Методические рекомендации «Основные виды хореографического искусства»

3
0
Материал опубликован 29 December 2022


 


 


 


 


 


 


 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

Методические рекомендациинад , в помощь педагогам дополнительного образования и руководителям хореографических коллективов


 


 


 


 

Составители: Уртаева С.С. и Тегаева Ф.Х. методисты РДДТ


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Владикавказ

2021г

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

t1672295605aa.gifДревнегреческая муза танца Терпсихора еще в свое время показывала гармонию тела и души в своих движениях. С тех пор ничего не поменялось: танец остается синтезом технического исполнения и выражения своих эмоций. Исполнитель пересказывает свою историю жизни через танец, а балетмейстер-постановщик создает эту картину.

Хореография по праву считается одним из красивого и самобытного вида искусства. Это то, что понятно без слов. То, что берет за душу и вместе со зрителем проживает то или иное действие. Как и у любого представителя в сфере искусства, хореография обладает своими особенностями. Познакомимся с ними поближе.

Основные виды хореографии Народный танец, Классический танец, Бальный танец, Современный танец.

Народный танец.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Танцевальные па (фр. pas - «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

- ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

- рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений;

- техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

Характерной чертой народного хореографического искусства является его глубокая связь с народными традициями

Танцевальное народное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день, доставляют эстетическое наслаждение нашему соплеменнику.

Изучение народного танцевального творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т.д.

Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей

Народный танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.

Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.

Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни

Главная черта народного танца - содержательность танца в самом широком смысле слова.

Другой существенной чертой народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.

Народ в танце все делает осмысленно и все связывает с жизнью.

Яркой чертой народного танца является выразительность. Человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести

Таким образом, отражая жизнь в танце, народ делает широкие обобщения, создает типические собирательные образы и преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни.

t1672295605ab.jpgКак пример, народного танца, хотим остановиться на истории Осетинского танцев.

Из истории осетинских танцев

Известно, что осетинские народные танцы отличаются своей особенной плавной и медленной хореографией.

Народная хореография осетин имеет глубокие корни. Танцы и игры занимали важное место в традиционном быту, что нашло свое отражение в героическом нартовском эпосе. По специфике своих па осетинские танцы подразделяются на медленные – мягкого, плавного пластического рисунка и стремительно быстрые, исполняемые в акцентированном и контрастном рисунке.

t1672295605ac.gifДля женской роли в танцах как медленного, так и быстрого темпа характерны предельная плавность танцевального шага, выразительность и мягкость движения рук. Подчеркнутая строгость и одновременно с этим тонкая грациозность исполнения – отличительные черты женского танца. Основным средством выражения женской хореографии являются плавные движения руками. В этом смысле женские танцы осетин перекликаются с женскими танцами Востока, где движения рук в танце весьма пластичны, разнообразны и что самое главное – многозначны.

В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы, прыжки. При этом положение рук подчинено движениям ног, выполняющих роль основного средства выразительности в мужских танцах.

По всей вероятности, такая специализация характерных черт народного танца по полу восходит к глубокой древности. Порожденный представлениями об окружающем мире и отражающий мировоззрение древних, танец с помощью движений рук, ног, корпуса, поз и жестов создавал образные картины бытия.

Самым известным и распространенным танцем у осетин считается «ХонгаКафт» - старинный медленный танец, его еще называют танцем приглашения . Для того, чтобы добиться четкости и плавности движений, девушки тратили много времени на специальные тренировки. При перемещениях важно было соблюдать неподвижность верхней части тела в то время, как ноги движутся на носках. Как правило, «ХонгаКафт» исполняется в две пары парней и девушек.

Популярностью пользуется и «ЗилгаКафт» - старинный, круговой парный танец . Это относительно сложный танец, дающий возможность мужчине продемонстрировать всю свою ловкость, гибкость и прочие хореографические способности. Круговым танец называют благодаря тому, что исполняется он юношей девушкой, непосредственно в кругу.

Издавна известен и «Симд Нартов» - массовый, двухярусный танец. Изначально его танцевали взрослые мужчины, во время празднования нового года. Со временем танец видоизменился. Сначала, вместе со взрослыми, его стали танцевать также молодые юноши. А потом в танце появились и представительницы прекрасного пола.

В наше время традиции осетинского танцевального искусства бережно хранятся и творчески развиваются благодаря усилиям участников многочисленных профессиональных и любительских ансамблей и студий.

t1672295605ad.jpgВ Республике Северная Осетия-Алания - Государственный ансамбль народного танца «Алан» (1938), Заслуженный ансамбль народного танца «Горец» (1961) Горского государственного аграрного университета (ГГАУ), Ансамбль народного танца «Иристон» Северо-Осетинского Государственного Университета (СОГУ) имени Коста Хетагурова, ансамбль народного танца «Цард» Северо-Осетинской государственной медицинской академии (СОГМА), «Бонварнон» (Ардон).

В Республике Южная Осетия действует Государственный академический ансамбль песни и танца «Симд» имени Бориса Галаева (основан в 1937 году), ансамбль «Амонд» («Счастье») Дома культуры (ДК) Цхинвальского района, фольклорно-этнографический ансамбль «Фарн».

В Москве - танцевальная студия «Нарт», ансамбли «Алания» (1991), «Кафт» (в Российском университете дружбы народов (РУДН) имени Патриса Лумумбы) и «Фарн» (2011). В Санкт-Петербурге – ансамбли «Иристон-СПб» (2001) и «Сармат» (2010). В Самаре, где живет около тысячи осетин (80% из РЮО), - ансамбль «Амонд» (2001) при Самарской областной общественной организации «Осетинский национально-культурный центр «Алания».

Классический танец

Классический танец - вид хореографического искусства, основным выразительным средством которого является человеческое тело, это исторически сложившаяся система выразительных средств в хореографии. Классический танец связан с профессиональной музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу

Классический танец представляет собой четко выработанную систему движений, где нет ничего лишнего и случайного.

Основными выразительными средствами классического танца, отличающего его от других видов хореографии, являются: позы, пальцевая техника и allegro(прыжки).

Классический танец сложившийся в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля.

Классический танец "воспитывает" тело. Важнейшей предпосылкой владения телом является крепкая постановка корпуса, а затем уже рук, ног и головы, что дает в дальнейшем освоение техники, прыжков, развитие устойчивости. Классический танец развивает различные группы мышц, формирует осанку, подтягивает фигуру, развивает координацию, танцевальность и музыкальность. Также Классический танец глубоко эмоционален, что дает исполнителям ярко выразить все свои артистические способности, самореализоваться и получать от этого большое удовольствие [

Основные требования классического танца:

- выворотность;

- подъём на полупальцы;

- стремление в полётности;

- благородство;

- строгость;

- завершённость форм;

- чёткие линии в позах.

Классический танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства

Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

Выворотность - термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности - классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

Спина - это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

хореографический искусство танец

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение

Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см).

Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко.

Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.

Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.

Бальный танец

Бальный танец - это танец, предназначающийся для массового развлечения в исполнении пары или же большего количества танцоров на танцевальных балах и вечерах. Его также называют бытовым танцем. Но, несмотря на такое тривиальное имя, понятие «бытовой» или «бальный танец» воплощает в себе сочетание самых ярких и самых чувственных танцев мира, которые исполняются в паре. Эта хореографическая постановка создает просто невообразимо красивое и грациозное зрелище

Бальные танцы -- группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки

Происхождение бального танца датируется примерно 19 веком и основывается на европейских танцевальных видах и стилях. Но стоит отметить, что в конце 19-го-в начале 20-го столетия в бальных танцах появилась «искорка», благодаря африканской и латиноамериканской музыке и танцевальной культуре. Стоит упомянуть, что основу современных бальных танцев составляют постановки с африканскими корнями, которые очень удачно и мастерки замаскированы под европейский стиль технической обработкой.

Вообще, бальные танцы как вид искусства претерпели очень много изменений за весь период своего существования. И каждая эпоха - Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм - со своим «уставом» жизни вносила свою лепту в формирование танцевальной бальной культуры. К тому же, в каждой отдельной стране придумывались свои манеры и стили исполнения бальных танцев, характерные для ее исторических обрядов и традиций.

Уже в 1920-е годы бальные танцы обрели колоссальную популярность и стали полноценным самодостаточным видом искусства. В этот период в Англии при Императорском обществе танцоров-учителей был создан специальный Совет по бальным танцам. Вскоре этим Советом была проведена стандартизация всех известных на тот момент танцев, а именно: танго, вальс, медленный и быстрый фокстрот. С тех пор стали существовать конкурсы и соревнования, а сам бальный танец был разделен на два направления - social dance и спортивный. В период с 30-х по 50-е года в реестр стандартных бальных танцев добавились еще несколько, а именно: ча-ча-ча, джайв, пасодобль, самба и румба

В наше время бальные танцы все также остаются неимоверно популярными, а турниры и соревнования организовываются по всему миру. Из всего огромнейшего разнообразия видов бальных танцев можно выделить самые любимые и популярные на сегодняшний день: вальс, румба и танго, а из более веселых и зажигательных - джайв и самбу.

Бальный танец - это, прежде всего, выражение музыки, диктуемых ею эмоций. Танец - это стремление к красоте, гармонии, духовности .

Танцор никогда не должен забывать главного, для чего, собственно, он и вышел на паркет: это танец для зрителя - единственного главного ценителя танцевального мастерства. Зрителя не интересует, правильно ли исполняет танцор свои фигуры, его не привлекает голая техника. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и эмоциональность. Наблюдающий за парами на паркете, в отличие от зрителей на других спортивных состязаниях, не думает о том, насколько сложные элементы исполняют танцоры, сможет ли он также, а просто наслаждается красивым зрелищем, музыкой, создаваемыми образами.

Бальный танец - один из самых зрелищных, элегантных и романтических видов хореографического искусства, где танец превращается в своеобразное театральное действо, где красивый костюм подчеркивает характер и образ танцоров, где синтез музыки и отточенных, пластичных движений является искусством

Современный танец

Современный танец - понятие временное, то есть танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознании этот термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. И возникает определенная путаница, поскольку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точно выстроенный урок и свою систему подготовки (джаз и модерн), в это же направление относят и бытовой (социальный) и бальный (спортивный) танец, танец эстрады (варьете и кабаре) и многие другие направления хореографического искусства

Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец- это танец современный, модный и актуальный для своего времени.

Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танец, не имеет стандартов.

Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления. Танец развивается, появляются новые стили. Здесь могут быть показаны как прекрасные, так и малопривлекательные стороны жизни.

Первые формы хореографического модерна (от французского moderne - современный) появились в конце 19-го в начале 20-го веков в Европе и Америке. У истоков этого направления стоят несколько крупных фигур: французский педагог, теоретик Франсуа Дельсарт, его последователь, швейцарский педагог, музыковед Эмиль Жак-Далькроз.

Основателями школы танца модерн стали двое американских танцовщиков - Айседора Дункан и Луи Фуллер. Дункан разработала свободный танцевальный стиль, где использовались быстрые, выразительные движения тела. Фуллер применил театральное освещение и костюмы для создания фантастических эффектов.

Ведущим теоретиком 20-х годов стал Рудольф фон Лабан - идеи австрийского теоретика искусства танца оказали влияние на стили современного танца, появившиеся в 1920-е гг. Лабан разработал систему записи танцевальных движений, стремясь более точно выражать различные эмоции и настроения.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.