12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Холодова Екатерина Александровна50
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
0

Доклад на тему «Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллекта»

«Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллекта»


 

Нижний Новгород, 2019

 


 

Содержание:

Введение……………………………………………………...3

  1. Психолого-педагогическая характеристика подростков с нарушениями интеллекта…………………………………………….4

    Особенности формирования коллектива у старших школьников с нарушением интеллекта……………………………....6

    Диагностическое изучение межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта……………………………..8

    Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений у подростков

с нарушениями интеллекта………………………….10

Заключение …………………………………………12

Список литературы…………………………………. 13


 

Введение

 

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию». Именно поэтому подростки активизируют интимно личностное и стихийно групповое общение, как в школе, так и вне нее. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание.

 

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально - психологические характеристики. Это тот возраст, когда ребёнок впервые уделяет большое количество времени на привлечение внимания представителей противоположного пола, и дети с интеллектуальными нарушениями не являются исключением. Межличностные отношения занимают неотъемлемое место в жизни человека, а особенно подростка, когда вся его жизнь строится на общении.


 

Психолого-педагогическая характеристика подростков с нарушениями интеллекта

Под умственной отсталостью понимается стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Причины умственной отсталости:

- наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей;

- внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода;

- вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни.

Согласно точке зрения Л. С. Выготского психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена. Он подчеркивал, что высшие психические функции - высшие формы памяти, мышления, характера являются продуктом социального развития, а не биологического созревания. Однако развитие высших психических функций ограничено ядерными симптомами.

Детям с нарушениями интеллекта присущи замедленный темп психофизического развития, неравномерность физического и психического развития, дисгармоничность в развитии психики. Развитие этих детей протекает на более низком уровне, чем развитие их нормальных сверстников, и отличается узостью, бедностью содержания психической деятельности, а также более поздним становлением высших психических функций. Но, не смотря на нарушения, советские дефектологи отмечают динамику и значительные потенциальные возможности развития умственно отсталых детей и школьников. Учащиеся, страдающие олигофренией в степени дебильности, способны овладеть программой вспомогательной школы, несложной профессией, включиться в самостоятельный посильный труд и стать полезными членами общества.

Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, по мнению советских ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка. Направленность личности умственно отсталых детей включает мотивы, потребности и интересы. Следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы. У умственно отсталых детей недоразвита любознательность, нет потребности в приобретении знаний. С опозданием и с трудом формируются высшие духовные интересы. Особенности формирования мировоззрения у данных детей обусловлены свойственные им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей. В результате они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали. И лишь к подростковому возрасту формируются нормы морали.

Чувства являются своеобразной формой отражения человеком окружающего мира и проявляются в различных переживаниях. В чувствах и эмоциях человек проявляет личностное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Умственно отсталые дети не могут самостоятельно поставить перед собой цель, недостаточно осознают поставленные перед ними цели, не умеют спланировать свою деятельность, выбрать способ выполнения деятельности. Их действия слабо мотивированы. Умственно отсталые дети малоинициативные. Они не в состоянии управлять волевыми действиями, действовать в соответствии с перспективными целями. Они не могут проявлять волевое усилие и преодолевать встречающиеся трудности. Дети с нарушениями интеллекта легко внушаемы и легко отвлекаются от выполнения нужного дела.

 

 

Особенности формирования коллектива у старших школьников с нарушением интеллекта

Чем старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих связывается с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами. У старших детей имеют место социальные мотивы, обусловленные стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивами самолюбия и самоутверждения. Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми носителями этого опыта.

Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. При социализации лиц с нарушениями интеллекта трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству.

Часто встречаются нарушения вербального общения у лиц с нарушениями интеллекта (40-60%). Они проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе, косноязычия при позднем развитии, речи, лишенной выразительности при недостатке высшей интегральной способности отмечал А. Н. Леонтьев. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера. Если у нормальных школьников большая динамичность неофициальных групп существует только в младших классах, то у умственно отсталых эта неустойчивость сохраняется вплоть до старших классов. К тому же группам умственно отсталых часто свойственны аморфность и ситуативность.

Проявляется в неразвитости и недостаточной дифференцированности общения. Данная особенность коммуникаций обнаруживает тенденцию к усугублению по мере нарастания выраженности дефекта. При этом отмечается, что наиболее часто общение осуществляется в процессе совместного проживания (45,1%), совместной трудовой и общественно полезной деятельности (20,7%) и совместного досуга (15,8%).

Системе отношений умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей:

а) сравнительно с нормой, низкий уровень активности отношений;

б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении, недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

в) сравнительно элементарная мотивация отношений;

г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;

д) нарушение избирательности отношений.

Необходимо учитывать и то, что система отношений внутри различных групп умственно отсталых детей носит своеобразный характер. Так, например, дети с преобладанием процесса возбуждения некритичны, аффективны и импульсивны. Дети с преобладанием процесса торможения вялы, инертны и не испытывают сколько-нибудь значительной потребности в общении.


 

Диагностическое изучение межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта

Межличностные взаимоотношения учащихся в классе изучаются с помощью различных методов. Изучение индивидуальных форм поведения, межличностных отношений может производиться путем тщательно нормированных вопросов и задач, иначе говоря, стандартизированных тестов. Есть свои плюсы и минусы в данном способе, они могут зависеть от сложности, понятности вопросов. Необходимо формулировать и давать ответы так, чтобы они были понятно ребёнку, а не обращаться за помощью к руководителю, чтобы тот объяснил им суть вопроса. Но в любом случае детям придется объяснять выполнение задний и потому руководитель должен быть способен это осуществить. Есть вариант, что дети будут не честны в выборе своих ответов и это затруднит диагностику, потому необходимо включить вопросы которые могли бы указать на ложь. Тестирование даёт возможность диагностировать сразу какое-то количество детей, а не каждого по отдельности, что естественно ускоряет процесс. Так же точных формулы подсчёта дадут конкретные результаты.

Ориентационная анкета Басса в тестовом варианте которая определяет направленность личности школьников. Анкета позволяет выявить направленность личности по трем важным для профпригодности шкалам: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.

Методика «Семантический дифференциал».

Основу методики составляют десять противоположных по оценочному смыслу прилагательных, положительно или отрицательно оценивающих человека. Между парами противоположных прилагательных имеется оценочная шкала, состоящая из семи пунктов: от -3 до +3, причем -3 соответствует крайне отрицательной оценке, а +3 - крайне положительной. Задание заключается в следующем. Необходимо выбрать трех человек, с которыми у ребёнка разные отношения: очень хорошие, нейтральные и очень плохие. Каждого из этих троих необходимо оценить по десяти парам прилагательных. Свою оценку на шкале отмечается галочкой или кружочком в соответствующем ее пункте. С помощью данной методики определяется не всегда и не полностью осознаваемое отношение одного человеку к другому.

Методика изучения компетентности в общении. Оценка уровня общительности. Тест Ф. Ряховского. Используются простые вопросы, связанные с поведением в общений.
 

Референтометрия.

Направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. Слой межличностных отношений качественно отличается от социометрической методики. Если в социометрии проявляются симпатии-антипатии, то в референтометрии -- цели, задачи, содержание межличностного общения

В процессе социометрического и референтометрического исследований не всегда возможно ответить на вопрос, что явилось основанием для выбора или отвержения. На вопрос, почему в референтометрии или социометрии испытуемый оказал предпочтение тому или иному товарищу по группе, не всегда последует искренний ответ. К тому же испытуемые не всегда отдают себе отчет в этом.

Методика социально-психологической самоаттестации малой группы, как коллектива. Основу методики составляет список суждений о малой группе как о высокоразвитом коллективе. Всего таких суждений 75, из них 70 - рабочие, а 5 - контрольные. При помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития группы как коллектива, а при помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности ответов испытуемых.

Эти методики позволяют исследовать всю систему отношений в малой группе, а именно в классе, и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью методик, можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.

 

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных педагогических и психологических условий, которые обеспечивают полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и, тем самым, способствуют реализации их индивидуальных творческих потенций. Метод коррекции через труд выделяется на том основании, что он чрезвычайно важен, как для общего социального воспитания ребенка с трудным характером, так и для коррекции отдельных форм его поведения, так и для общего формирования межличностных отношений. Для отечественной педагогики, в том числе и для лечебной, ясно, что трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания.

Известно, что лишь в процессе коллективного труда складывается человеческое общество и человек становится человеком, здесь полностью подтверждается. Наряду с этим труд в мастерских стимулирует развитие положительных творческих способностей исключительного ребенка. Поэтому наиболее благоприятными условиями будут те, что предполагают именно творчество. Коллектив способен оказать положительное влияние на формирование навыков общение, раскрытия и активаций отдельных детей, но и корригировать отклоняющееся поведение. Попав в атмосферу коллектива, ребенок сталкивается с личностями товарищей, предъявляющими к нему требования взаимного уважения и взаимной помощи. Когда подросток не подчиняется законным требованиям своих товарищей, он много теряет, так как перестает быть полноправным членом коллектива, он может стать не желательным, изгоем, аутсайдером. Коллектив никогда не мирится с тем, чтобы кто-нибудь держался в нем анти коллективно, антисоциально. И потому педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы ребёнок с отклоняющимся характером не стал ещё более конфликтным, а наоборот стал бы более социализированным.

Коллектив способствует формированию дружбы, сочувствия и прочих социально значимых качеств. Здесь сглаживаются контрасты, пробуждается нормальное честолюбие, выравниваются как эмоциональные, так и активно-волевые недостатки.

Педагогу приходится постоянно наблюдать и констатировать колоссальное влияние коллектива на слабохарактерных и безвольных детей, которые благодаря ему изо дня в день приобретают активность, решительность, настойчивость, твердость, стремление доводить до конца начатое дело, умение систематически работать и тем самым увеличивать свою продукцию, и умственную, и физическую. Коллектив также приучает ребенка к законным формам взаимной конкуренции, что особенно нужно будет в их дальнейшей общественной жизни. Агрессия по отношению к одноклассникам у подростков встречается довольно часто и от этого страдают сами агрессоры и те, кто попадают под нею. Необходимо наблюдать за детьми с агрессивным поведением т.к. в силу неумения контактировать с такими детьми приводит к конфликту.

Педагогу необходимо научить ребёнка сдерживать и обуздывать свой гнев. Существует необходимость в формирование навыков общения с агрессивными подростками. Педагогу необходимо проводить дидактические игры, ознакомления и формированием терпимости толерантности по отношению к окружающим. Всё это можно достичь по средству приобщения к культурной, общественной, трудовой деятельности.


 

Заключение

 

Межличностные отношения играют наиважнейшую роль в развитии и становлении личности подростка. Разнообразные конфликты, неурядицы оказывают влияние на состояние подростка и тяжело им переживаются. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов подростка. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.

Произведено исследование по развитию, коммуникативных качеств и особенности подросткового коллектива детей, как нормально развивающихся, так и детей с интеллектуальными нарушениями.

Подростки с нормальным развитием, и подростки с нарушениями, по этапам формирования имеют сходства, но отличаются по скорости их преодоления. И по тому их интересы и стремления имеют сходства. Они так же переживают и чувствуют резонанс коллектива.

К работе по формированию межличностных отношений необходимо относится со всей серьезностью. Деятельность педагога, направленная на формирование коммуникативных качеств должна занимать достаточно времени. И эта работа не может быть законченной, она постоянно требует внимания. Само формирование межличностных отношений у подростков должно быть под постоянным присмотром педагога. Уровень сфорсированности коллектива во многом определяет направленность работы педагога, его изобретательность, инициативность, понимание и знание подростков, активность и др.

Формирование межличностных отношении очень трудоёмкий процесс, который за раз не охватить, этот процесс занимает довольно много времени, который так же организовывается поэтапно.

 

Список литературы

 

1. Балыко Диана. НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка. 2002.

2. Бодалев А.А. В мире подростка. 1982.

3. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.

4. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. 1985.

5. Мэш Эрик, Вольф Дэвид. Детская патопсихология. 2007.

6. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2005.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.