Основные пунктограммы при прямой речи и диалоге
Тема: Основные пунктограммы при прямой речи и диалоге.
Цель: углубить представление о способах передачи чужой речи; формировать умение понимать и воспринимать интонационные особенности предложений с прямой речью и диалогом; учить правильно употреблять знаки препинания; расширить словарный запас обучающихся; развивать логическое мышление; развивать логическое мышление.
Тип урока: словесно-практический
Вид: комбинированный
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, доска, мультимедийная доска, произведения Сухомлинского.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II.Проверка домашнего задания.
III. Словарная работа. Предворительные индивидуальные задания.
- Назначенные обучающиеся-лаборанты сообщают по рубрикам:
«Фразеологический словарь гласит…»
- Бередить душу (рану) - волновать, тревожить кого-либо; вызывать тяжёлые воспоминания. Например: Долго ли теперь до несчастья. Но она промолчала, чтобы лишний раз не бередить себе душу о Корниле. Обошлось и ладно. А там видно будет (В. Быков. Знак беды)
«Толковый словарь гласит…»
- Эгоистичный – тот, кто заботится только о себе.
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Порок – предосудительный недостаток кого-либо, чего-либо.
- Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе.
- Этика - …
- Мораль - …
- «Повторим орфографию». (Повторяется любое раннее изученное правило).
Одновременно у доски работает обучающийся: вставляет пропущенные буквы, объясняет, устно отвечает на вопросы.
Материал для индивидуальной работы:
Добро д_бром оплатиш_ - м_л_дец_.
На зло д_бром ответиш_ - ты мудрец_.
Материал для фронтальной работы:
К слову ДОБРЫЙ подбери однокоренные слова.
К слову ДОБРЫЙ подбери синонимы. Составьте возможные словосочетания.
К слову ДОБРЫЙ подбери антонимы.
Слова ДОБРЫЙ и ДОБРОДУШНЫЙ разберите по составу.
IV. Работа с текстом.
Чтение текста преподавателем (с постановкой вопроса: Какова главная мысль текста?)
Наиболее опасным, наиболее нетерпимым пороком я считаю бесчеловечность… Расскажу об одном случае…
В одном большом надднепрянском селе умерла 92-летняя женщина — мать четырёх сыновей, бабушка одиннадцати внуков, прабабушка двадцати двух правнуков. Трудной была её жизнь. В шести могилах — и в Восточной Пруссии, и в мазурских болотах, и в Карпатах, и под Берлином — её кровь, на шести солдатских памятниках — её фамилия, в каждой букве — её бессонные ночи, радости и надежды.
Самый младший, 50-летний сын пошёл со своим горем и заботами к людям: помогите проводить мать в последний путь. На лесоскладе не нашлось готовых досок для гроба, но нашлись добрые люди: сняли шапки, постояли минуту в молчании, распилили большой сосновый ствол. Бери, сын, строй последний дом матери. Доски надо перевезти. Нет машины, все на работе. Нашёлся и здесь добрый человек. Остановил сын первую встречную машину, поделился горем. Водитель отложил на полчаса свою поездку, нагрузили доски, выехали со двора лесосклада. И здесь произошло странное и дикое. Начальник автоколонны, увидев свою автомашину с досками, увидев водителя, помогавшего за воротами привязывать доски верёвкой, закричал:
— Это что такое? Почему ты не едешь по своему делу?
Водитель и сын умершей сказали начальнику: не кричите, опомнитесь — умер человек. Не опомнился, не извинился. Ещё больше рассвирепел, затопал ногами, замахал кулаком перед глазами побледневшего водителя, полез на кузов автомашины, сбросил доски... Поехал водитель, а сын стоял возле досок и плакал. За слезами не заметил, как подъехал к нему на подводе незнакомый человек — возвращался с маслозавода, услышал ругань, остановился, понял всё... Сложил доски на воз, прикоснулся к плечу убитого горем и оскорбленного сына, тихо спросил: “Куда везти?”
Я с малых лет знаю этого начальника автоколонны. Был Иванко таким же мальчишкой, как и тысячи других, ходил в школу, любил после летнего дождя побродить босиком в лужах, лазил через забор в сад к соседям — украдкой сорванное яблоко казалось вкуснее яблок в своём саду.
Но было и другое. Были вещи, о которых соседи говорили с возмущением. Вместе с родителями Иванка жила бабушка — мать отца. Невзлюбила её почему-то невестка. Поселилась старушка в чуланчике, сама себе варила пищу. Часто слышал мальчик от матери: бабушка злая, нехорошая... Как-то на праздник приготовила мать холодное. “Отнеси, сынок, и бабушке, — сказала она мальчику, — вон ту маленькую мисочку, в которую мы косточки обчищали...”
Летом бабушка просит Иванка: пойди, внучек, на луг, сорви мне щавеля на борщ... Не хочется мальчику идти на луг, бежит он в огород, рвёт свекловичную ботву, приносит бабушке. Она плохо видит, крошит ботву, варит борщ. А Иванко рассказывает товарищам, как он бабушку обманул.
Слушают хлопцы рассказ Иванка и удивляются: что сказали бы им отцы и матери, если бы сделали они вот такое. Рассказывают об этом дома, идёт по селу слух о злой невестке и недобром внуке...
Прошли годы. Вырос Иванко, пошёл в армию. Такова уж, наверно, судьба: целым и невредимым прошёл через всё военное лихолетье. Но не возвратился в родительский дом. Недалеко от села начала строиться большая электростанция. Устроился Иванко в какой-то конторе — всё время ездил, возил строительные материалы. Быстро пошёл вверх — стал диспетчером, потом начальником автоколонны. Понравился кое-кому: с полуслова угадывает желания начальства, всё из-под земли достаёт.
Умер отец, умерла бабушка, осталась старая мать. Поселил её сын в маленьком чуланчике в своём большом каменном доме, поставил печку: готовь, мать, себе пищу, живи себе тихонько, не мешай.
Наверное, в эти минуты вспоминает мать о своих наказах Иванку, когда она посылала бабушке холодное... Может быть, вспоминает и о той народной мудрости, которая учит: о душе человеческой заботься тогда, когда ребёнок лежит не вдоль, а поперёк кроватки.
Таких людей, как начальник автоколонны, народ считает уродами. Не за ними будущее…
(В.А. Сухомлинский «Письмо к сыну»).
Беседа по вопросам.
– Какой моральный порок автор считает самым страшным?
- «И здесь произошло страшное и дикое…» Что Сухомлинский считает страшным и диким?
- Как помогли люди убитому горем человеку?
- Как наказана злая невестка?
- Как вы понимаете слова «убитый горем»?
- Как бы вы озаглавили текст?
3. Закончите и запишите предложения в тетрадь:
- Автор считает бесчеловечность наиболее…
- Таких людей, как начальник автоколонны…
V. Актуализация опорных знаний обучающихся.
- Вспомните, что вам известно о прямой речи и знаках препинания при прямой речи.
VI. Построение письменного высказывания.
- Запишите, что бы вы ответили Ивану, услышав его рассказ о том, как он обманывает бабушку.
- Как следует оформить запись, какие знаки препинания необходимы?
VII. Расширение и углубление знаний.
- Прочитайте предложение на доске.
«Добро добром оплатишь – молодец. На зло добром ответишь – ты мудрец», - закончил Олег пословицей свое выступление.
- Что изменилось? Каким стало суждение по форме?
- Что называют прямой речью?
- Что такое диалог?
- Составьте схему данного предложения.
- Составьте предложения, где слова автора стояли бы в начале предложения, в середине, в конце.
2. Стихотворение «Разговор»
Тот разговор, не стану врать я,
Сама я слышала в метро:
- Ну, мама, сделай мне добро –
Десятку дай, ведь люди – братья.
- А для тебя, - сказала мать, -
А для тебя и слово «братья»
Произошло от слова «брать».
- Главная мысль стихотворения?
- Являются ли слова брать и братья однокоренными?
- Подберите однокоренные слова к словам братья и брать.
- Является ли текст диалогом? Почему?
- Дайте определение термину «диалог». Что такое реплика?
- Используя текс, составьте предложения с прямой речью (устно).
- Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
VIII. Домашнее задание:
Выпишите из любого художественного произведения 5 предложений с прямой речью. Составьте схемы к выписанным предложениям.
IX. Подведение итогов урока.
X. Выставление оценок.