12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бокова Василина Александровна54
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Бокова Василина Александровна

Конспект урока ИЗО.

Тема: Искусство, его возникновение, виды искусства.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

Обучающие – Систематизация знаний учащихся о видах искусства; ознакомление с характеристиками временных и пространственных искусств; формирование представления о специфике изобразительного искусства и его возникновении.

Развивающие Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся: умения отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать версии в дискуссии, понимать позицию другого. Формирование умения обобщать собственное представление, делать вывод.

Развитие умения анализировать мотивы собственной творческой деятельности, умения самостоятельно формулировать творческие задачи.

Развитие умения контролировать процесс и результат своей деятельности, объективно оценивать собственную работу, обсуждать свои результаты и результаты товарищей в соответствии с поставленным заданием.

Развитие познавательного интереса, аналитического мышления, наблюдательности, аккуратности, усидчивости.

Развитие графических навыков.

Воспитательные: Воспитание интереса к искусству, любви к природе; формирование восприятия гармонии окружающего мира.

Побуждение детей к творческому самовыражению.

6 класс

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование:

Для учителя:

1. ПК, проектор, экран или печатные репродукции первобытного искусства, Стоунхенджа.

2. Интересные по форме предметы размером от 20 до 8 см (морские раковины, листья деревьев плоские, листья деревьев, скрутившиеся при засыхании и т.д.)

3. Большая серая магнитная доска, магниты.

Для учащихся:

Бумага А4, мягкий графитный карандаш, ластик.

Применяемая технология:

Методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы): элементы фронтальной беседы, дискуссии, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их.

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы): метод демонстраций.

Методы передачи информации с помощью практической деятельности - творческая работа (практические методы).

Использование в практическом задании вариативного материала, что способствует индивидуализации обучения.

Самостоятельное формулирование учащимися творческой задачи.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (рефлексивно-оценочные методы): осознание учеником собственной деятельности: того каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Применение здоровье-сберегающих технологий: в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей; нормирование времени при работе.

План урока:

Этапы

Длитель-

ность

Содержание, виды деятельности

Ожидаемые результаты

Организационный этап.

1 мин.

Приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Создание психологического комфорта.

Мотивационный этап.

1 мин.

Объявление темы урока.

Эмоционально-положительный настрой на работу, осмысление темы.

Объяснение нового материала.

15 мин.

Беседа с демонстрацией иллюстративного материала.

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Выполнение практического задания (рисунка).

20 мин.

Выполнение рисунков. При затруднениях индивидуальная помощь учителя.

Самостоятельное формулирование учащимися творческой задачи. Самоконтроль.

Получение удовлетворения

от творческой самореализации.

Обсуждение получившихся работ.

7 мин.

Развеска готовых работ, обсуждение удачных и неудачных моментов; выставление оценок.

Самооценка результатов выполнения практического задания. Учет комментариев одноклассников и учителя.

Домашнее задание.

1 мин.

Запись домашнего задания.

Самостоятельное формулирование учащимися творческой задачи. Самостоятельная работа. Получение удовлетворения от творческой самореализации.

Ход урока:

Организационный этап.

Приветствие, определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивационный этап.

Наш школьный предмет называется «Изобразительное искусство». И сегодня мы поговорим о том, что же такое искусство, когда оно возникло, какие существуют виды искусства, какие из них называют изобразительными.

Объяснение материала.

Так как вы думаете: что такое искусство? (Ответы учащихся)

Существует довольно много определений искусства:

Искусство – это творческое отражение, выражение внутреннего или внешнего мира в художественном образе, который может быть разделен с окружающими. Таким образом, критерием искусства является способность вызвать отклик у других людей.

Искусство – это умение, мастерство, знание дела.

Искусство — это особый способ познания действительности.

Таким образом искусство есть одновременно и созидание («делание» чего-либо), и познание, и общение между людьми.

Содержание и формы произведения искусства не только свидетельствуют о своеобразии творца, но и характеризуют культуру породившей его эпохи.

А какие виды искусства вы можете перечислить?

Изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино, боевые искусства и т.д.

Существует разделение искусств на «пространственные» и «временные». Как вы думаете, какие искусства относятся к пространственным, а какие к временным?

К пространственным искусствам относятся те искусства, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени (живопись, скульптура, графика, вместе именуемые изобразительными искусствами, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Во временных искусствах (литература, музыка) образ развивается во времени, не существуя в пространстве. Наконец, есть пространственно-временные искусства, в которых образ существует и в пространстве, и во времени (театр, танец).

Существует выражение «архитектура – это застывшая музыка». Как вы думаете, почему возникло такое сравнение?

Архитектура – это пространственное искусство, воспринимаемое не одномоментно, а с течением времени, которое требуется для обхода здания. Например, вы рассматриваете с улицы наземный вестибюль метро, затем заходите в него, спускаетесь по узкому длинному эскалатору, попадаете в просторный подземный вестибюль. Впечатления сменяются одно другим: вокруг вас то просторно, то тесно, то светлее, то темнее, окружение меняется по цвету, количеству деталей.

А как вы думаете, когда возникло искусство?

Оно не началось в строго определенный исторический момент – оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Чуть ли не во всех концах земли были обнаружены стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Человеческие фигурки из камня и кости. Рисунки, резьба и рельефы на скалах были созданы более сорока тысяч лет назад – это почти сплошь изображения отдельных животных, изредка попадаются рисунки человеческих фигур и голов, отпечатки рук. (Рис. 1, 2, 3, 4, 5). Случалось обнаружить целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: выступ скалы обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на них остались следы ударов копьем. Искусство старше земледелия, скотоводства и обработки металлов.

Давайте посмотрим фотографии Стоунхенджа, построенного около 5000 лет назад. (Рис. 4, 5). Обратите внимание на фигурки людей, попавших в кадр. Во сколько раз эти камни выше человека? То есть высота камня больше, чем высота нашей аудитории.

А на какую музыку по вашему мнению похож Стоунхендж?

Как вы думаете, ради чего начинает человек рисовать?

Вероятно, это была необходимость в познании и влиянии на мир. Первобытные люди верили в практический результат искусства. Раня глиняного зверя, они становились более ловкими охотниками, а изображая лошадь с большим животом, стремились повлиять на плодородие лошадей.

А ради чего рисуете вы?

Есть мнение, что желание изобразить что-либо возникает из удивления от увиденного. И действительно, если художника что-то удивило, заинтересовало, то и зрителю интересно смотреть на картину.

4. Выполнение практического задания (рисунка).

Нарисуйте простым карандашом на альбомном листе любой из этих предметов. Тот, который покажется вам интересным. Можете взять каждый один предмет или по одному предмету на парту.

Какие задачи вы попытаетесь решить в своем рисунке? Запишите на обороте рисунка поставленную задачу.

Постарайтесь передать в рисунке, что именно вас привлекло. Вспомните, что искусство — особый способ познания и отражения действительности. С помощью рисования изучите заинтересовавший вас предмет.

Преподаватель наблюдает за работой учащихся и в случае затруднений оказывает индивидуальную помощь.

5. Обсуждение получившихся работ.

Проверьте, какая задача написана вами на обороте рисунка. Подумайте, справились ли вы с поставленной задачей?

Закрепите на магнитной доске свое рисунки.

Какие из рисунков товарищей кажутся вам интересными? Почему?

6. Домашнее задание.

Дома выберите интересный предмет. Сформулируйте для себя творческую задачу и запишите ее. Нарисуйте заинтересовавший вас предмет простым карандашом на альбомном листе с учетом поставленной задачи.

Список используемых источников:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 3-е изд., доп. – М.: Искусство, 1985. – 319 с, ил.

https://урок.рф педагогическое сообщество


Иллюстрации:

Рис. 1. Пещера Эль-Кастильо (Испания).

Рис. 2. Пещера Шове (Франция).

Рис. 3, 4. Пещера Альтамира (Испания).

 

Рис. 5. Скульптура бизона (Франция).

Рис. 6, 7. Стоунхендж (Англия).

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.