Доклад «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»
Тема: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»
Особенности организации учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе представляют собой сложную проблему, требующую глубокого понимания и комплексного решения. В данном контексте необходимо учитывать разнообразие категорий обучающихся с ОВЗ, которые могут варьироваться от нарушений слуха и зрения до неврологических и психических состояний. Каждое из этих ограничений требует индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Данная тема представляет интерес для педагогов, специалистов в области образования, родителей и общества в целом. Эффективная организация учебного процесса детей с ОВЗ способствует развитию их потенциала, социализации, а также укреплению принципов инклюзивного образования, где каждый ребенок имеет право на образование, независимо от своих особенностей.
В данной работе мы рассмотрим основные аспекты организации учебного процесса для детей с ОВЗ в начальной школе, выделим ключевые вызовы, с которыми сталкиваются педагоги, и предложим рекомендации по созданию более инклюзивной образовательной среды.
Начнем с рассмотрения особенностей детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте 0-18 лет с физическими и (или) умственными недостатками, с ограниченными возможностями вследствие врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний или последствий травм, подтвержденных в установленном порядке.
В настоящее время образовательная классификация основана на следующих категориях детей с отклонениями в развитии:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), основное нарушение - сенсорное, нарушение слуха из-за повреждения анализатора слуха. В категорию детей с нарушением слуха входят дети со стойким двусторонним нарушением слуха, для которых речевое общение с другими затруднено или невозможно.
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) первичное нарушение сенсорное, зрительное восприятие страдает из-за органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушениями зрения практически не могут использовать зрение для ориентации и познавательной деятельности.
3. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основным заболеванием которых являются двигательные нарушения из-за органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушением координации, скорости движений, ограничением их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению выполнения движений опорно-двигательного аппарата во времени и пространстве.
4. Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной степени тяжести, вызывающими нарушения коммуникативных и обобщающих (когнитивных) функций речи.
5. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, для них характерны медленный темп формирования высших интеллектуальных функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-произвольной сферы и умственные отклонения, которые не достигают за счет легких органических поражений центральной области, нервной системы (ЦНС).
6. Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное расстройство - органическое поражение головного мозга, вызывающее нарушение высших когнитивных процессов. Умственно отсталые дети — это дети со стойкими необратимыми нарушениями умственного развития, особенно интеллектуального, возникающего на ранних этапах онтогенеза.
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами, а также психологическими и образовательными особенностями. Все дети с аутизмом имеют ограниченное развитие коммуникативных и социальных навыков.
8. Дети со сложными (комплексными) нарушениями развития, сочетающими два или более первичных нарушения (например, нарушение слуха с детским церебральным параличом, нарушение зрения с умственной отсталостью и т.д.).
Таким образом, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут иметь различные особенности, которые могут варьировать в зависимости от типа и степени их ограничений:
1. Индивидуальные потребности. У детей с ОВЗ могут быть уникальные потребности в обучении и поддержке. Важно адаптировать образовательный процесс под их индивидуальные особенности.
2. Общение. Некоторые дети могут испытывать трудности в общении из-за нарушений речи или социальных навыков. Им может потребоваться дополнительная поддержка в развитии коммуникационных навыков.
3. Сенсорные особенности. Дети с ОВЗ могут быть чувствительными к определенным сенсорным воздействиям, таким как звуки, свет или текстуры. Это может повлиять на их комфорт и внимание в классной комнате.
4. Двигательные навыки. Дети с двигательными нарушениями могут иметь трудности в координации движений и моторной активности. Они могут нуждаться в специальных упражнениях и адаптированных методиках обучения.
5. Аутизм. Дети с аутизмом могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и общении, а также иметь ограниченные интересы и ритуалы. Им нужна структура и предсказуемость в обучении.
6. Сопряженные нарушения. У некоторых детей с ОВЗ могут сопутствовать другие медицинские или психологические состояния, которые также нужно учитывать при организации обучения.
Учитывая эти особенности, школы и учителя должны работать над созданием образовательной среды, которая поддерживает младших школьников с ОВЗ и помогает им развиваться наиболее эффективным образом.
Таким образом, дети с ОВЗ имеют значительные ограничения в жизни, в способности к самообслуживанию, физическим упражнениям, самоконтролю за поведением, обучению, общению, - все это ведет к социальной дезадаптации. Жизненные ограничения создают препятствия для включения ребенка в соответствующий возрасту образовательный и педагогический процессы.
Одна из важнейших задач системы образования и воспитания - формирование готовности образовательной и воспитательной среды к работе с детьми с различными нарушениями развития.
Для этого необходимо:
1) создание условий для предотвращения негативной динамики в развитии ребенка;
2) создание условий для максимального проявления и развития всех способностей;
3) повышение комфортности воспитательной среды для каждого ребенка;
4) организация сопровождения особенного ребенка в воспитательной среде.
Все эти условия обеспечивает инклюзивное образование. Инклюзивное образование — это термин, описывающий процесс обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях. Инклюзивное образование основано на идеологии, исключающей любую дискриминацию в отношении детей, гарантируя равное обращение со всеми людьми и создавая особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Ряд факторов способствовал созданию инклюзивной образовательной среды:
1) социальные — все больше и больше детей рождается с нарушениями эмоциональной сферы, интеллекта, аутизмом и другими расстройствами, но при этом также нуждаются в образовании; общество предъявляет новые требования к доступности и повышению качества образования. Необходимо внедрять идеи гуманизации и демократизации общества, развивать «семейную политику», при которой родители включаются в образовательный процесс как субъекты обучения, это выражается в ответственности за образование, воспитание и развитие детей.
2) законодательно-нормативные — ратификация законодательных актов: Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 г., Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
3) теоретические — современные тенденции в науке, направленные на достижение цели - развитие способности человека к самостоятельному существованию, формирование мотивации достижения, актуализация потребности в саморазвитии; концепция непрерывного образования; переход от «медицинской» модели понимания инвалидности к «социальной»;
4) практикоориентированные — активное вовлечение родителей «особенных» детей в образовательный процесс в роли воспитателей; появление должности «координатора-методиста» инклюзии; создание профессиональных сообществ, организация круглых столов, научно-практических конференций, курсов переподготовки специалистов в области обеспечения интегративного образовательного процесса;
5) экономичность — новая система образования дает возможность формировать и приумножать «человеческие ресурсы», поскольку человек активно реализует свой потенциал и при этом не может быть ограничен индивидуальными особенностями развития.
Инклюзивное образование — это поддержка не только школ-интернатов и коррекционных школ, но и всех других образовательных организаций. После обучения в специальных учреждениях особенно успешные дети могут начать обучение в общеобразовательных школах.
Современная система образования ориентирована в первую очередь на детей, которые соответствуют определенным требованиям и могут учиться для всех по единой программе. В результате дети с ограниченными возможностями не имеют возможности и условий для участия в общеобразовательном процессе. Решить эту проблему помогает инклюзивное образование. Ведь проблема воспитания детей с ограниченными возможностями - одна из самых актуальных в современном российском обществе.
Инклюзивное образование включает в себя этап общего образования, на котором возможность приобретения знаний доступна каждому, особенно детям с ограниченными возможностями. Подобное обучение за рубежом разработано давно и закреплено законодательно. Суть инклюзивного образования — это система убеждений, которая не допускает дискриминации детей, а также помогает создавать необходимые условия в образовательной среде, в которых нуждаются люди.
На сегодняшний день важнейшими документами, регулирующими инклюзивное образование на территории Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, инклюзивное образование включает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в одной и той же группе с помощью разных образовательных программ.
Инклюзивное образование основано на следующих принципах:
1.Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого отдельного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к потребностям ребенка, но и дает ребенку возможность реализовать свою индивидуальность.
2.Принцип поддержки самостоятельной деятельности ребенка. Важной предпосылкой успеха инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной работы ребенка. Реализация этого принципа решает проблему формирования социально активной личности.
3. Принцип активного вовлечения всех участников в образовательный процесс предполагает создание условий для взаимопонимания и принятия для достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное вовлечение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение совместных мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального общества.
4. Принцип междисциплинарного подхода. Многообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и развитию методов и средств обучения и воспитания.
5. Принцип партнерства с семьей. Усилия воспитателей будут эффективными только в том случае, если они поддерживаются родителями, понятны им и отвечают потребностям семьи. Задача специалиста - построить доверительные партнерские отношения с родителями или родственниками ребенка, обратить внимание на просьбу родителей, на то, что, по их мнению, важно и необходимо в данный момент ребенку.
Из всего этого следует сделать вывод, что инклюзивное образование доказывает, что все дети могут добиться успеха, если им предоставляется помощь. Оно предлагает возможность общения в атмосфере сочувствия, терпимости, социальной справедливости и сотрудничества.
После рассмотрения сущности инклюзивного образования, проанализируем особенности создания коррекционно-развивающей среды для младших школьников с ОВЗ.
Обучение младших школьников с ограниченными возможностями предусматривает создание для них особой коррекционной и развивающей среды, которая предлагает адекватные условия и равные возможности с обычными детьми, корректировать нарушения развития в рамках специальных образовательных стандартов, реабилитации, воспитания и обучения, и социальная адаптация к обучению.
Первым и важнейшим условием успешной организации инклюзивного образования являются:
1) создание положительного психологического климата в классе;
2) установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями и специалистами сопровождения.
Выделяют следующие основные требования к занятию с детьми с ограниченными возможностями:
1) воздействие на все чувства;
2) разные виды деятельности;
3) обращение к опыту ребенка;
4) комфортные условия на уроке;
5) ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6) содружество учителя;
7) задания небольшими партиями;
8) игра;
9) чувство самодостаточности, уважения к личности (осудить можно поступок, но не личность).
На уроках следует использовать различные приемы работы с детьми с ограниченными возможностями, дающие положительную динамику:
1. Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальном домашнем задании, обязательная оценка положительных результатов всего класса, даже небольшого вида деятельности).
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, примечаний, рисунков, таблиц, карт.
3. Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления.
4. Рассказ на основе рисунков, вспомогательных слов, схем.
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.
6. Необходимо подходить к изложению учебной программы очень вдумчиво и не требовать от ребенка того, чего он не может сделать, нужно учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние в конкретный момент.
7. Чаще включать в урок коллективную, групповую деятельность, обеспечивающую взаимопомощь.
8. Оценивать не результат и его соответствие оценкам, а участие в командной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала).
9. Сократить объем и скорость написания заданий по всем предметам.
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах.
11. Максимально загружать их умственной работой во время урока (дома они могут не справиться), помогать во время урока, оказывать поддержку и внимание.
12. Учить работать с книгой: читать хором, произносить фразы, слова, объяснять значение слов, понятий, использовать личный опыт ученика с целью вызвать ассоциации и образы.
13. Создание на всех этапах обучения среды принятия учащихся, благоприятных отношений между учениками в классе, между учеником и педагогом.
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом.
У детей с различными формами нарушений здоровья особенно необходимо развивать навык адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая при этом излишней нервозности и беспокойства.
Таким образом, выделяют следующие ключевые особенности, которые стоит учитывать при создании коррекционно-развивающей среды:
1. Индивидуальный подход. Учителя и педагоги должны разработать индивидуальные программы обучения и развития для каждого ученика с учетом его специальных потребностей.
2. Специальные методики обучения. Использование адаптированных методик и технологий обучения, таких как визуальные помощники, интерактивные игры и специальные обучающие программы, способствует более эффективному усвоению материала.
3. Адаптированное оборудование и инфраструктура. Обеспечение доступности специального оборудования и адаптированной инфраструктуры, таких как специальные столы и стулья, удобные для учащихся с физическими ограничениями.
4. Интеграция социального взаимодействия. Создание среды, которая способствует интеграции учеников с ОВЗ с их сверстниками, помогает снизить стигматизацию и способствует социальной адаптации.
5. Поддержка специалистов. Работа с психологами, логопедами и другими экспертами помогает в оказании комплексной поддержки и развитии для детей с ОВЗ.
6. Создание поддерживающей среды. Важно создать в классе или образовательном учреждении атмосферу взаимопонимания, терпимости и взаимопомощи, чтобы обеспечить комфортную и поддерживающую обстановку для учеников с ОВЗ.
7. Регулярный мониторинг и оценка прогресса. Важно систематически отслеживать прогресс каждого ученика и корректировать планы обучения и развития в соответствии с его потребностями и достижениями.
Успешное создание коррекционно-развивающей среды для младших школьников с ОВЗ требует комплексного подхода и тесного взаимодействия между педагогами, специалистами и родителями, с ориентацией на индивидуальные потребности каждого ученика.
Таким образом, получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших и неотъемлемых условий их успешной социализации, чтобы обеспечить их полноценное участие в жизни общества и эффективную самореализацию в различных видах профессиональной и общественной деятельности.
Также в нашем докладе мы подготовили рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения:
1) необходимо учитывать индивидуальные особенности и зрительные способности каждого ребенка. При подборе иллюстративного материала к уроку учитель руководствуется рекомендациями тифлопедагога, который занимается подготовкой урока;
2) аудитория и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской и на столах;
3) используйте наглядные материалы в классе.
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с нарушением речи:
1) расширьте словарный запас ребенка.
2) ребенка нужно стимулировать к разговору. Он должен чувствовать поддержку. Вы должны поощрять успехи и достижения ребенка.
3) вы должны верить в силы ребенка, вселяя в него уверенность, чтобы с верой и терпением исправлять ошибки.
4) отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любознательность, желание задавать вопросы.
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с нарушением слуха:
1) разместите ребенка в классе так, чтобы он видел лица учащихся при ответе и лицо учителя при объяснении учебного материала;
2) если у ребёнка одно ухо слышит хуже, чем другое, его посадка должна обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьшей степенью тугоухости;
3) во время диктовки лицо учителя должно (по возможности) находиться на одном уровне с лицом ребенка;
4) если ребенок не расслышал продиктованное слово, можно сказать его возле уха слабослышащего;
5) речь учителя должна быть эмоциональной и экспрессивной, но не перегруженной.
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с задержкой психического развития:
1) необходимо постоянно поддерживать уверенность в себе, чтобы дать ученику субъективное ощущение достижения определенных усилий.
2) не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент т.к. школьники с ограниченными интеллектуальными возможностями испытывают трудности при переходе от предыдущей деятельности.
3) не просите ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями изменить неудачный ответ, лучше попросите его ответить через некоторое время.
4) старайтесь облегчить учебную деятельность наглядной поддержкой на уроке (картинки, схемы, таблицы).
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата:
1) будьте терпеливы и внимательны. Дети не учатся все время, им нужен отдых.
2) внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
3) разговаривая с ребенком, дайте время ответить на его вопросы, говорите по очереди, помня о важности повторения.
4) будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
5) разнообразьте уроки, добавляйте новые элементы в свои уроки каждый день.
6) будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонацию голоса, но говорите четко.
7) чаще хвалите и поощряйте ребенка.
8) будьте практичны, давайте ребенку больше самостоятельности в выборе способов решения и ответов, это способствует развитию самостоятельности.
9) сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети реагируют на любовь, заботу и внимание.
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с нарушениями интеллекта:
1) избавляйтесь от собственных негативных эмоций и чувств через общение с другими семьями.
2) узнайте о возможностях развития ребенка через службу ранней поддержки.
3) узнайте о состоянии здоровья при медицинском осмотре и последующем наблюдении у педиатра.
4) сенсорная интеграция, которая направлена на адаптацию ребенка к окружающему миру, так как ребенок с аутизмом изолирует себя и отгораживается от мира;
5) индивидуальный подход к обучению и воспитанию (требуется речь, конкретно обращенная к ребенку, простыми словами, так как ребенок с ОВЗ воспринимает язык буквально).
Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы:
1) обогатить активный словарный запас ребенка словами, обозначающими эмоциональные состояния. В этом вам помогут герои из сказок и мультфильмов. Расскажите о том, какие эмоции испытывают герои в тот или иной момент, как меняется их настроение и почему.
2) научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
3) уважайте чувства ребенка: как и взрослые, он имеет право испытывать страх, гнев и печаль. Не просите его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей мне грубить!». Помогите ему лучше понять свое состояние: «Я понимаю, что ты сердишься на меня, потому что я...».
Данные рекомендации помогут будущим учителям и родителям познакомиться с процессом интеграции младших школьников с ОВЗ в общеобразовательную среду, глубже проникнуться данной проблемой и искать решения по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
Таким образом, организация учебного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе представляет собой важное и актуальное направление образовательной работы. В ходе нашего исследования мы обсудили разнообразные особенности, связанные с обучением детей с ОВЗ, и выявили несколько ключевых аспектов, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса для этой категории учащихся.
Важно отметить, что каждый ребенок с ОВЗ уникален, и его потребности могут значительно различаться. Поэтому главным принципом при работе с такими детьми должен быть индивидуальный подход. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует терпимости, тщательной планировки и сотрудничества между учителями, родителями и специалистами.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть важность создания инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, имеет возможность получить качественное образование и развиваться наравне с сверстниками. Это требует усилий со стороны образовательных учреждений, общества и государства.
Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе подразумевают постоянное совершенствование методов и подходов к обучению, а также внимание к потребностям каждого ребенка. И только через совместные усилия всех участников образовательного процесса мы сможем обеспечить полноценное образование и интеграцию детей с ОВЗ в общество.
Список использованных источников
Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2019. - 427 c.
Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 343 c.
Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2019. - 364 c.
Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2019. - 498 c.
Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2017. - 382 c.
Орлова, Е. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Е. Орлова, В. Дюков, И. Семенов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 404 c.
Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2019. - 176 c.
Юсупова, Ю.А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2021. - 306 c.