Статья «Обновление деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 11 July 2019

Корнева Ольга Павловна,

учитель английского языка

БОУ г. Омска «Гимназия № 140»

 

Обновление деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС


 

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Известно, что учителя никогда не снимали с себя ответственности за воспитание обучающихся. Вывод проблем воспитания на государственный уровень сделал этот процесс целенаправленным, значимым, системным.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель — педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого обучающегося и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы. Классный руководитель решает воспитательные задачи с учетом возрастных, психологических особенностей каждого ребенка, с учетом особенностей взаимоотношений внутри класса, и это особенно важно, так как успех реализации идей деятельностного подхода в обучении во многом зависит от того, как классному руководителю, работающему в тесном контакте с учителями-предметниками, удастся выстроить коммуникации в классном коллективе.

Для достижения максимальных результатов в деле воспитания в гимназии разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие гимназистов на ступени основного общего образования – не некая изолированная деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихся универсальных компетентностей, и в их собственном активном участии во внеучебной деятельности.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной позиции; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Одна из ключевых задач для меня, как классного руководителя пятиклассников, состоит в том, чтобы обучить и пониманию смысла человеческого существования, ценности своей жизни и ценности жизни других людей, создать условия для проявления инициативы и самостоятельности детей, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Основная работа в этом направлении осуществляется через классные часы и внеурочную деятельность. Одной из активных форм проведения классного часа в моём классе является дискуссия. Например, дискуссия по прослушанным повестям из книги Дмитрия Лихачева «Письма о добром и прекрасном» показала, как в процессе обсуждения происходит понимание того, что воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни является необходимой составляющей успешной жизни человека.

Другое важное направление в моей работе в качестве классного руководителя - организация занятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В гимназии часы, отводимые на внеурочную деятельность, проводятся в форме кружков, секций, занятий школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, экскурсий, проектных, поисковых и научных исследований. Моя деятельность как классного руководителя в данном направлении заключается в организации и контроле за внеурочной деятельностью обучающихся.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья, и работа классного руководителя в условиях реализации задач, поставленных ФГОС в части достижения личностных результатов учащихся, в значительной степени может быть решена за счёт привлечения родителей к активному участию в жизни класса. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в его обучении, физическом и духовном развитии. Я как классный руководитель привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Кроме того стремлюсь вовлекать родителей в проведение школьных мероприятий, и большинство родителей в этом году принимает активное участие в общественной жизни класса и школы. Часть родителей хоть и не проявляет инициативы, однако многие охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Результаты наших совместных усилий находят отражение в блоге класса (http://okorneva.blogspot.com), который активно развивается усилиями всех заинтересованных сторон: учащихся, их родителей, классного руководителя.

Несомненным является тот факт, что в воспитательной деятельности важным является внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех служит мотивацией к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника. Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Задача школы – создание такого образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха каждому обучающемуся, обеспечить его личностный рост и подготовку к полноценному эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях перехода на новые ФГОС. Педагогический коллектив гимназии максимально способствует созданию образовательного пространства в урочной и во внеурочной деятельности, обеспечивающего личностный и социальный прогресс каждого ученика.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации