Парламентский урок для учащихся 5-9 классов по теме: «Конституция – основной закон государства»
Парламентский урок
для учащихся 5 – 9 классов
по теме: Конституция- основной закон государства.
Притча о законе. (Ф. Кафка).
Учитель: У врат Закона стоял привратник. Пришёл к привратнику поселянин и попросил пропустить его к Закону. Но привратник сказал, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал посетитель и вновь спросил, может ли он войти туда впоследствии?
— Возможно, — ответил привратник, — но сейчас войти нельзя.
Однако врата Закона, как всегда, открыты, а привратник стоял в стороне, и проситель, наклонившись, постарался заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник засмеялся и сказал:
— Если тебе так не терпится, попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество моё велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх.
Не ожидал таких препон поселянин: «Ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час», — подумал он. Но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжёлую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую чёрную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти.
Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидел он там день за днём и год за годом. Непрестанно добивался он, чтобы его впустили, и докучал привратнику этими просьбами. Иногда привратник допрашивал его, выпытывал, откуда он родом и многое другое, но вопросы задавал безучастно, как важный господин, и под конец непрестанно повторял, что пропустить его он ещё не может.
Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и всё, даже самое ценное, он отдавал, чтобы подкупить привратника. А тот всё принимал, но при этом говорил:
— Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил.
Шли года, внимание просителя неотступно было приковано к привратнику. Он забыл, что есть ещё другие стражи, и ему казалось, что только этот, первый, преграждает ему доступ к Закону. В первые годы он громко проклинал эту свою неудачу, а потом пришла старость и он только ворчал про себя.
Наконец он впал в детство, и, оттого что он столько лет изучал привратника и знал каждую блоху в его меховом воротнике, он молил даже этих блох помочь ему уговорить привратника. Уже померк свет в его глазах, и он не понимал, потемнело ли всё вокруг, или его обманывало зрение. Но теперь, во тьме, он увидел, что неугасимый свет струится из врат Закона.
И вот жизнь его подошла к концу. Перед смертью всё, что он испытал за долгие годы, свелось в его мыслях к одному вопросу — этот вопрос он ещё ни разу не задавал привратнику. Он подозвал его кивком — окоченевшее тело уже не повиновалось ему, подняться он не мог. И привратнику пришлось низко наклониться — теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста.
— Что тебе ещё нужно узнать? — спросил привратник. — Ненасытный ты человек!
— Ведь все люди стремятся к Закону, — сказал тот, — как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?
И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, закричал изо всех сил, чтобы тот ещё успел услыхать ответ:
— Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их. (Франц Кафка).
Вопросы для обсуждения:
Ребята, в чем состоит главная идея притчи?
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ход урока.
Учитель: Ребята, давайте вспомним что такое Закон.
Кто принимает законы?
Что такое Конституция?
Учитель: Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.
Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции. Первая Конституция появилась в 1918 году. Она провозглашает наши основные права и обязанности. Давайте вспомним, какие права и обязанности у нас есть?
Ученики перечисляют: право на жизнь, личную неприкосновенность, тайной переписки, свободу слова, печати и т.д.
Ребята, а давайте вспомним какой герб, гимн и флаг принят в РФ.
Далее всем стоя предлагается спеть первый куплет гимна РФ.
Россия – священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Задание:На странице нашего путеводителя по стране «Закония» изображена схема «Органы государственной власти Российской Федерации». Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее. Попробуем восполнить его недоработку, используя знания, полученные на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд.
Учитель: Посмотрите на схему. Конституция показывает, что в нашей стране существует принцип разделения властей. Это необходимо для того, чтобы власти делили полномочия и помогали друг другу в работе.
Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы.
Ребята, а поднимите руку, кто бы хотел стать депутатом. Скажите, а что нужно для того, чтобы стать депутатом? Правильно, достигнуть 21 года.
Какими качествами должен быть депутат, чтобы приносить пользу обществу?
Предлагается нарисовать портрет депутата и подписать его основные черты.
Рефлексия. Что вы сегодня узнали на уроке. Что такое Конституция? Когда она была создана. Для чего нужна народу Конституция? Что такое принцип разделения властей? Когда можно стать депутатом?
Домашнее задание-(творческое). Придумать свой вариант гимна РФ.
Гладкова Ирина Викторовна