12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дитрих Елена Андреевна1356
Россия, Саратовская обл., Энгельс

ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»

Цель: воспитание российской гражданской идентичности (идентификация себя в качестве гражданина России).

Задачи:

- в игровой форме закрепить знания, полученные в рамках изучения конституционного права (можно провести викторину в качестве подготовки к ЕГЭ);

- с помощью разных типов заданий развить умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- с помощью аналитических вопросов в начале и в конце викторины научить высказывать и аргументировать свое мнение.

Учитель: Название основного закона государства произошло от латинского слова соnstitutio – учреждение, устройство. Как думаете, почему основной закон государства получил название Конституция?

Учащиеся: определяет общественное и государственное устройство, основа всего законодательства страны.

Учитель: В современном понимании этого слова появление конституций в качестве основных законов государства и общества (актов, устанавливающих организацию государственной власти и гарантирующих определенные права и свободы граждан) относится к периоду буржуазных революций.

Впервые такое определение «конституция» - было дано в статье 16 знаменитой французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».

Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов:

а) ограничение пределов власти государства, его органов и должностных лиц;

б) учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций;

в) определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида.

Сегодня мы вспомним, содержание Конституции РФ, и проиллюстрируем тот факт, что наша Конституция является носителем вышеназванных трех идеалов.

Учитель: Когда была принята Конституция РФ?

Учащиеся: 12 декабря 1993 г.

Какова структура Конституции РФ?

Учащиеся:

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Общие правила проведения викторины:

Учащиеся отвечают индивидуально: тот, кто первым поднял руку.

Ученик, давший правильный ответ, получает жетон.

Побеждает тот, у кого к концу викторины будет больше жетонов.

Тур 1 по Главе 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Учитель задает вопрос, учащиеся отвечают.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Гуманистические основы конституционного строя

Что является высшей ценностью в РФ? 

            человек, его права и свободы (ст. 2)

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность…

                государства (ст. 2)

Назовите принципы гражданства РФ

Статья 6

1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ

3. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Характеристики государства

Форма правления РФ?

Республика (ст. 1)

Политический режим в РФ?

      Демократический; правовое государство (ст. 1)

Форма государственного (территориального устройства)?

                  Федеративное (ст. 1)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной – это значит, что РФ…

              светское государство (ст. 14)

Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека – это значит, что РФ…

                 социальное государство (ст. 7)

Организация публичной власти

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?

         ее многонациональный народ (ст. 3)

Каковы формы осуществления власти народом?  

     - непосредственно,

   - а также через органы государственной власти

     - и органы местного самоуправления;

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3)

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Перечислите субъекты РФ

       РФ состоит из республик, краев,    

    областей, городов федерального значения,

    автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5)

Органы местного самоуправления входят или нет в систему государственной власти?

 

     Органы местного самоуправления НЕ входят в систему органов государственной власти (ст. 12)

Социально-экономические и политические основы конституционного строя

Какие виды собственности в РФ признаются и защищаются равным образом

   частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8)

В чем выражается политический плюрализм в РФ?

   1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

   3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

    4. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13)

Тур 2 по Главе 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

На доске висят иллюстрации. Учащиеся должны определить, какое конституционное право или обязанность они символизируют.

Определив право, должны отнести его к одной из групп: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права или культурные права.

Когда иллюстрации будут распределены, учащиеся называют, какие еще права и обязанности перечислены в Конституции РФ.

Правильные ответы:

Гражданские (личные) права

Жилище неприкосновенно (ст. 25)

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23)

Свобода совести и вероисповедания (ст. 28)

Право на жизнь (ст. 20)

Право на честь и достоинство (ст. 21)

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)

Политические права

Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31)

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32)

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30)

Экономические права

Право частной собственности (ст. 35)

Право наследования (ст. 35)

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36)

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

Социальные права

Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39)

Право на жилище (ст. 40)

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37)

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37)

Право на отдых (ст. 37)

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

Право на образование (ст. 43)

Культурные права

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44)

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44)

Конституционные обязанности

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59)

Соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15)

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (ст. 43)

Тур 3 по Главе 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Учитель задает вопросы, учащиеся поднимают одну руку, если считают, вопрос является в ведении РФ, две руки, если считают, что вопрос находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (жетон получает каждый правильно ответивший).

Вопрос находится в ведении РФ или в совместном ведении РФ и субъектов РФ:

вопрос

в чьем ведении

федеративное устройство и территория РФ 

             РФ

защита прав и свобод человека и гражданина; 

 защита прав национальных меньшинств; 

 обеспечение законности, правопорядка, 

 общественной безопасности; режим пограничных зон;

Совместное ведение

вопросы владения, пользования и распоряжения 

землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

Совместное ведение

природопользование; охрана окружающей среды 

и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры

Совместное ведение

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

                РФ

федеральная государственная собственность и управление ею

                РФ

разграничение государственной собственности

Совместное ведение

установление правовых основ единого рынка

               РФ

общие вопросы воспитания, образования, науки, 

культуры, физической культуры и спорта

Совместное ведение

внешнеэкономические отношения РФ

               РФ

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ

Совместное ведение

координация международных и внешнеэкономических 

 связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации

Совместное ведение

оборона и безопасность

             РФ

внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира

              РФ

Тур 4 по Главам 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

На доске начерчена данная таблица, но она не заполнена. Содержимое ячеек распечатано на листах. Ученики по очереди вытягивают листы и размещают их в ячейки таблицы. Если правильно, получают жетон. Если нет, одноклассники или учитель исправляют.

ВОПРОСЫ

Президент РФ

Федеральное собрание

Правительство

Совет Федерации

Гос дума

Срок полномочий

6 лет

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

5 лет

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

Состав

---

170 человек

(по 2 чел от 85 субъектов)

по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

450 депутатов

состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров

Кто может быть избран

гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; не более двух сроков подряд

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

 

Полномочия

НАЗНАЧАЕТ:

- с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАНДИДАТУРЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ и ОСВОБОЖДЕНИЯ:

- Гос Думе – на должность Председателя Центрального банка РФ (и об освобождении)

- Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;

- Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

- утверждает военную доктрину РФ;

- формирует Администрацию Президента РФ;

- назначает выборы Государственной Думы

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ

- назначает референдум

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

осуществляет руководство внешней политикой РФ;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

-подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

- в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

- вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

- решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

- награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

НАЗНАЧАЕТ:

- судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности;

НАЗНАЧАЕТ:

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Издает НПА

указы и распоряжения

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой

Постановления и распоряжения

Тур 5 по Главам 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и …

                             уголовного судопроизводства.

Судьи независимы и подчиняются только …

                    Конституции РФ и федеральному закону

Кто может быть судьей?

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности

     Советом Федерации по представлению Президента   Российской Федерации.

Кем определяется структура органов местного самоуправления?

                     населением самостоятельно.

Какие вопросы решают органы местного самоуправления?

управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Учитель: Предлагаю вам определения конституции, данные знаменитыми историческими деятелями и мыслителями. Какое определение, по вашему мнению, отражает сущность действующей Конституции РФ?

В.И. Ленин (российский революционер, советский политический и государственный деятель): «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» (http://lomonosov- fund.ru/enc/ru/encyclopedia :0132650).

Н.А. Михалев (росс. государствовед): «Конституция – это «форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов» (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173412).

Б. Шантебу (фр. ученый): «Конституция — это «хартия, которая ограничивает власть в рамках государства и власть государства в рамках общества» (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173412).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ, НАГРАЖДЕНИЕ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.