Научно-исследовательская работа «Социальная адаптация воспитанников детского дома»
В период мирового кризиса возникают проблемы во всех слоях нашего общества. Нельзя не сказать о том, что кризис не обошел стороной и детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе, приводят к возникновению трудностей в процессе социализации личности воспитанников детских домов. Ежегодно выпускники детских домов и интернатов, покидая их, по данным Министерства труда и социального развития РФ, сталкиваются с реальными жизненными проблемами: Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений 10% из них кончает жизнь самоубийством, 40% - попадает в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становится преступниками и лишь 10% - нормально адаптируется в обществе.
Большинство выпускников детских домов обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
трудности в общении, отсутствие опыта социальных контактов;
несформированность потребности в труде;
иждивенчество и непонимание материальной стороны жизни;
отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье;
низкий уровень самосознания, неуверенность в себе, сниженная активность, неадекватность самооценки, зависимость от окружающих;
ранимость, подозрительность, настороженность, агрессивность.
Все это приводит к проблемам в личностном развитии, в выборе своего места в жизни и своей судьбы.
Несмотря на ранее проведенные исследования в этой области проблема остается актуальной. Мы провели психологическое исследование проблемы социальной адаптации воспитанников на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом «Надежда» г.о. Электросталь. В исследовании приняли участие 15 подростков 15-18 лет – воспитанников детского дома.
Цель исследования – определить психологические условия социальной адаптации выпускников детского дома и обозначить на этой основе направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие социальной адаптации как процесс интеграции человека в общество, а также выявить степень разработанности проблемы в психологической теории и современной социально-образовательной практике.
Дать характеристику основных психологических особенностей выпускников детского дома.
Рассмотреть вопрос о формировании временной перспективы и профессионального самоопределения у воспитанников детского дома как один из критериев успешной социализации.
Проанализировать психологические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, составить программу их психологического исследования;
Составить коррекционную программу, направленную на успешность процесса социальной адаптации выпускников детского дома;
Провести анализ и сравнить результаты психологического исследования до и после проведения коррекционной работы с будущими выпускниками детского дома.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между определенными психологическими условиями воспитания детей, проживающих в детском доме, и процессом их социализации. Реализация поставленных целей и задач, а также проверка гипотезы осуществлялись посредством комплекса методов исследования, которые кроме теоретического анализа включали в себя: изучение документов, наблюдение, методику исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, тест Михельсона для исследования уровня сформированности коммуникативных умений, опросник, составленный профессором Успенским, для исследования уровня профессиональной подготовленности, адаптивный вариант методики М.Рокича для исследования уровня сформированности ценностных ориентаций, тест-опросник для оценки уровня потребности достижений.
Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе в психологии.
Вместе с тем, отношение к нему со стороны многих психологов отличается.
В прикладных областях (в медицинской психологии, в исследованиях отклоняющегося поведения и т.п.) обеспечению адаптации индивида в той или иной среде и преодолению его дезадаптации уделяется немало внимания. Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации либо придают частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность)1, либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется «совершенно ложным».2
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн).3
Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней. Выделяя этапы развития личности, А. В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.1
А. А. Налчаджян подчеркивает, что понятие адаптации способно сыграть важную роль в психологическом познании, если трактуется не узко (как приспособление к среде), а широко, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой.2
Итак, адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей человека, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в новом для него месте.
Ребенок, воспитывающийся в детском доме, имеет определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми в отличие от ребенка из полноценной семьи. Такой ребенок требует, прежде всего, специфических методов организации воспитательного процесса.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.1
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма.
Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения – вот далеко не полный перечень отклонений в развитии.
Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п.
Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу.
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.
Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.
Для определения уровня сформированности основных показателей – критериев, входящих в понятие «социальной адаптации» мы составили «батарею» методик, по которым провели исследования группы испытуемых – воспитанников детского дома – будущих выпускников. Исследования проводились в два этапа. На первом этапе мы исследовали показатели по вышеперечисленным критериям у ранее определенной выборки воспитанников. На основании полученных результатов 1-й серии эмпирического исследования мы выявили недостатки в работе с воспитанниками по созданию психологических условий для их успешной социализации. На основании этого мы составили коррекционную программу, т.е. попытались создать новые психологические условия, которые будут способствовать более успешной социальной адаптации будущих выпускников детского дома. Для этого мы подобрали материал для проведения групповых занятий с будущими выпускниками детского дома, т.е. мы разработали план занятий с данными воспитанниками, а также определили время, место, правила их проведения.
На втором этапе, после проведения данной коррекционной работы, мы провели 2-ю серию психологического исследования по тем же методикам с той же выборкой. После чего мы провели сравнительный анализ и интерпретировали полученные результаты психологических исследований.
При анализе индивидуальных показателей исследования самооценки и уровня притязаний можно сделать выводы о том, что у большинства испытуемых (13 чел.) уровень самооценки имеет реалистический (адекватный) характер. Но почти у всех испытуемых (14 чел.) наблюдается совпадение идеальной самооценки (уровня притязаний) с наивысшей границей шкалы или приближается к ней. Это является проявлением незрелости личности, незрелым отношением к ценностям, они еще заимствованы и не прочувствованы, т.е. у воспитанников нет четкого осознания своих возможностей и ограничений. Испытуемые не научились себя ограничивать в том, что лежит в стороне от их сознательно выбранного пути развития. Вероятно, идеальное мнение о себе формируется как следствие психологической защиты, также этому способствует воспитываемая в детском доме позиция “нам все должны”. Выпускники детских домов выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться “социальной хитростью”, когда наряду с высокой самооценкой они избегают социальной активности, трудных и ответственных дел.
Из результатов исследования уровня коммуникативных умений видно, что компетентным (эталонным) стилем поведения обладает наименьшее количество испытуемых – 27 %, а остальные имеют зависимый или агрессивный тип поведения – 73 %.
Мы можем предположить, что это объясняется тем, что ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к "пошаговому выполнению чужих указаний".
При анализе результатов исследования уровня профессиональной подготовленности воспитанников видно, что у них присутствует незаинтересованность в получении профессии, т.к. выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безынициативности, у них не до конца сформирована способность к профессиональному самоопределению. К тому же у воспитанников практически нет выбора: в индивидуальной беседе было выяснено, что администрация детского дома заранее определяет место обучения воспитанников – соседнее ПУ, в котором обучаются все (кроме одной воспитанницы) старшие дети. На момент исследования в детском доме нет ни одного воспитанника, обучающегося в 9-м классе общеобразовательной школы. После 8-го класса среднее образование они получают в вечерней школе, параллельно обучаясь профессии в ПУ.
На основании результатов исследования уровня потребности достижений
мы можем предположить, что будущие выпускники детского дома не готовы принять на себя ответственность, нерешительны в неопределенной ситуации, не проявляют настойчивость в стремлении к цели, иногда теряются в ситуации соревнования и т.д.
На основе анализа психологических критериев, входящих в понятие социальной адаптации, исследованных у воспитанников детского дома составлена адаптированная коррекционная программа, направленная на успешность процесса их социальной адаптации. Основная форма проводимой работы – групповые методы психотренингов, направленных на формирование целостного образа Я и самоизменение. В качестве средств для достижения этих целей использовались занятия в психологическом клубе.
Основной целью созданного клуба явилось создание пространства для будущих выпускников детского дома для работы с психологическими затруднениями посредством неформального общения с собой, со сверстниками и с компетентными взрослыми.
Исходя из этого, целью клуба являлось создание воспитательной среды, благоприятной для развития личности участников. Исходя из этого, в ходе занятий решались следующие задачи:
установление контакта и развитие межличностных отношений между участниками занятий;
создание благоприятной психологической атмосферы, формирование групповой сплоченности;
формирование мотивации саморазвития, стремления к самопознанию и самосовершенствованию;
принятие и усвоение клубных порядков, групповых норм общения и ценностей;
развитие навыков рефлексии и получение опыта самоизменения.
Полная разработка коррекционных занятий представлена в Приложении 1.
Проведенный цикл состоял из 12 занятий в клубе по следующей тематике: Занятие 1. Психологическая суть жизненного самоопределения.
Цель: введение в проблему профессионального и жизненного определения.
Занятие 2. Моя и твоя уникальность.
Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия; формирование адекватной самооценки.
Занятие 3. Учимся строить отношения.
Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.
Занятие 4. Моя позиция в разных ситуациях.
Цель: формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях
Занятие 5. Какой я? Формулируем проблемы.
Цель: активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Занятие 6. Трудности взаимодействия.
Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.
Занятие 7. Надо принимать решение.
Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.
Занятие 8. Проблема выбора профессии.
Цель: Освоить алгоритм принятия решения.
Занятие 9. Я – слабый, я – сильный.
Цель: познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.
Занятие 10. Что мне важно для достижения цели?
Цель: повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.
Занятие 11. Преодоление жизненных преград.
Цель: повышение уверенности в достижении жизненных целей развитие способности прогнозирования и преодоления жизненных преград.
Занятие 12. Что дальше? (итоговое занятие)
Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решений, актуализация жизненных целей.
После проведения этой коррекционной работы мы провели 2-ю серию психологического исследования по тем же методикам с той же выборкой. Результаты повторных исследований дают нам возможность сделать вывод о том, что создание новых психологических условий социально-педагогической деятельности обеспечивает повышение уровня социальной адаптации у воспитанников детского дома, способствует усвоению и получению социального опыта, знаний, умений и навыков, что значительно облегчает процесс социальной адаптации воспитанников детского дома.
Таким образом, установлено, что гипотеза научного исследования подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
Мухина, В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] // Воспитание и развитие детей в детском доме. – М.: Академия, 1996. – 360 с.
Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст]. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. – 264 с.
Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии [Текст] // Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – С.15-29.
Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст]. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.; Введение в психологию [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.;
Чурюмова, Е.Ю. Развитие адаптационного потенциала личности как аспект становления ее субъектности [Текст] // Вопросы психологии. – 2001. - № 6. – С.94-102
1 Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии [Текст] // Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – С.15-29.
2 Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 1973. –С.237.
3 Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст]. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.; Введение в психологию [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.; Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии [Текст] // Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – С.15-29.
1 Чурюмова, Е.Ю. Развитие адаптационного потенциала личности как аспект становления ее субъектности [Текст] // Вопросы психологии. – 2001. - № 6. – С.94-102
2 Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст]. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. – 264 с.
1 Мухина, В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] // Воспитание и развитие детей в детском доме. – М.: Академия, 1996. – 360 с.
11