Методические указания и рекомендации «Основные педагогические принципы обучения пению»

2
2
Материал опубликован 15 February 2018 в группе
Основные педагогические принципы обучения пению.

В своей деятельности каждый педагог, руководитель по вокалу должен опираться на основные принципы обучения пению. Эти принципы едины для детей и взрослых, для профессионалов и любителей пения. Выделяют следующие принципы, наиболее соответствующие задачам работы с детьми:
1. Принцип воспитания и всестороннего развития.
2. Принцип сознательности и творческой активности.
3. Принцип перспективности.
4. Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
5. Принцип систематичности.
6. Принцип посильной трудности.
7. Принцип положительного фона обучения.
8. Принцип единства художественного и технического развития обучаемого.
9. Принцип предшествования слухового восприятия кокого-либо музыкального явления его сознанию.

1. Принцип воспитания и всестороннего развития.
Процесс обучения пению должен быть направлен не только на развитие певческого голоса, но и на решение задач их воспитания и общего развития.
а) Процесс общения с песенным искусством формирует у учащихся интерес к этому виду искусства.
б) У исполнителей воспитывается умение различать эмоциональную выразительность произведения по голосу и мимике исполнителя (формируется способность замечать настроения окружающих людей. их внутреннее состояние).
в) Процесс обучения пению воспитывает определённые личностные качества; волю, развитие мышления,  внимания, памяти и т.д.)
2. Принцип сознательности и творческой активности.
Этот принцип включает в себя:
а) сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе обучения, а также сознательное усвоение знаний, получение умений и навыков. С этой целью рекомендуется вводить в практику устные и письменные задания, в которых предполагается система вопросов, стимулирующих  умственные процессы учащихся.
б) воспитание у детей  эстетического отношения к звучанию голоса: что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания? Нравится ли она и почему.
Вопросы следующего этапа работы должны относиться уже к более тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: каков тембр голоса, есть ли в голосе певческое вибрато, чистая ли интонация, правильное или неправильное звукообразование с точки зрения вокальной позиции. Всё это наряду с воспитанием слуха, формирует у детей эмоциональное отношение к музыке.
3. Принцип перспективности.
Выстроить перспективу в обучении помогает точное определение типа голоса и основных вокальных навыков. Определение программы минимум и программы максимум в наработке вокальных навыков - важнейшее условие их формирование.
 Принцип перспективности в учебной работе проявляется
а) В опоре на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).  Это относится как к общему, так и специфически вокальному развитию. Вот поэтому в работу следует вводить фрагменты из произведений, заведомо более трудных, чем дети могут исполнить на данном этапе их развития, но которые увлекали бы их своим содержанием. Отдельные  мотивы или законченные фразы целесообразно включать в распевание- исполнять в разных тональностях со словами или вокализировать на какой- либо слог.
б) В принципе развивающего обучения.
К проблеме подбора песенного материала следует подходить с точки зрения основополагающих  принципов  развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможности детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, однако без особой спешки ( по Л.В. Занкову).
4. Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся при коллективном характере обучения.
Необходимость соблюдения данного принципа обуславливается многообразием индивидуальных природных различий. Отсюда и наблюдавшиеся в практике разнообразие приёмов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию голоса каждого ученика.
При индивидуальном подходе на коллективном занятии учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, а также их певческий опыт и общее развитие.
Индивидуальный контроль в условиях хора осуществляется методами:
- визуального наблюдения за детьми;
- индивидуального прослушивания во время занятий хора;
- организации дополнительной внеклассной работы над постановкой различных  музыкальных спектаклей - сказок, где дети выступают соло, дуэтами или малыми ансамблями;
5. Принцип систематичности.
а) Проявляется в постепенном усложнении певческого материала для систематического и последовательного развития основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.
б) Систематичность занятий (без долгих перерывов, в одно время, особенно на начальном этапе).
6. Принцип посильной трудности
а) Границы возможностей каждого ученика, даже в пределах одного возраста, разные, так как выносливость голоса имеет индивидуальный предел и часто зависит от общей физической выносливости.
б) С начинающими учениками первые занятия не должны продолжаться более 15-20 мин. В дальнейшем продолжительность занятий ограничивается первыми признаками утомления, что проявляется в снижении уровня внимания (зевание, перетоптывание). После каникул певческие нагрузки рекомендуется вводить постепенно.
в) Посильная трудность определяется и в каждом отдельном занятии, при внимательном наблюдении за различными действиями ученика (профессиональный акустический и психолого-физиологический контроль).
7. Принцип положительного фона обучения.
Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, этот процесс даёт хороший результат, и наоборот. Таким образом, существует прямая зависимость между отношением детей к учению и их успехами. Основная задача педагога - заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью. Педагогу необходимо хвалить учеников! Если старания ученика не находят достаточного признания, его силы скоро иссякнут. Заинтересованность детей – основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность и серьёзность по отношению к певческой деятельности.
8. Принцип единства художественного и технического развития обучаемого.
Именно художественный образ определяет основные показатели певческого голоса. Чувства и переживания русского человека отражены в разножанровости народной песни (колыбельная, хоровод, частушка, лирика, календарная песня возникают в сознании певца спонтанно, в соответствии с жизненной ситуацией). Народ говорит: "Каждой песне своё время" и "место". Эта поговорка и сейчас не лишена смысла, в особенности при сценическом прочтении народной песни.
а) Задачи технического развития певческого голоса должны быть полностью подчинены художественным целям.
б) Слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники, отсюда необходимость воспитания музыкального слуха в широком смысле слова (образное мышление, творческое воображение, художественный вкус).
9. Принцип предшествования слухового восприятия какого-либо музыкального явления его сознанию.
Введение нового понятия или термина должно опираться на слуховое восприятие, полученное ранее (сначала выучивается какая-то интонация или песня, а затем, методом анализа способов её исполнения или вычленения отдельных элементов музыкального языка, через серию вопросов, активизирующих мышление обучаемого, вводятся новые понятия).
Таким образом, мы рассмотрели основные педагогические принципы обучения пению.
Используемая литература:
1.  Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Изд. 2-М.: Музыка. 1996.
2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Санкт - Петербург., 2000.
3. Мешко Н.К. Искусство народного пения. "Луч", 1996.
4. Назарова Л. Тайные глубины смыслов (статья в журнале "Народное творчество").
5. Шамина Л.В. Школа русского народного пения, 1997.
 
Комментарии

Полезная работа!

9 December 2018

Спасибо, Марина Юрьевна!

9 December 2018