12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сироткина Наталья Александровна48
Воспитатель высшей категории. Стаж работы 35 лет.
Россия, Нижегородская обл., п.Ковернино
2

Статья «Межличностные отношения в дошкольном возрасте»


Статья «Межличностные отношения в дошкольном

возрасте»


Каждый отдельный человек с момента его появления на свет и дальше, в течение всей своей жизни, оказывается связан многими зависимостями с той действительностью, которая его окружает.

Человеческое «Я» не возникает и не формируется само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние воспитанников друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

На протяжении дошкольного детства ребенок вступает в контакты разного рода со взрослыми и сверстниками.

Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем нашего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детского сада, по существу, для большинства детей является первой организованной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его первые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наиболее актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открывающихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является малочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения, а также объемные программы обучения, занимающие большую часть времени, проводимого детьми в д/с.

В отечественной психологии и педагогике проблему межличностных отношений в дошкольном возрасте разрабатывали: Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, А. П. Усова, Д. В Менджерицкая, А. В. Петровский, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. М. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. Касаясь зарубежных исследований необходимо отметить таких авторов как: Г. Томпсон, Дж. Боулби, Ж. Пиаже, З. и А. Фрейд, А. Гезелл, Т. Болдуин, К. Бюлер, Э. Эриксон, Н. Миллер, Дж. Доллард.

Известный отечественный психолог Я. Л. Коломинский подчеркивал, что «специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выполняет человек в группе, насколько активно он действует в ней».

А. П. Усова отмечала, что «одним из решающих факторов общественного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Также А. П. Усова подчеркивает, что наибольшие возможности формирования «детского общества» обеспечивается именно игровой деятельностью детей.

Д. Б. Эльконин отмечал, что «в реальной деятельности отношения между людьми закрыты для ребенка материальными предметами, с которыми действуют люди, в игре же эти отношения впервые открываются ребенку».

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста требует специальной работы со стороны воспитателей и взрослых. Эта работа должна осуществляться планомерно и целенаправленно в течение продолжительного времени, конкретно, не одного года, переходя поэтапно с одной возрастной ступени на другую и имея постепенно усложняющиеся требования.

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки.

Положительное личностное развитие детей и достижения во взаимодействии со сверстниками во многом зависят от влияния педагогов, от того, какие эффективные способы развития взаимоотношений они предпримут.

Сверстник – это важная составная часть жизни ребенка. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Также необходимо отметить, что межличностные отношения у детей не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания ребенка. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

К старшему дошкольному возрасту, ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения в отношении к сверстнику отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника.

К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм.

Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель.

Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодествующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу «совместно-дружно-вместе», а не по типу «рядом, но не вместе», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи – основа коллективизма и товарищества

Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.

Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям. От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.

В силу своего возраста дошкольник может делать только то, что вызывает у него интерес. Именно поэтому очень важно, чтобы все, что делает ребенок (играет, рисует, учится читать) вызывало в нем очень яркие положительные эмоции.

Педагогические рекомендации

1.Работа по осуществлению развития межличностных отношений должна включать не только формирование соответствующих навыков в общении и совместной игровой деятельности. Но и формирование соответствующего уровня самосознания и самооценки, повышение уровня децентрации, развитие социальных эмоций у детей, что вполне возможно, как показала данная экспериментальная работа, при создании специальной формирующей программы.

2. Непременным условием развития динамики межличностных отношений является межличностное общение. Хорошо развитые коммуникативные способности детей, позволяют им беспрепятственно организовывать совместную со сверстниками игровую деятельность. Поэтому работа по формированию межличностных отношений должна сопровождаться работой по формированию коммуникативных способностей.

3. На динамику межличностных отношений детей в дошкольном возрасте огромное влияние оказывает уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка. Для развития и коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка можно порекомендовать курс специальных занятий, включающих игры и упражнения, разработанные М. И. Чистяковой, О. В. Хухлаевой.

4. Организация совместных игр детей в виде «игры-фантазирование», театральных игр, в которых формируются необходимые компоненты межличностных отношений детей дошкольного возраста.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.