12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Буянова Венера Шамильевна20
Россия, Башкирская респ., Мелеуз

Изучение роли государства на уроках обществознания и экономики в старших классах

Буянова Венера Шамильевна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз

 

Экономика играет огромную роль в жизни общества: обеспечивает людей материальными условиями существования; выступает основой научно-технического прогресса; является фундаментом всякого общества, но несмотря на то, что еще в XVIII веке А. Смит определил, что государство должно только охранять и оберегать, а в остальном предприниматели разберутся сами, в конце XIX в. и в XX в. стало ясно, что к регуляторам экономики спросу и предложению должно присоединиться и государство, т. к. рыночная экономика столкнулась с кризисами перепроизводства, проявлением монополизма, крайностям между богатством и бедностью, загрязнением природы.

Экономика – совокупность производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда на определенной ступени общественного развития. Экономикой также называют и способы использования ограниченных материальных ресурсов для удовлетворения все возрастающих потребностей людей в материальных благах. Экономике как системе рационального ведения хозяйства столько же лет, сколько и самому обществу. Как наука же экономика зародилась только 250-300 лет назад. Экономика как практика, соединенная с наукой, существовала, и будет существовать постольку, поскольку, с одной стороны, человек имеет дело с ограниченными материальными жизненными ресурсами, с другой – его потребности постоянно растут. Из этого фундаментального противоречия вытекают и так называемые основные вопросы экономики: Что производить? Как и чем производить? В каком количестве и для кого производить? Каким образом распределять произведенное? В зависимости от того, какие ответы находит общество на эти вопросы, как подходит к проблеме преодоления противоречий между ограниченностью ресурсов и возрастающими человеческими потребностями, различают традиционную экономику, командно-административную экономику, рыночную экономику и смешанную экономику.

Для того, чтобы полнее разобраться в проблеме роли государства в свободной рыночной экономике, необходимо вспомнить, что же такое экономическая система. Экономическая система – это установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе экономической деятельности.

Чем же различаются экономические системы? Формой собственности на средства производства, способами координации хозяйственной деятельности, уровнем технического развития, характером экономических отношений. При любой общественно-политической и социально-экономической системе государство посредством государственных органов в той или иной степени управляет экономикой страны. В странах с централизованной экономикой государство управляет экономикой в прямой, непосредственной форме, в виде жестких законов, директивных планов, централизованного распределения денежных средств через государственный бюджет. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономику ограничено, что обусловлено наличием частной собственности, которая обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления. В этом случае воздействие государства на экономику носит косвенный характер и осуществляется посредством законодательных запретов и ограничений, налоговой системы, государственных инвестиций и субсидий, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Главная цель государственного регулирования экономики – это соблюдение интересов государства, общества и социально-незащищенных слоев населения. В этом и проявляется экономическая политика государства, т.е. это процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Очень рано наши предки осознали, что для успешной торговли необходимы охрана собственности и система юридических законов. Уже в древнем Вавилоне и Египте установилась разветвленная система законодательства, закреплявшая монополию государства на судопроизводство и смертную казнь.Из истории экономических учений известно, что на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику. Так, в период меркантилизма, в XVI—XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII—XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов.Размеры макроэкономического государственного регулирования существенно возросли в период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. и Второй мировой войны. Повышение роли государства выразилось в увеличении совокупных государственных расходов и перераспределении валового продукта общества через госбюджет.
В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество. 
И наконец, XXвек, достаточно вспомнить две экономические теории: монетаризм и кейнсианство.

Яркими представителями монетаризма можно назвать Д. Юма и М. Фридмена. Они считали, что государство, ни под каким предлогом не должно вмешиваться в экономику. Основными положениями монетаризма являлись:

- освободить экономику от опеки государства;

- сократить налоги и государственные расходы;

- контроль за инфляцией и стимулирование экономического роста достигается с помощью контроля за количеством денежной массы;

- единственно правильная политика правительства и банков – увеличивать количество денег в экономике не быстрее, чем растет производительность хозяйства страны;

- свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике, и она будет развиваться нормально.

Получается, монетарная политика означает контроль за денежной массой в экономике, где главной целью является поддержка стабильного развития экономики. Государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

В противовес монетаризму появляется кейнсианство. Здесь важными положениями являются:

- только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике;

- необходимо большее вмешательство государство в рыночную экономику, ее регулирование путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения денежной массы;

- государство должно принимать меры по оживлению деловой активности, поощрять развитие экономики;

- активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей.

Получается, что в данном случае работает фискальная политика, деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции, обеспечение занятости населения.

Конечно, в рыночной экономике государство играет значительно более скромную роль, чем в командной, но тем не менее за ним остается ряд важных функций, но и что немаловажно за последние годы эта роль увеличивается.

Почему же растет государственный сектор? Хотелось бы рассмотреть главные причины этого явления:

- во-первых, рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

- во-вторых, рост народонаселения;

- в-третьих, решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

- в-четвертых, решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Получается, что вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

Здесь уместны слова А. Пигу, знаменитого английского экономиста: «Современные усовершенствования структуры и методов работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена делали вмешательство неоправданным».

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Таким образом, исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

Однако чрезмерное вмешательство государства в экономику так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, т.е. продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. 

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пре­делах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государ­ство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерения­ми, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма.

Очень интересны высказывания по поводу роли государства в экономике: «ночной сторож» капитализма А.Смит, «констебль в условиях анархии» Т. Карлейль, «попечитель общественного интереса» Т. Джефферсон.

В управлении экономикой принимают участие законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Законодательные органы власти управляют экономикой посредством принятия и изменения законов и постановлений, которые устанавливают основополагающие правила функционирования экономики, использования экономических ресурсов, осуществления экономических отношений. Исполнительные органы власти управляют экономикой на основании законов и указов посредством постановлений и распоряжений правительства. Им принадлежит основная роль в управлении экономикой. Судебные, правовые органы следят за исполнением и соблюдением законов, регулирующих экономические отношения, рассматривают конфликтные ситуации, трудовые споры. Самое непосредственное отношение к экономическому управлению имеют арбитражные органы, которые в судебном порядке рассматривают взаимные претензии предприятий.

Таким образом, прежде всего, государство в рыночной экономике должно установить правила – законы, в соответствии с которыми ведется экономическая деятельность, и следить за неукоснительностью их выполнения. Главное состоит в том, что государство всей своей мощью (полиция, суды) обеспечивает защиту прав собственности и подкрепляет выполнение договоров, без чего невозможна развитая рыночная экономика. Принимаемые законы и система, обеспечивающая их выполнение, делают экономическую деятельность более предсказуемой и надежной. Вмешательство государства в рыночную экономику оправдано и необходимо.Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Сейчас мало кто из экономистов будет оспаривать роль государства в рыночной системе хозяйствования.Трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регу­лировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем. Поэтому современное развитие рыночных отношений в экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей, следовательно, государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе.

Литература:

Автономов В.С. Введение в экономику. М., 2008 г.

Липсиц М.В. Экономика. М., 2015 г.

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999 г.

Папава В. Роль государства в современной экономике. //Вопросы экономики, 1999 г.

Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. М., 2012 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.