Доклад «Игры на развитие памяти и внимания школьников»
Игры на развитие памяти и внимания школьников.
Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги школы утверждают, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание. Поэтому надо помочь ученику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием.
Из доступных в домашних и школьных условиях игр для развития памяти и повышения концентрации внимания у детей можно отметить пазлы, таблицы Шульте, Судоку, Какуро, цифровые и буквенные комбинации с запоминанием или одним пропущенным числом (буквой) и многое другое.
Чтобы правильно обучить ребенка навыку управления произвольным вниманием, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада. Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:
Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.
Но наша задача на сегодня, не диагностика сформированности внимания ученика, а развитие его памяти и внимания, ведь хорошая память и внимание важны, поскольку являются залогом успешной деятельности любого рода. И в этом нам помогут различные игровые действия, которые призваны разнообразить одинаковые задачи трудовых будней. Развлекательность и состязательность в данном отношении будут актуальны и полезны, так как повышают интерес и устранят усталость и перенапряжение. Кроме того, память неразрывно связана с вниманием, а предложенные ниже упражнения и игры требуют максимальной сосредоточенности и концентрации, поэтому станут хорошим подспорьем в развитии учеников.
Среди развивающих игр на внимание и память можно выделить несколько категории:
запоминание слов и цифровых комбинаций;
визуальные игры на нахождение картинок, ассоциаций, аналогий и противоположностей;
тренировка периферийного зрения;
упражнения на развитие пространственной памяти и концентрации внимания;
арифметические вычисления и задачки;
игры на переключение внимания;
логические задачи.
Рассмотрим некоторые из них.
Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.
Для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:
развития умения концентрировать внимание;
развития кратковременной зрительной памяти;
расширения узкого охвата зрения;
улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.
Для взрослых основной мотивацией использования таблиц Шульте является освоение техники быстрого чтения.
Для достижения необходимого эффекта, нужно заниматься с таблицами Шульте при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.
Важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки. Поэтому главное не скорость «прорешивания» таблицы, а правильное выполнение упражнения. Поначалу при выполнении упражнения у учеников могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей они будут находить числа все быстрее и быстрее. И в результате при регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения.
Что представляет собой таблицы Шульте?
Матрицы Шульте — квадраты с размещенными по ячейкам числами в хаотичном порядке, чаще всего используемые для развития внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.
По размеру и уровню сложности таблицы Шульте условно разделяют:
простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
средний уровень — 5х5;
сложный — 6х6, 7х7 и т.д.
Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте (чередование цветного фона чисел или цветная запись чисел на белом фоне), которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.
Работа с разноцветными таблицами в настоящее время является очень актуальной. И связано это с тем, что большой объем информации мы получаем из сети интернет. А веб-сайты, на которых мы читаем интересующую нас информацию содержат не только текст, но и иллюстрации, баннеры, рекламу. И человек должен уметь быстро ориентироваться в информации и не отвлекаться на не нужные и несущественные элементы.
Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.
Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.
Как использовать таблицы в работе с детьми?Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см. Если это школьнику незнаком с методикой, для первого занятия нужно заготовить таблицы лишь из 9 или 16 клеток.
В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается (обычно до 10х10), так как чем их больше, тем сложнее задание.
Таблицы в качестве тренажеров памяти и вниманияУчитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.
Упражнение «Покажи и назови по порядку»
Ученик находит и называет числа по порядку. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а потом в обратном (по убыванию).
Упражнение «Чет-нечет»
Ученик показывает и называет четные числа по возрастанию, а потом – нечетные.
Упражнение «Красный-черный»
Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один - в красном цвете (например, от 1 до 25), другой - в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа по порядку, потом все черные.
Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, - обратный.
Упражнение «Найди пары»
Ещё один вариант, находить и называть пары одинаковых чисел по порядку и определить число, которому нет пары.
Например, для упражнения таблица делается в двухцветном варианте (можно использовать разные комбинации цветов), размером 5 на 5, то есть 25 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один - в одном цвете числа до 13, другой - до 12.
Упражнение «Найди недостающее»
Ученик находит числа по возрастанию и называет число, которое отсутствует и число, которое повторяется дважды.
Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.
Отличным упражнением для тренировки памяти, периферического зрения и развития внимания являются задания, в которых необходимо на скорость нахождение чисел по порядку возрастания (в порядке убывания) или буквы по алфавиту.
Упражнение «Покажи и назови по порядку»
Ученики находят и называют числа по порядку, которые хаотично расположены и отличаются по стилю написания. Можно это упражнение использовать в соревновательное контексте (на быстроту отыскания).
Упражнение «Покажи и назови по алфавиту»
Ученик находит и называет буквы по алфавиту.
Упражнение «Найди потеряшку»
Ученик находит и называет буквы по алфавиту и определяет букву, которая отсутствует в предложенном наборе.
Ответ: В данном наборе отсутствует буква Ц.
Судоку.
Более подходящий вариант для эффективного развития и тренировки мозга является логическая игра судоку. А для детей эта игра ещё и очень полезна только потому, что она развивает образное мышление, логику, внимание и память.
Судоку (sudoku)– популярнейшая головоломка современности, хотя её история уходит корнями вглубь веков. В переводе с японского она означает цифра, стоящая отдельно («су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно»). Иногда судоку называют магическим квадратом, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка.
Правила игры заключаются в том, чтобы заполнить игровое поле, которое представляет собой квадрат размером 9×9 клеток, в свою очередь поделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры находятся некоторое количество чисел (от 1 до 9), называемые подсказками. От первоначального количества заполненных клеток зависит уровень сложности решения судоку. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась один раз без повторений.
Для детей младшего возраста существуют адаптированные варианты, которые также позволят усвоить формы и цвета, в которых игровое поле состоит из четырёх квадратов, размером 4х4 клетки и четырьмя различными фигурами (это могут быть квадрат, круг, треугольник и звезда). Родители могут создать их сами, так как они довольно просты в изготовлении, и использовать при этом произвольные фигуры и различную цветовую гамму.
Чтобы разобраться, как решать судоку, лучше вооружиться ручкой и бумагой. Такой подход позволит натренировать голову, в отличие от использования электронных алгоритмов с наличием подсказок.
Какуро.
Более сложным вариантом и подходящим для тренировки мозга, но и обладающей большей эффективностью для его развития являются математические кроссворды, к которым и относится японская логическая игра какуро. Название её происходит от японского сокращения kasan kurosu (перекрёстное сложение). На Западе эта головоломка известна также под названием cross sums - пересекающиеся суммы. Игры-головоломки какуро в какой-то степени являются гибридом судоку и цифровых кроссвордов.
Как и в упомянутых играх, игровое поле какуро представляет собой набор клеток, которые нужно заполнить по определенным правилам. Как и в судоку, клетки заполняются цифрами от 1 до 9. Как и в кроссворде, клетки «читаются» по горизонтали или вертикали.
Набор идущих подряд по горизонтали или вертикали клеток образует блок. Сумма цифр, входящих в каждый такой блок, записывается в клетке-подсказке. Такая клетка-подсказка для горизонтального блока находится слева от него, а для вертикального - сверху.
Какуро может иметь самые различные геометрические формы, и далеко не всегда они бывают симметричными.
Иногда клетка-подсказка содержит не одну, а две цифры, разделяемые наклонной чертой. Одна из них (первая) относится к вертикальному блоку, а другая (вторая) – к горизонтальному: т.е., в левом столбце этого примера сумма цифр составляет число 5, а в верхней строке – 4. |
Еще одно важное правило – в одном блоке не могут находиться одинаковые цифры! Т.е., если сумма блока составляет число 8, то в ее составе не может быть цифры 4, если блок состоит из двух цифр (но только не из трех, т.к. возможна комбинация 4+3+1), а также цифры 2, если блок состоит из четырех цифр (но не из двух или трех). Это правило необходимо учитывать при решении головоломок.
Хотя какуро и является математической игрой, оно является также и игрой логической. Для того чтобы определить цифры, входящие в игровое поле, необходимо не только знать математику (состав числа), но и находить или исключать необходимую цифру путем логических рассуждений. Как правило, сначала, путем логических рассуждений, определяется одна из цифр блока, а уже потом, с помощью знания состава числа, находятся и остальные цифры. Таким образом, эта игра особенно полезна детям: для развития логических и математических способностей.
Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют детей. Их можно использовать практически на любом предмете и на любом этапе урока, как для активизации знаний, так и на этапе закрепления. Родителям и педагогам можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.
Используемые ресурсы:
http://www.skorochteni.ru/application/table-schulte/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83
http://womanadvice.ru/igry-na-vnimanie-i-pamyat
Рагулина Любовь Давыдовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Вячеслав
Семяшкина Ирина Васильевна
Лидия
Семяшкина Ирина Васильевна
Устинова Валентина Ивановна
Семяшкина Ирина Васильевна