Статья «Особенности внедрения исследовательской деятельности по физике в учебный процесс в условиях реализации ФГОС»
«Особенности внедрения исследовательской деятельности
по физике в учебный процесс в условиях реализации ФГОС»
автор: Биданов Т.С., учитель физики, г.Волгоград.
Я являюсь молодым педагогом. Работаю в образовании третий год. И материал выступления хочу извлечь из своей педагогической практики.
Для изучения физики всегда недостаточно учебных часов: изучить теорию, разбор и решение задач, лабораторные работы. Чтобы развить любознательность и сохранить интерес к физике я стараюсь на уроках показать значимость научно-исследовательской деятельности, развить способность к исследованию. Это применение эксперимента, демонстрационных опытов. Это внеурочная исследовательская деятельность.
Физика – является естественно -научной дисциплиной, требующая понимания и точности. И не всегда заученная формула поможет решить физическую задачу. Так, к примеру, учащиеся седьмых классов, первый год изучая физику, зачастую сталкиваются с данной сложностью. Ведь от них требуется УЖЕ не только математических метод решения, но и некоторое понимание происходящих физических процессов и явления , описываемых в задаче.
Одной из последних тем, пройденных в курсе седьмого класса с ребятами, была «Сила Архимеда. Закон Архимеда». Тема не сложная, но требующая определенного понимания. Здесь я постарался уделить особое внимание демонстрациям на уроках, подобрал интересных опыты, для проведения которых требовалось участие детей, т.е. активно вовлекал их в процесс исследования новой темы. Также совместно составляли прогнозы и расчеты, составляли общие заключения нашему исследованию.
Как итог, наблюдался рост интереса к новой теме, что сопровождалось улучшением показателя качества решения физических задач по данной теме. А последующая лабораторная работа и вовсе не вызвала особых сложностей у детей, большая часть показала высокие результаты с хорошими расчетами и логически сформулированными выводами. Таким образом, могу предположить, что процесс исследования на уроках позволяет (помогает) в большей степени учащимся овладеть изучаемый материал.
В учебном плане нашего ОУ включен предмет «Проектная деятельность» для 10-11 классов. Учащимся предлагается выбрать себе наставника, в течении двух учебных лет проводить свои исследования, оформить работу и защитить ее перед оценочной комиссией.
Моим опытом стало наставничество над учебно-исследовательской деятельностью двух ребят, работающие по различным направлениям исследования. Использовались теоретические методы исследования и метод экспериментального моделирования.
Результатом нашей совместной деятельности стали опытно-экспериментальная установка по изучению электромагнитных явлений – пушка Гаусса –ЭМ ускоритель масс. И вторая работа, основанная на теоретическом материале, статистических данных и прочих ресурсов. Обе работы успешно прошли защиту в рамках ОУ, принимали участие в научных конференция и в различных конкурсах.
К тому же полученный материал был использован на уроках физики. Учащиеся применяли свои работы для дополнительного раскрытия изучаемых тем в рамках урока путем презентации своей работы.
В 8-10х классах также активно проводится работа по внедрению исследовательской деятельности в образовательный процесс. Я считаю, что это идеальный возраст школьника для данной деятельности при изучении физики. Так как у детей уже сформировано некоторое понимание физических явлений и процессов, развиты необходимые качества, такие как логическое мышление, умение построить заключения своей деятельности, имеются большой интерес к познаниям и любознательность, и они еще не обременены подготовкой к выпускным экзаменам.
Так, учащиеся седьмых классов работают над небольшими исследованиями, такие как «неньютоновская жидкость», «ферромагнитная жидкость», изучение механизмов, физические опыты. И они с удовольствием демонстрируют свои работы перед аудиторией одноклассников на уроках физики.
Учащиеся более старших классов уже работают над учебно-исследовательскими проектами с целью участия во всеразличных конкурсах творческих и исследовательских работ по физике.
Результатом двухлетней работы в данном ОУ стали общей рост интереса к изучению физики, наличие призеров и победителей по исследовательским работам районного и регионального уровня.
По имеющимся результатам, делаю вывод о положительном влиянии исследовательской деятельности в образовательном процессе. Соответственно, его использование остается актуальным в дальнейшей учебной деятельности..