. Усваивание норм и эталонов взаимоотношений;
3 этап (2017-2018) - «Я смотрю в будущее» (Что я могу?) (Как найти своё место в жизни,, чтобы оно приносило удовлетворение мне, а я был максимально полезен обществу)
Уровень самореализации.
Главное направление в воспитательной деятельности :
Побуждение подростков к самореализации приобретённых качеств личности, которые проявляется в отношении к социальным явлениям, в познании социальных явлений, в преобразовании социального окружения в целом и себя в нем, в частности.
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, сознательного подхода к выбору профессии.
Раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности
Главная задача – самовоспитание, культура общения, воспитание чувства собственного достоинства, укрепление представления о себе как о взрослом человеке, отказ от причинения вреда и насилия, развитие способности поставить себя на место другого человека, соотнести свои способности с возможностями их реализации (профориентация). Формирование чувства ответственности за совершённые поступки.
Профилактика вредных привычек (курения, наркомании, токсикомании),
Цель: сформировать социально-адаптированную личность, способную адекватно оценить свои способности и правильно найти им применение, занять достойное место в обществе, подчиняясь правилам общежития, нравственным нормам.
Задачи:
-выявление психофизиологических особенностей учащихся с целью выявления профессиональных склонностей, помощь в выборе профессии и учебного заведения для продолжения обучения.
-воспитание чувства собственного достоинства, укрепление представления о себе как о взрослом человеке,
- развитие самостоятельности и инициативности.
- закрепление навыков общения, культуры поведения.
-избавление от зависимого поведения ( табакокурение, компьютерная игромания), профилактика алкоголизма и других зависимостей.
- Формирование чувства ответственности за совершённые поступки. отказ от причинения вреда и насилия, развитие способности поставить себя на место другого человека.
Деятельность классного руководителя:
1.Мониторинг изменения личностных характеристик учащегося
2. Изучение профессиональных склонностей.
3 Работа с группами риска (учащимися, способными на асоциальный поступок).
4. регулирование межличностных отношений в классном коллективе.
5. организация работы с педагогами – предметниками с целью ликвидации пробелов в знаниях и недопустимости неуспеваемости, подготовки к итоговой аттестации.
6. Каждодневное индивидуальное и коллективное общение с классом.
Ожидаемые результаты.
Психологическая и педагогическая помощь в выборе профессии.
Выбор учащимися профессионального заведения, для продолжения обучения, соизмеряя этот выбор с выявленными наклонностями.
Формирование социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в современном мире, опираясь на нравственные нормы.
Овладение коммуникативными навыками.
Осведомление в основных правовых вопросах.
Механизмы реализации
Программа по нравственному воспитанию реализуется в 3 этапа. Она предполагает прохождение 3 уровней, каждый из которых опирается на возрастные и психологические особенности детей, уровень их самоощущения и задачи, которые необходимо решать на каждом определённом промежутке обучения и воспитания. В работе активно используются психологические методы определения уровня развития личности и коллектива, что позволяет своевременно и правильно ставить развивающие и корректирующие цели и задачи. Каждая ступень имеет условное название, которое отображает направление воспитательной работы на каждом этапе. Все ступени построены по принципу преемственности, непрерывности и последовательности, что приводит вести воспитательную работу от «простого» к «сложному». В результате успешной реализации этой программы учащиеся получают представление о нравственных нормах общежития, последствиях их несоблюдения, пытаются проанализировать свои привычки и характер, с помощью классного руководителя повысить самооценку, избавиться от комплексов, научиться общению, что поможет им сориентироваться в большом мире отношений между людьми, спланировать своё будущее.
Формы работы ( способы организации деятельности) .
уровень (5-6 класс) класс « Я познаю себя» ( Кто я? )
Уровень самопознания
1. Диагностическое тестирование: «Социометрия», « ?» и т.д.
2.Классные часы: «Что такое привычка. Кто сильнее: я или привычка?»
«Мы родом из детства», « У нас в семье есть традиции», «Музыка разных поколений», « День рождения моего имени», «Легко ли быть белой вороной», « Правила поведения в театре, филармонии, в кинотеатре», «История моей семьи», « Поговорим, что в нас хорошего…», «Посеешь привычку - пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу.», «Я себя люблю за то, что..», «Надо ли человеку говорить о его недостатках?», «Каждый имеет право на ошибку», «Тебе интересно мнение товарища?»
3. Выходы в музеи, театр, кинотеатр.
4. Участие в праздничных концертах.
5. Организация классного праздничного мероприятия «День именинника», «День матери», « Я готов к защите Родины».
6. Организация выставки поделок « Семейное рукоделие»
7.Организация уборки класса и ухода за цветами.
8. Работа на пришкольном участке по выращиванию цветов, высадка кустов.
9. Конкурс дружеских шаржей « Посмеёмся над собой».
10 Родительские собрания: «Психологические особенности детей с ЗПР, пути преодоления трудностей», «Поощрение и наказание в воспитании, что важнее?», «Не наказываем ребёнка за двойки, а помогаем ему» и т.д.
Способы воздействия
1.Методы (Способы воздействия) убеждения (Беседы, классные часы, психологические тренинги).
2. Методы упражнения. (уборка класса, поведение в столовой, в общественных местах, в транспорте, игры, выставки, конкурсы)
3. Поощрение и наказание. (Записи в дневниках, письменные благодарности, устные благодарности на общих линейках и собраниях, обсуждение неблаговидных поступков на классном собрании, индивидуальные беседы).
2 Уровень (7-8 класс) «Я и окружающий меня мир людей»
(Какой я?Что я делаю?) Я хочу, чтобы меня понимали и принимали, я учусь понимать и принимать других людей. Что я знаю о других людях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как мне управлять своими эмоциями? Что делать, чтобы достичь поставленной цели? Как вести себя в трудных ситуациях? Как сохранить свое здоровье?
Уровень самосознания.
Мониторинг уровня воспитанности , межличностных отношений, уровня развития коллектива.
Классные часы:
« Умеем ли мы общаться по телефону», « История моего города», « Пять причин по которым ты обязан заниматься физкультурой», «Зачем человеку законы?», «Сколько ниточке не виться…», «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека», «Виды противоправных деяний и наказание за них», «Наказание за неуважение законов и личности», «Учись быть здоровым! Вредные привычки укорачивают жизнь», «Какие права есть у человека и кто их защищает», «Точность – вежливость королей. (Учись ценить время)», «А, знаешь, каким он парнем был!» (О Ю. Гагарине. Почему люди совершают героические поступки?), «Улица полна неожиданностей…» (Правила поведения, меры предосторожности), «Не делай шаг в бездну» (Профилактика наркомании), История песни «У деревни Крюково погибает взвод.». К Дню Победы.
-Что делать , чтобы достичь цели?
- Гнев – орудие бессилия
- Как сказать, чтобы тебя услышали.
3. Беседы с элементами диспута:
« Легко ли говорить нет», «Научись побеждать в споре не криком, а аргументами», « Сила есть, ума не надо?», «Волшебные слова» ( как надо говорить , чтобы тебя услышали?»
4. Ролевые игры ( «Суд над Заядлым курильщиком», разыгрывание типичных поведенческих ситуаций, правила пользования мобильным телефоном , правила поведения в магазине, общение с незнакомыми людьми, вас пригласили в гости, вы принимаете гостей, выбор подарка, поведение за столом и т.д.)
5. Выходы в музеи, театр, кинотеатр с последующим обсуждением увиденного.
6. Организация и участие в праздничных концертах.
7. Организация классного праздничного мероприятия «День именинника», « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», « А ну-ка, парни!», «Мой отец тоже служил в армии!»
8. Организация выставки семейных поделок из природного материала.
9. Организация исследовательских проектов о вреде курения и здоровом образе жизни, по экологии с последующим оформлением виде презентаций,
10. Поисковая работа («Ищу ветерана»; с использованием ИКТ «История моей семьи в истории моей страны»)
11. Встречи с интересными людьми и со специалистами-медиками, работниками правоохранительной системы.
12. Уборки класса, дежурства по школе.
13. Работа по очистке рощи по ул. Беленогова , работа по благоустройству пришкольной территории.
уровень « Мы смотрим в будущее».
(Что я могу?) (Как найти своё место в жизни,, чтобы оно приносило удовлетворение мне, а я был максимально полезен обществу)
Уровень самореализации.
1.Диагностика профессиональной ориентации школьников. Мониторинг формирования основных нравственных качеств.
2.Классные часы:
- «Знакомство с рынком труда в области»
- знакомство с учебными заведениями г.Костромы.
- Профессии моих родителей
- Что значит быть взрослым?
- Если ты Homo sapiens? (о толерантности)
- Обычаи моего народа
- Моя любимая музыка
- Любимая музыка моих родителей и бабушки с дедом.
- Преступление и наказание
- Встречают по одёжке, а провожают по уму.
- Стоит ли делать шаг в бездну? (о наркомании)
- Здоровье – категория экономическая…
3. Беседы с элементами диспута:
« Я хочу и я могу … Всегда ли совпадает и что делать, если нет?», « Всё ли мне дозволено?», « Под лежачий камень…», « Как аукнется, так и откликнется» (развитие самостоятельности и инициативности, закрепление навыков общения, культуры поведения, избавление от зависимого поведения)
4. Посещение дней открытых дверей различных учебных заведений.
5. Выходы в музеи, театр, кинотеатр с последующим обсуждением увиденного.
6. Организация и участие в праздничных концертах.
7. Организация классного праздничного мероприятия « Танцы без правил…», « Нам вместе весело!», «До свиданье школа, до свидания!».
8. Организация классной фотовыставки «Мы 4 года вместе!»
9. Выполнение исследовательских проектов и оформление их в виде презентаций « Не знание законов не освобождает от ответственности», «Спид-стоп!», « Не делай этого шага!»
10. Поисковая работа (« Наши выпускники» с использованием Интернет-сайта «Одноклассники»; с использованием ИКТ «Гордость нашей школы» о героях войны и труда)
11. Встречи с интересными людьми и со специалистами-медиками, работниками правоохранительной системы.
12. Уборки класса, дежурства по школе.
13. Работа по очистке рощи по ул. Беленогова , работа по благоустройству пришкольной территории. Посадка кустов в аллее выпускников.
Результаты реализации программы
В процессе работы по реализации данной программы за 3 года были достигнуты некоторые результаты. Уровень сплочённости коллектива вырос, ребята стали более организованными, терпимыми, самостоятельными, возросла осознанность в ведении здорового образа жизни (здоровье - ценностный ориентир для 62% учеников), что не мешает многим из них продолжать курить, то есть, это позиция сформирована формально. При проведении общественно полезных мероприятий, ребята проявляют активность и инициативу. Многие ребята избавились от таких негативных привычек, как опоздание в школу, грубое обращение к сверстникам и старшим, сквернословие. Начали формироваться такие качества личности как умеренность, рассудительность, выдержанность, трудолюбие, самокритичность, чувство собственного достоинства, независимость, уверенность в себе.
Анализ социометрических данных выявил нивелирование отрицательных фактов, таких как наличие отвергнутых. Их положение в классе стало более комфортно, уменьшилась их тревожность и дезадаптация в коллективе. Хотя эти проблемы всё же существуют.
Удалось направить влияние неформальных лидеров на организацию значимых для коллектива дел, сделать их инициаторами интересных мероприятий в классе.
Немного выросла учебная мотивация. Исчез страх за неудовлетворительные оценки, что повело за собой уменьшение пропусков учебных занятий без уважительных причин.
Нормативно – правовые основы программы
-
-
Закон «Об образовании» (с изменениями на 22 августа 2004 года).
Конвенция о правах ребенка.
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (письмо от 31.01.01 № 90 / 30-16) // вестник образования. – 2001. - № 8. – С. 24 - 33.
Областная целевая программа «О мерах по усилению борьбы с преступностью в Костромской области на 2005 - 2007 годы».
Об ограничении курения табака: Федеральный закон: Приказ Минобразования РФ от 16 августа 2001 г. № 2974 // Вестник образования. – 2001. - № 19. – С. 68 – 73.
Об утверждении плана мероприятий Министерства образования РФ по выполнению Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 г.г. // Вестник образования. – 2000. - № 3. – С. 69 – 71.
Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» // Официальные документы в образовании. – 2002. - №12. – С. 17 – 26.
Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации № 422 от 11 июля 2005 г.
Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками (письмо от 13.11.2000 №813/28-16 // Вестник образования. – 2001. - № 6. – С. 31 – 41..
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
-
Список литературы:
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 1984, т.4.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
3. Белинский В. Г. Избр. Пед. Соч. М., 1948.
4. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.
6. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 1979, т.11.
7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998. № 9-10.
8. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
9. Краткий словарь по философии. – М.:1982.
10. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV.
12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4.
13. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.
14. Пед. энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров, т.3, М., «Совет. энцик-я», 1966.
15. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
18. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.
19. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
20. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.
21. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
22. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
24. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Библиографический список по ЗПР
1. Дзугкоева Е. Г. Общение – как условие социальной адапатции подростков с ЗПР // Дифектология № 2, 1999г
2. Злобина Е. Г. Общение – как фактор развития личности – Киев, 1991г
3. Тригер Р. Д. Психологические особенности общения школьников с ЗПР.// Дифектология № 5, 1985г
1997г вышло ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО Министерства общего и профессионального образования «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УШ видов».
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна