Статья «Особенности преподавания учебного предмета ОБЖ в условиях обновления ФГОС»
Особенности преподавания учебного предмета
ОБЖ в условиях обновления ФГОС.
В соответствии ФГОС ООО, при реализации общеобразовательных программ в образовательных организациях, с 2022-2023 учебного года, будет осуществлён переход на использование примерных рабочих программ по учебным предметам, входящих в состав примерных основных образовательных программ. Примерная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с модульным распределением. На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Структура всех рабочих программ:
-содержание предмета, курса, модуля;
-планируемые результаты освоения предмета, курса, модуля;
-тематическое планирование с указанием количество академических часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Разделы, например такие, как «Пояснительная записка», «Календарно- тематическое планирование», не являются обязательны. Для включения такие разделы в рабочую программу необходимо, чтобы они были закреплены локальным актом. По желанию можно приложить к рабочей программе дополнительные материалы, например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые будут в дальнейшем использованы в работе.
Каковы же основные особенности содержания примерной рабочей программы? В отдельных темах при составлении рабочих программ возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения. Программа учебного предмета «ОБЖ» учитывает возможность получения знаний учащимися через практическую деятельность и способствует формированию умения безопасно использовать учебное оборудование, анализировать полученные результаты, проводить исследования.
Содержание учебного предмета ОБЖ представлено десятью модулями:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»; модуль № 7 «Безопасность в социуме»; модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В настоящее время ФПУ утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. Обновленный ФПУ выйдет на ранее III квартала 2022 года. В период перехода на обновленные ФГОС 2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в ФПУ. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебного предмета при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. (Письмо Минпросвещения России №03-1899 от 11.11.2021).
Могут быть использованы:
УМК под редакцией Ю.С.Шойгу (8-9 классы).
Основные преимущества УМК:
- линейная структура курса;
- современное содержание;
- освоение практических навыков безопасного поведения;
- развитие практического мышления, креативности и т.д.
УМК под редакцией С.В.Ким, В.А. Горский (10-11 классы)
Основные преимущества УМК:
- принцип «минимакса»: повторение, обобщения и систематизации знаний всех предметов;
- модульный способ структурирования информации;
-практические занятия;
- самопроверка готовности учащихся (теория и практика).
Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения.
На сегодняшний день изменились взгляды на учебные взаимоотношения учителя и ученика, внедряются новые информационные технологии. В нем представлены все компоненты учебно- воспитательного процесса (цель, содержание, средства формы, методы, технологии) и дидактические элементы.
Общие требования качественного урока:
-определение целей урока, реализация дидактических принципов и правил;
-постановка воспитательных задач, гуманистические принципы воспитания обучающихся;
- организация урока на базе закономерностей учебно- воспитательного процесса, активное выделение межпредметных связей, использование последних достижений науки.
Новые формы оценивания должны быть ориентированы не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт. По учебному предмету «ОБЖ» могут быть использованы различные способы оценивания:оценка деятельности учащихся в проекте; оценка умения работать с различными поисковыми системами; оценка умения работать с информацией; оценка умения представлять информацию; самооценка учащегося – рефлексия. Для оценивания метапредметных результатов и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач. При формировании предметных результатов обучения на уроке ОБЖ, например по теме “Общие принципы безопасноти в цифровой среде”, необходимо характеризовать риски и угрозы при использовании интернета, провести анализ общих принципов безопасного поведения, необходимого для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном информационном пространстве.
Таким образом, Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания, в задачах предмета которого входит еще и формирование у ребят понимания и признания особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности.