Особенности развития и организации внимания ребенка
Особенности развития и организации внимания ребенка
Часть 1.
Понятие «внимание». Виды внимания
Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными. Внимание можно и нужно развивать, и обучение в школе является сильнейшим стимулом развития внимания у учащихся, т.к. подчиняется распорядку учебной работы. Невнимательность учащихся, а вследствие этого плохое усвоение учебного материала является проблемой многих современных школ.
Учителю в процессе своей работы необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников. Несформированное сознание ребенка не осознает всей важности и полезности материала, излагаемого педагогом, поэтому педагогу необходимо организовать свою деятельность таким образом, чтобы сконцентрировать и заинтересовать учащихся на учебной работе, которую необходимо осуществлять, активизируя внимание детей. К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в даже очень серьезную деятельность. Прежде, чем приступить к планированию урока с использованием приёмов, направленных на развитие внимания, педагогу необходимо определить, какие именно свойства внимания (концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение) слабо развиты у ребенка, и направить деятельность на развитие именно этих свойств.
Умение управлять своим вниманием нарастает у детей с каждым годом. Только научив детей быть внимательными, учитель может рассчитывать на успех учебной и воспитательной деятельности.
Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное вниаание.
Непроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая - либо цель и специальное намерение. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребёнок. Человеку не нужно заставлять себя сосредотачиваться на этих событиях, здесь он невольно останавливает свой взгляд.
Непроизвольное внимание может возникать из-за определенных особенностей раздражителя и из внутренних побуждений личности.
К числу определенных особенностей раздражителя относятся:
- сила, причем не абсолютная, а относительная. Например, в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички;
- неожиданность, например, если во время урока вдруг громко за окном зазвучит сирена, это может вызвать эффект неожиданности;
- новизна и необычность, например, новый наглядный материал, который учащиеся еще не видели, сможет невольно привлечь внимание школьников.
- контрастность, например, среди европейцев афроамериканец скорее привлечет к себе внимание;
- подвижность, на этой особенности основано действие маяка, который не просто горит, а мигает.
Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — а именно, особенностей действующих на человека раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие причины:
Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Вспомним, например, сцену из кинофильма «Чапаев», когда ординарец Петька, желая привлечь внимание шумной толпы отдыхающих красноармейцев и понимая, что в общем шуме словесный призыв его не будет услышан, неожиданно для всех стреляет в воздух. Все непроизвольно затихли и повернулись к Петьке. Причем значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя: в полной тишине и легкий шорох привлечет внимание.
Следующая причина - это новизна, необычность, контрастность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки, новые наглядные пособия, которых учащиеся еще не видели, невольно привлекут внимание школьников. Люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывали, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой предмет, среди светлых предметов — темный и т. д. С данной причиной внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесёт в класс и сразу же вывесит наглядные пособия, которые ему нужны во время объяснения, то он отвлечёт внимание учащихся от ответов других учеников, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания. По этой же причине правильнее устраивать сменные тематические выставки картин, чем иметь годами не сменяемую картинную галерею: она перестаёт привлекать внимание.
Третьей причиной, позволяющей стимулировать деятельность человека и привлечь его внимание, является подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя. Именно поэтому, маяки делают мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание учеников учитель может не только резким повышением голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников. Выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание отвлёкшихся учеников, чем делать им замечание. Замечание всегда переключает внимание нескольких учеников на ученика, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начинать урок, не дожидаясь абсолютной тишины в классе. Начатый рассказ привлечёт внимание учащихся, которые ещё не успели сосредоточиться на уроке.
Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами.
Так же фактором, стимулирующим непроизвольное внимание человека, является интерес. Заинтересованность в тех или иных людях, событиях либо фактах определяет длительное непроизвольное внимание к объектам. Например, один человек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Так, если у школьника проявился большой интерес и любовь к животным, то у него возникает потребность удовлетворить этот интерес в определенной деятельности и желание больше знать о жизни животных. Поэтому у школьника возникает обостренное внимание ко всему, что связано с животным миром. С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о животных, активно участвует в работе кружка при зоопарке, а летом помогает в работе на колхозной ферме.
5. Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутреннему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.
Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.
Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этойособенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядныхпособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.
Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон, насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи также вызывают непроизвольное сосредоточение внимания.
Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.
Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим, например судьбой героя книги, исходом спортивного состязания и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились.
Общепсихологическими принципами построения учебного занятия, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание.
Произвольное внимание является противоположным непроизвольному, как по смыслу, так и по выполняемой функции. Оно основано на волевых усилиях человека, прикладываемых им для достижения той или иной цели. Синонимами произвольного внимания являются «активное внимание» и «волевое внимание». Здесь большую роль играет способность личности к сосредоточению и концентрации, поскольку без этого невозможны целенаправленные усилия и эффективная деятельность. Человек акцентирует внимание на том, что ему необходимо делать, а не на каких-то отвлекающих факторах, поэтому ключевым понятием в этом случае является «сознательность».
Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия. Например, в процессе учебной деятельности школьнику требуется произвольное внимание, ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.
Произвольное внимание лучше организовывается в следующих ситуациях:
- когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;
- когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;
- когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано — это дело не слишком увлекательное, но необходимое, еслихочешь быть хорошим музыкантом;
- когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители, такие как тихая музыка, могут даже повышать эффективность работы.
Выделяются две разновидности произвольного внимания, которые различается по типу поставленной цели:
1. Собственно произвольное внимание проявляется, когда человек своей волей сосредотачивается на выполнении скучной работы, требующей неотрывного внимания.
2. Произвольное внимание становится волевым вниманием в ситуации конфликта между избранным видом деятельности и объектами внимания непроизвольного. Наиболее часто волевое внимание возникает, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих основной деятельности, например, при решении задачи по математике под звуки радио.
Поддержание устойчивого произвольного внимания у учащихся зависит от ряда условий: от осознания долга и обязанности в выполнении данной деятельности, понимания конкретной задачи выполняемой деятельности, условий работы, и возникновения косвенных интересов.
1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.
2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.
3. Условия работы должны быть привычными.
4. Возникновение косвенных интересов.
Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его.
Произвольное сосредоточение внимания на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей и идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставят сами ученики, контролирующие их выполнение.
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.
Обучение в школе предполагает формирование произвольного внимания путем организации посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учеников целей. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче. Чем младше школьники по возрасту, тем чаще должна происходить смена видов деятельности на уроке. Новый вид деятельности — это всегда фактор привлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточению произвольного.
При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.
К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание.
Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных, условиях.
Учение — это труд, и нельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении должно развиваться у детей умение организовать свое внимание.
Послепроизвольное внимание
Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.
Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.
В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание представляет собой сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.
По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному материалу, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.
По способу локализации объекта внимания выделяют внешненаправленное, или перцептивное, и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием.
Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания.
В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.
Коллективное внимание представляет собой сосредоточение всех учеников на одном предмете. В качестве такого предмета чаще всего выступают рассказ учителя и ответы учеников.
Групповое внимание можно охарактеризовать как сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания.
Индивидуальное внимание— это сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается.
Анализ деятельности по организации внимания в различных условиях обучения показал, что учителю постоянно приходится организовывать переход от одной формы проявления внимания в классе к другой. Формирование внимания в учебной деятельности — это ведущая психологическая и дидактическая задача процесса обучения.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.
Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание.
Часть 2.
Внимание и его свойства
Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека можно,и нужно с разных сторон.
Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Вместе с тем, важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно, различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.
Традиционно выделяют пять свойств внимания:
- сосредоточенность, то есть концентрация;
- устойчивость;
- объем;
- распределение;
- переключение.
Сосредоточенность (концентрация) представляет собой внимание, позволяющее удерживаться на каком либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.
Устойчивость — это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности.
Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется.
Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять.
Распределение внимания — умение человека выполнять одно временно две или даже более деятельностей, когда человек одно временно сосредоточен на нескольких объектах.
Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля.
Переключение внимания — это способность человека сосредотачиваться попеременно, то на одной, то на другой деятельности или объекте в связи с возникновением новой задачи.
Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания, таких как непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Рассмотрим более подробно каждое свойство внимания.
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности внимания — это сила очага оптимального возбуждения и соответственно сила индуцированного им тормозного поля. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ребенок мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания.
Следующее свойство – устойчивость внимания.
Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность. Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться взимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется, или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться. Если рассмотреть рисунок, на котором изображена усеченная пирамида, то можно увидеть её, то обращенной вершиной к нам, то уходящей вглубь. Такие двойственные изображения объясняются периодическими колебаниями внимания.
Но существует состояние противоположное устойчивому вниманию,— частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты, — его называют неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание, решить однотипные примеры по математике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик решает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше, когда он уже хорошо усвоил материал, работа теряет для него всякий интерес, и он работает механически, устойчивость внимания сильно страдает.
Еще одно свойство – объем внимания.
Объем внимания взрослого человека составляет от 4 до 6 объектов, а школьника, в зависимости от возраста — от 2 до 5 объектов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если же в тахистоскопе показывать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово. Он схватывает слова, а не отдельные буквы. Формально объем внимания останется тем же (4-6 объектов), но букв человек воспримет уже не 4-6, а до 16, т. е. практически объем внимания увеличится. Отсюда видно, как важно уметь, объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.
Именно поэтому объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Увеличение объема внимания с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбудимостью, сужение объема внимания связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.
К характеристике объёма внимания примыкает такое свойство внимания, как распределение внимания. Оно представляет собой одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.
Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии, такие как шофер, летчик, дирижер требуют непременного распределения внимания.
Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в поле внимания весь класс и каждого ученика в отдельности, следить за их поведением и учебной деятельностью в классе и в то же время объяснять новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время учебной деятельности. Две работы могут успешно выполняться в одно и то же время только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии.
Следующим свойством внимания является переключение внимания. Когда на уроке звучит шутка, все отвлекаются и сосредотачиваются на комичности происходящего. Но потом всё равно необходимо возвращаться к работе. Именно здесь проявляется способность к переключению: кто – то моментально приступает к работе, а кто – то ещё пол – урока смеётся. Переключение внимания характеризуется как перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание. Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т. е. от типа нервной системы. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большой перестройки характера деятельности. Однако при утомлении и однообразной работе переключение внимания полезно и необходимо.
Остановимся на таком распространенном недостатке внимания, который называют рассеянностью.
Рассеянность выражается в двух видах:
- частая непроизвольная отвлекаемость в процессе выполнения деятельности;
- чрезмерная сосредоточенность на каком - то одном объекте или деятельности, когда ни на что другое не обращается внимание.
Про человека, у которого частая непроизвольная отвлекаемость, что у него «порхающее», «скользящее» внимание. Рассеянность может возникать как следствие:
- недостаточного развития внимания;
- плохого самочувствия, утомления;
- у обучающихся, по причине запущенности учебного материала;
- отсутствия интересов.
Например, человек, обдумывая что-то важное, может, переходя дорогу, не заметить красный сигнал светофора и угодить под колеса автомобиля.
Рассмотрим более подробно виды рассеянности. Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвлечении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэтому младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров. У учащегося среднего и старшего школьного возраста подобная рассеянность приводят к серьезным пробелам в знаниях, к поверхностному к неглубокому познанию, несерьезному отношению к своим обязанностям. Подобная рассеянность является результатом плохого воспитания. Ребенок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его во время подготовки домашних заданий. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систематически повторяются, они также могут стать привычными. Рассеянность может быть и следствием отсутствия каких-либо интересов у школьника. Наконец, она может вызываться и запущенностью учебных занятий, когда ученик попросту не понимает того, что объясняет учитель, и теряет всякий интерес к обучению.
Преодоление рассеянности требует настойчивости и терпения, долгой работы. Рассеянным детямследует создавать такие условия, где бы они могли работать не отвлекаясь, вырабатывать у них умениесосредотачиваться на задании. Очень важно повседневно контролировать работу ребенка и постепенно приучать его к самоконтролю, причем приучать контролировать не только результаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процессе ее выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой — это может явиться первым шагом в преодолении рассеянности.
Второй вид рассеянности — это следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, — это могут быть ученые, творческие работники в области искусства.
Как мы видим, указанные два вида рассеянности действительно противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид — это чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосредоточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.
Чрезмерная сосредоточенность часто приводит в жизни к серьезным последствиям: когда погруженные в свои мысли рассеянные люди, ничего не замечая вокруг, получают травмы, принимают ошибочно не то лекарство, уходя, забывают выключить газ или запереть дверь.
Часть 3.
Организация внимания ребёнка на разных возрастных этапах.
Младший школьный возраст
Поступление в школу - очень важный период в жизни каждого ребёнка. В его жизни происходит серьёзный разрыв - его вырывают из семьи, и в это время важно подготовить ребёнка к новым условиям его жизни. Теперь он вступает в незнакомый коллектив и должен знать как себя в нём вести. Между тем, школа не простой социальный институт, и учитель, и ученики носят определённые социальные функции, в школе действуют строгие социальные правила, и поведение ребёнка должно подстроиться под эти жёсткие правила. Тут важна не только социальная подготовленность ребёнка, но и уровень его психического развития. Ребёнок должен обладать уже к моменту вступления в школу некоторыми навыками, знаниями и умениями, чтобы качественно усваивать школьную программу. Следует помнить, что к моменту поступления в школу у ребёнка уже должно быть сформировано полноценное произвольное внимание.
Младший школьный возраст является переходным, и ребёнок соединяет в своей психике черты дошкольного периода и школьного периода, остатки детской непосредственности, желание игровой деятельности, и стремление занять более высокую социальную позицию, уже не просто «маленький», а «школьник». Как и любой переходный период, он богат скрытыми возможностями развития, поэтому сейчас проводятся множество исследований, чтобы своевременно увидеть эти возможности, и максимально их развить.
Внимание первоклассника еще слабо организовано и имеет небольшой объем, первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника. Они еще не умеют направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении.
Внимание к частностям рассказа или события, есть результат характерной для маленьких детей слитности и ситуативности восприятия, сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Неумение вычленять существенное усиливается, если учитель неоднократно подчеркивает и таким образом специально выделяет какой-то элемент целого. Становясь акцентированным компонентом воспринимаемого комплексного раздражителя, такой элемент приковывает к себе внимание учеников. Так, изучая букву «ь» (мягкий знак), дети начинают «слышать» мягкий согласный звук всюду и тогда они пишут «Колья» (вместо «Коля»), «вьзял», «рьама».
Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, которые не играют основной роли в рассказе или картине. Так же их внимание могу привлечь отдельные действия персонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся, порой даже какие-то черты внешнего облика, а именно: прическа героини, белая лента, на которой висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она этот пример использовала.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы стоит сложнейшая задача – продумывать работу, направленную на организацию внимания детей. Безусловно, сам процесс обучения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается. Строить обучение только на непроизвольном внимании было бы ошибочно. Педагогический процесс предполагает следующее умение: использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного внимания.
На протяжении обучения ребёнка в начальной школе в развитии процесса внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9-10 годам дети способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Поэтому развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
В младшем школьном возрасте познавательная активность ребенка направлена на обследование окружающего мира, которая организует его внимание на исследуемых объектах долгое время, до тех пор, пока не исчезнет интерес к тому или иному предмету или действию. Ребенок может быть занят важной для него игрой по два, а то и три часа. Столько же он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности. Например: рисование, конструирование, изготовление значимых для него поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Но в случае если необходимо сосредоточить внимание на какой-либо деятельности, которая ему не нравится или не вызывает должного интереса, он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным.
В младшем школьном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание по сравнению с предыдущими этапами развития ребенка. Обладая данной информацией, учителю необходимо строить учебное занятие таким образом, чтобы максимально заинтересовать ученика, так как именно в этом случае будет достигнут максимальный результат.
Во время учебного процесса внимание школьника в большой мере развивается во время самих занятий. Главное правильно подобрать методы и приемы, которые в интересной форме будут способствовать развитию. Также упражнения для внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи знаний или на классном часу. Например, можно попросить ребёнка рассказать, как пройти от дома ребенка к школе со всеми подробностями. Такое упражнение хорошо развивает не только внимание, но и память. Можно также предложить задание для всей группы детей, например, рассказать, как пройти от школы к какому-либо всем известному месту, например, музею, музыкальной школе и т. д. Такое упражнение поспособствует внимательности ребят в дальнейшем, а наблюдательность заинтересует их как вид деятельности. Можно предложить детям следующее задание: обратить внимание на то, что они увидят по пути к школе в следующий день. На уроке или классном часу можно проверить, как малыши справились с заданием.
Средний школьный возраст.
Ребёнок переходит из младшей школы в среднюю школу. Для него это переломный момент в его жизни, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами. Возникает больше самостоятельности и ответственности. Пятиклассник, находится как бы на грани между детством и взрослостью. Эта двойственная природа подростка сказывается на особенностях его внимания. С одной стороны, у него, как и у младшего школьника, сильно развито непроизвольное внимание: всё новое интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает учащегося, но, с другой стороны, этот возраст более сознательного отношения к жизни, поэтому у него получает большее развитие и произвольное внимание. Он лучше, чем младший школьник, может заставить себя делать то, что его не интересует, ради более отдалённой цели, которую себе ставит. Если младшего школьника больше всего интересуют окружающие его внешние объекты, то у пятиклассника появляется интерес и к субъективному миру человека, к мыслям, к переживаниям, как к чужим, так и к своим собственным. Возникает внутренняя направленность внимания, иногда отвлекающая от реальной действительности. В случае необходимости учащиеся могут без особых усилий переключать внимание. Возрастает так же и способность к его распределению.
Большое значение для воспитания внимания учащихся имеет вся деятельность школы по профилактике утомляемости и рациональной организации учебно–воспитательной работы. Сюда входят и правильно составленное расписание, и гигиенические условия проведения уроков и перемен, и здоровый психологический климат классных коллективов, и многое другое. Возможность развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания школьников в процессе обучения очень велика. Сам процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием высоких общественных мотивов учения, вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе у школьников формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им. Внимание перестает быть эффективным, когда присутствует незнание эталонов, образцов, правил решения задачи. Это приводит к сужению объема внимание, ухудшению способностей переключать и распределять внимание, так как ученик не знает, на основании чего контролировать себя. Состояние сниженной работоспособности (утомление) и состояние, которое развивается вследствие однообразной и неинтересной деятельности, частого повторения скучных действий (монотония) отрицательно влияют на эффективность внимания. Вместе с тем наблюдается общая закономерность ухудшения результатов учебной деятельности. Чаще всего это характеризуется следующей фразой: «он способный, но рассеянный». Это объясняется тем, что умственные способности учащегося приобретают иное, по сравнению с младшим школьником, качественное состояние: они становятся опосредованными. Это происходит благодаря развитию понятийного, словесно–логического и абстрактного мышления.
Причины же невнимательности в том, что ребёнку трудно управлять своей личностью, собой в целом. Он внимателен только по отношению к тому, что как–то связано с его актуальными потребностями, с поиском «себя», с познанием своих способностей и возможностей.
Если учебная задача помогает развиваться личности, соприкасается с переживаниями учащегося, позволяет ему занять более взрослую позицию, то внимание становится устойчивым и концентрированным. У школьников период привыкания к выполнению однообразных действий составляет 8 – 10 минут, затем уменьшается скорость работы, увеличивается число ошибок – главным образом из–за невнимательности. При монотонной, однообразной работе происходит отключение внимания и действия осуществляются неосознанно.
Если учащегося переполняют сильные эмоции и сильные желания, то разрушаются процессы произвольного внимания. Оно становится неустойчивым, уменьшается его объем, ученик не способен сконцентрироваться, погрузиться в задачу. Узкий объем внимания, отсутствие умения распределять его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать ответы товарища, указания учителя и еще следить за своей работой в тетради. Внимание ребенка скользит с одного предмета на другой, нигде не задерживаясь надолго, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне, так как сила его концентрации пока очень мала.
Рассеянность внимания, конечно, чаще встречается у маленьких детей, чем у старших. Однако это совсем не значит, что неустойчивость внимания является такой возрастной особенностью, которая определяет безусловную невозможность длительного сосредоточения школьников.
Еще одним значительным недостатком внимания является отвлекаемость, которая возникает от отсутствия у учащихся волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. Под этим качеством определяется характеристика, связанная с умением или неумением сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.
Для того чтобы устранить этот недостаток внимания, на уроке необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности детей:
оптимальный темп урока и продуманная организация; отсутствие «пустого» времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий;
четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания; отсутствие лишних разговоров учителя с классом;
максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей, используя подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы;
бережное отношение учителя к вниманию детей; громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся;
разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока;
включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учителю необходимо держать в поле своего внимания весь класс;
как дополнительные могут быть использованы и некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?».
Закономерность циркуляции внимания состоит в том, что через каждые 6 – 10 секунд мозг отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая – то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Но внимание можно развивать с помощью психологических упражнений, так как на основе внимания формируется особая черта личности, которая называется – внимательность. Важной задачей учителя является устранение у учеников недостатков внимания, таких как рассеянность, отвлекаемость, так как они мешают продуктивной работе обучающихся на учебном занятии.
Подростковый возраст.
Подростковый период - это время окончания детства. Ребёнок сам сравнивает себя с другими и понимает, что он уже не просто школьник, а взрослый. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Подростковый период считается очень сложным, потому что на подростка сложно воздействовать. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. У подростков одного хронологического возраста наблюдается как несовпадение времени развития разных сторон психики, так и интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности может быть сравнительно низок. Отрочество – это прекрасное время усиленного развития психических процессов. Так у подростка качественно меняется, улучшается мышление, меняется восприятие. Качественно улучшаются все основные параметры внимания, такие как объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Дети подросткового возраста располагают значительно большими возможностями в проявлении устойчивости внимания. В данный возрастной период к вниманию ученика предъявляются более высокие требования прежде всего самим содержанием учебных предметов. Сложность материала, а именно: грамматические, арифметические, физические правила и законы, его абстрактность заставляют интенсивно концентрировать произвольное внимание. Возрастает устойчивость внимания на отдельных предметах, особенно в связи с возникновением более стойких дифференцированных интересов.
Подросток умеет распределять внимание: он может переговариваться с соседом по парте и одновременно следить за мыслью учителя. Вопрос учителя о содержании рассказа не застигнет такого ученика врасплох.
К концу подросткового возраста возникает потребность в работе по самовоспитанию внимания. Детям следует показать, как важно работать внимательно, побудить их сознательно заниматься выработкой привычек, облегчающих овладение своим произвольным вниманием.
Развитие внимания тесно связано со становлением личности. Чувство ответственности за учение, за свои успехи, интерес к мыслительной работе и удовольствие от успешной мыслительной деятельности,– всё это значительно облегчает развитие у ребёнка произвольного внимания.
Юношеский возраст.
Сложно точно определить временные границы юности. Юность знаменует переход человека к взрослой жизни. Само слово «взрослый» может толковаться по-разному. С психологической точки зрения, это сформировавшаяся личность, с социальной точки зрения это человек, крепко стоящий на ногах, у которого прочное финансовое положение, который ни от кого не зависит, а биологическая зрелость - это достижение способности к деторождению.
Подростковый возраст от юношеского возраста отличает внутренняя позиция по отношению к будущему. Подросток смотрит в будущее с позиции настоящего, а учащийся юношеского возраста смотрит на настоящее с позиций будущего.
В юношеском возрасте преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за ходом урока и ведет необходимые записи. У школьников юношеского возраста складывается определённый стиль внимания, формируется внимательность как черта личности. Определяется это более осознанным отношением юношей и девушек к учебной и трудовой деятельности, представлением своего жизненного пути, стремлением к самовоспитанию, желанием развить у себя положительные качества личности. Развитие внимания связывается со становлением познавательных, эмоциональных и волевых черт личности, с определившейся направленностью человека.
Воспитание внимания как произвольной психической деятельности, которой управляет сам человек, предполагает самостоятельную работу над собой и наличие психологических знаний, направляющих работу по самовоспитанию. Для развития произвольного внимания важно выработать в себе следующую установку: никогда не работать невнимательно. Полезно научиться концентрировать внимание и не отвлекаться при наличии помех в работе, таких как шум, посторонние разговоры.
В целом, чем выше уровень осознанности деятельности, которую выполняет человек, тем легче на ней концентрируется внимание.
Следовательно, развитие внимания в школьные годы идёт по следующим направлениям:
- совершенствуются все виды внимания,
- особенно интенсивно развивается произвольное и послепроизвольное внимание, которое начинает занимать ведущее место в регуляции деятельности,
- складывается привычка работать внимательно, не отвлекаясь на внешние и внутренние факторы, выступающие как помехи для сосредоточения внимания,
- развиваются свойства внимания, такие как концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение.
Часть 4.
Развитие и активизация внимания у учащихся.
Залогом успешного освоения знаниями и учебной деятельностью является высокий уровень развития внимания ребёнка. Существует много способов и приёмов развития внимания. Назовем лишь некоторые из педагогических приемов, повышающих внимательность школьников.
- Использование голосовой и эмоциональной модуляции, жестикуляции привлекает внимание учеников, т.е. учителю следует постоянно изменять интонацию, высоту, громкость голоса от обычной речи до шепота, используя при этом адекватную мимику и жесты. Следует помнить о жестах открытости и доброжелательности.
- Изменение темпа: выдерживание паузы, резкое изменение скорости, переход от нарочито медленной речи до скороговорки.
- По ходу объяснения нового материала учащимся предлагается конспектировать опорные и ключевые слова, можно предложить кому-то одному это делать на доске. По окончании объяснения школьники по очереди зачитывают свой конспект.
- По ходу объяснения необходимо прерывать речь на вполне очевидных для слушателей словах, попросив их продолжить. Активность школьников следует поощрять доступными способами.
- Использовать приём «Провалы памяти», когда педагог делает вид, что забывает что-то вполне очевидное для класса и просит ему помочь «вспомнить». Это могут быть даты, имена, термины и т. п.
- Использование по ходу объяснения нового материала различных видов вопросов, а именно: наводящих, контрольных, риторических, уточняющих, встречных, вопросов предложений и т. д.
- Смена видов деятельности в ходе урока существенно повышает внимательность школьников. Например, на уроке математики это может быть устный счет, решение у доски, ответы по карточкам и т. п.
- Четкая организация урока, когда педагогу не приходится самому отвлекаться на побочные действия, оставляя детей предоставленными самим себе.
- Педагогу следует помнить, что не рекомендуется поворачиваться спиной к классу. Если необходимо что-то написать на доске, лучше сделать это заранее во время перемены.
- При обучении школьников нецелесообразно прерывать их деятельность дополнительными указаниями, такими как: «Не забудьте начать с красной строки», «Помните словарные слова» и т. п. Ведь работа уже начата, и требования «вдогонку» лишь отвлекут детей.
- Также недопустимо, при выполнении коллективной работы, громко делать замечания отдельным детям. Например: «Маша, не горбись», «Саша, не вертись», тем самым отвлекая от работы и других учащихся.
- Важно продумывать организацию перемен, ведь дети должны успеть отдохнуть, но при этом быстро включиться в процесс следующего урока.
Соблюдение рассмотренных педагогических условий повышения детского внимания позволит более успешно организовывать учебную деятельность школьника.
Рассмотрим подробнее пути совершенствования внимания.
1. Приучайте себя быть внимательным даже в самой шумной обстановке, в условиях повышенной отвлекаемости.
2. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколькими объектами, при этом умейте отделять главное от второстепенного.
3. Тренируйте переключение внимания: быстроту перехода с одной деятельности на другую, умение выделять главное, способность изменять порядок переключения (образно это называется выработкой «маршрута восприятия»).
4. Помните, что развитию устойчивости внимания способствует наличие волевых качеств. Нужно уметь заставить себя сосредоточиться, когда этого не хочется. Надо чередовать трудные дела с легкими, интересные с неинтересными.
5. Частое использование интеллектуальных игр, таких как шахматы, головоломки и т. п. также способствуют развитию внимания.
6. Лучший способ развития внимания — это внимательное отношение к окружающим людям.
Литература
Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997. - 256 с.
Ю.Б. Дормашев Психология внимания/ Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.- М.: Тривола, 1995.- 352с.
В.А. Сухомлинский Сто советов учителю/ Сухомлинский В.А.- Киев: Рад.шк., 1984.- 254с.
Г.И. Щукина Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Щукина Г.И.- М.: Просвещение, 1979.- 160с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: 1969.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 - М.: Педагогика, 1986.
Комарова Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ, 2002.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 2003.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973.
Страхов В.И. Внимание школьников в процессе труда. - Саратов, 1961.
Титченер Э. Внимание. Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: 1989.
Ольга Пародина
Ольга Пародина
Коновалова Наталья Сергеевна
annaparhomenko