Основные пунктограммы при прямой речи и диалоге

3
0
Материал опубликован 30 June

Тема: Основные пунктограммы при прямой речи и диалоге.

Цель: углубить представление о способах передачи чужой речи; формировать умение понимать и воспринимать интонационные особенности предложений с прямой речью и диалогом; учить правильно употреблять знаки препинания; расширить словарный запас обучающихся; развивать логическое мышление; развивать логическое мышление.

Тип урока: словесно-практический

Вид: комбинированный

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, доска, мультимедийная доска, произведения Сухомлинского.



Ход урока.

I. Оргмомент.

II.Проверка домашнего задания.

III. Словарная работа. Предворительные индивидуальные задания.

- Назначенные обучающиеся-лаборанты сообщают по рубрикам:

«Фразеологический словарь гласит…»

- Бередить душу (рану) - волновать, тревожить кого-либо; вызывать тяжёлые воспоминания. Например: Долго ли теперь до несчастья. Но она промолчала, чтобы лишний раз не бередить себе душу о Корниле. Обошлось и ладно. А там видно будет (В. Быков. Знак беды)

«Толковый словарь гласит…»

- Эгоистичный – тот, кто заботится только о себе.

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Порок – предосудительный недостаток кого-либо, чего-либо.

- Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе.

- Этика - …

- Мораль - …

- «Повторим орфографию». (Повторяется любое раннее изученное правило).

Одновременно у доски работает обучающийся: вставляет пропущенные буквы, объясняет, устно отвечает на вопросы.

Материал для индивидуальной работы:

Добро д_бром оплатиш_ - м_л_дец_.

На зло д_бром ответиш_ - ты мудрец_.

Материал для фронтальной работы:

К слову ДОБРЫЙ подбери однокоренные слова.

К слову ДОБРЫЙ подбери синонимы. Составьте возможные словосочетания.

К слову ДОБРЫЙ подбери антонимы.

Слова ДОБРЫЙ и ДОБРОДУШНЫЙ разберите по составу.

IV. Работа с текстом.

Чтение текста преподавателем (с постановкой вопроса: Какова главная мысль текста?)

Наиболее опасным, наиболее нетерпимым пороком я считаю бесчеловечность… Расскажу об одном случае…


В одном большом надднепрянском селе умерла 92-летняя женщина — мать четырёх сыновей, бабушка одиннадцати внуков, прабабушка двадцати двух правнуков. Трудной была её жизнь. В шести могилах — и в Восточной Пруссии, и в мазурских болотах, и в Карпатах, и под Берлином — её кровь, на шести солдатских памятниках — её фамилия, в каждой букве — её бессонные ночи, радости и надежды.

Самый младший, 50-летний сын пошёл со своим горем и заботами к людям: помогите проводить мать в последний путь. На лесоскладе не нашлось готовых досок для гроба, но нашлись добрые люди: сняли шапки, постояли минуту в молчании, распилили большой сосновый ствол. Бери, сын, строй последний дом матери. Доски надо перевезти. Нет машины, все на работе. Нашёлся и здесь добрый человек. Остановил сын первую встречную машину, поделился горем. Водитель отложил на полчаса свою поездку, нагрузили доски, выехали со двора лесосклада. И здесь произошло странное и дикое. Начальник автоколонны, увидев свою автомашину с досками, увидев водителя, помогавшего за воротами привязывать доски верёвкой, закричал:

Это что такое? Почему ты не едешь по своему делу?

Водитель и сын умершей сказали начальнику: не кричите, опомнитесь — умер человек. Не опомнился, не извинился. Ещё больше рассвирепел, затопал ногами, замахал кулаком перед глазами побледневшего водителя, полез на кузов автомашины, сбросил доски... Поехал водитель, а сын стоял возле досок и плакал. За слезами не заметил, как подъехал к нему на подводе незнакомый человек — возвращался с маслозавода, услышал ругань, остановился, понял всё... Сложил доски на воз, прикоснулся к плечу убитого горем и оскорбленного сына, тихо спросил: “Куда везти?”

Я с малых лет знаю этого начальника автоколонны. Был Иванко таким же мальчишкой, как и тысячи других, ходил в школу, любил после летнего дождя побродить босиком в лужах, лазил через забор в сад к соседям — украдкой сорванное яблоко казалось вкуснее яблок в своём саду.

Но было и другое. Были вещи, о которых соседи говорили с возмущением. Вместе с родителями Иванка жила бабушка — мать отца. Невзлюбила её почему-то невестка. Поселилась старушка в чуланчике, сама себе варила пищу. Часто слышал мальчик от матери: бабушка злая, нехорошая... Как-то на праздник приготовила мать холодное. “Отнеси, сынок, и бабушке, — сказала она мальчику, — вон ту маленькую мисочку, в которую мы косточки обчищали...”

Летом бабушка просит Иванка: пойди, внучек, на луг, сорви мне щавеля на борщ... Не хочется мальчику идти на луг, бежит он в огород, рвёт свекловичную ботву, приносит бабушке. Она плохо видит, крошит ботву, варит борщ. А Иванко рассказывает товарищам, как он бабушку обманул.

Слушают хлопцы рассказ Иванка и удивляются: что сказали бы им отцы и матери, если бы сделали они вот такое. Рассказывают об этом дома, идёт по селу слух о злой невестке и недобром внуке...

Прошли годы. Вырос Иванко, пошёл в армию. Такова уж, наверно, судьба: целым и невредимым прошёл через всё военное лихолетье. Но не возвратился в родительский дом. Недалеко от села начала строиться большая электростанция. Устроился Иванко в какой-то конторе — всё время ездил, возил строительные материалы. Быстро пошёл вверх — стал диспетчером, потом начальником автоколонны. Понравился кое-кому: с полуслова угадывает желания начальства, всё из-под земли достаёт.

Умер отец, умерла бабушка, осталась старая мать. Поселил её сын в маленьком чуланчике в своём большом каменном доме, поставил печку: готовь, мать, себе пищу, живи себе тихонько, не мешай.

Наверное, в эти минуты вспоминает мать о своих наказах Иванку, когда она посылала бабушке холодное... Может быть, вспоминает и о той народной мудрости, которая учит: о душе человеческой заботься тогда, когда ребёнок лежит не вдоль, а поперёк кроватки.

Таких людей, как начальник автоколонны, народ считает уродами. Не за ними будущее…

(В.А. Сухомлинский «Письмо к сыну»).


Беседа по вопросам.

Какой моральный порок автор считает самым страшным?

- «И здесь произошло страшное и дикое…» Что Сухомлинский считает страшным и диким?

- Как помогли люди убитому горем человеку?

- Как наказана злая невестка?

- Как вы понимаете слова «убитый горем»?

- Как бы вы озаглавили текст?

3. Закончите и запишите предложения в тетрадь:

- Автор считает бесчеловечность наиболее…

- Таких людей, как начальник автоколонны…

V. Актуализация опорных знаний обучающихся.

- Вспомните, что вам известно о прямой речи и знаках препинания при прямой речи.

VI. Построение письменного высказывания.

- Запишите, что бы вы ответили Ивану, услышав его рассказ о том, как он обманывает бабушку.

- Как следует оформить запись, какие знаки препинания необходимы?

VII. Расширение и углубление знаний.

- Прочитайте предложение на доске.

«Добро добром оплатишь – молодец. На зло добром ответишь – ты мудрец», - закончил Олег пословицей свое выступление.

- Что изменилось? Каким стало суждение по форме?

- Что называют прямой речью?

- Что такое диалог?

- Составьте схему данного предложения.

- Составьте предложения, где слова автора стояли бы в начале предложения, в середине, в конце.

2. Стихотворение «Разговор»

Тот разговор, не стану врать я,

Сама я слышала в метро:

- Ну, мама, сделай мне добро –

Десятку дай, ведь люди – братья.

- А для тебя, - сказала мать, -

А для тебя и слово «братья»

Произошло от слова «брать».


- Главная мысль стихотворения?

- Являются ли слова брать и братья однокоренными?

- Подберите однокоренные слова к словам братья и брать.

- Является ли текст диалогом? Почему?

- Дайте определение термину «диалог». Что такое реплика?

- Используя текс, составьте предложения с прямой речью (устно).

- Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

VIII. Домашнее задание:

Выпишите из любого художественного произведения 5 предложений с прямой речью. Составьте схемы к выписанным предложениям.

IX. Подведение итогов урока.

X. Выставление оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.