Особенности развития речи детей второго года жизни
«Особенности развития речи детей второго года жизни»
1.1. Взгляды ученых и педагогов – исследователей на вопросы развития речи детей раннего возраста
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
В настоящее время система образования в нашей стране находится на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты ФГОС ДО [1] дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Ранний возраст - это период наиболее быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.
Проблема развития активной речи детей является актуальной по ряду причин [5]:
1) ранняя профилактика речевых нарушений – одна из актуальных
проблем современной логопедии;
2) сензитивный период для развития речи ребёнка от
1 года 3 лет;
3) недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом;
4) отсутствие в ДОУ для детей раннего возраста специального сопровождения для оказания помощи на раннем этапе речевого недостатка;
5) существенное сужение объема «живого» общения взрослых и детей.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития активной речи у детей раннего возраста, среди них Л.Н.Павлова [12]. По ее мнению, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изучения процессов мышления и речи, Л.Н.Павлова пришла к следующему выводу: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли» [12].
Л.Н.Павлова раскрыла психологическую природу речи [12]:
1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития.
2.Речь имеет полифункциональный характер; речи присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функция; все эти функции связаны между собой.
3. Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, на не несущая прямой коммуникативной
4. Функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую.
5. В речи следует различать ее физическую сторону, ее форму, ее смысловую сторону.
6. Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем обобщения.
7. Процесс развития речи – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.
Главными направлениями исследований являются философские проблемы психологии. Cчитается, что основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Соотнесение мышления и речи, а также развитие речи детей и говорит, что «ребенок нормально овладевает речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения».
Психолог Д.Б. Эльконин [17] полагает, что речь необходимо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же как и другими орудиями.
Но не только психологи и лингвисты уделяли большое внимание вопросам речевого развития. Огромный вклад в развитие речи детей внесли педагоги, которые разработали педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей. Коменский дает рекомендации по формированию речи: «до трех лет главное внимание необходимо уделять правильному произношению, на 4-5-6 годах – обогащению речи» [12].
Особая роль в системе первоначального обучения языку.
В ее основе положена идея народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества [12].
Наиболее полно вопросы речевого развития детей представлены в трудах видного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой [15], создавшей систему работы по развитию речи, в основу которой были положены прогрессивные идеи западной и русской педагогики. Рассматривая развитие речи в неразрывной связи с формированием личности ребенка, она определила основные задачи, содержание и методику обучения родной речи на материале ознакомления с природой и окружающей жизнью. По существу, она положили начало методики развития речи как науки.
Теоретическую основу, разработанную Е.И.Тихеевой, составляют следующие принципы [15]:
1. Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
2. Речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
3. Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни.
4. Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития.
Исследуя проблему развития речи Тихеева Е.И. [15], придерживалась мнения, что для чтобы ребенок заговорил, ему надо слышать речь взрослого, с ним надо разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формировать мысли, понимать речь окружающих. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого. На третьем году жизни потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка.
Не менее интересна точка зрения на развитие речи И.Чумакова [16]. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне человеческого общества, т. е. не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте [16].
Среди зарубежных психологов занимавшихся проблемой развития речи отмечено, что придерживались мнения, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи. Он отмечал, что у детей на третьем году жизни приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь назвали эгоцентрической, попытавшись связать ее со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь: не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры [7].
Проанализировав теоретические источники по проблеме развития речи у детей в раннем возрасте, можно сделать вывод о том, что данная проблема очень актуальна.
1.2. Особенности развития речи у детей раннего возраста
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и малыш вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной речи. Этот скачок в речевом развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к активной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту [11].
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой [7], преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется - многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова. Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений.
В этом процессе выделяют два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый - это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей: предложение - наименование предмета типа назывного (дядя, папа); предложение - обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата); предложение, выражаемое каким - либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания [7].
Второй период в овладении грамматикой - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов.
Эти процессы становления речи, дают возможность ребёнку к трем годам овладеть почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, но чаще всего протекает в форме диалога [7].
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения).
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения ребёнка, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью, имеющихся средствдля приятия общения ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, с ее эталонами (общение, беседы, разговоры, сказки, рассказы) [7].
Ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка раннего возраста - его общение и взаимоотношения со сверстниками.
Как показывают исследования В.В.Гербовой [7] потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение детей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие.
Взаимодействие в виде подражания друг другу способствует самосознанию себя и стимулирует речевую деятельность ребёнка.
Е.И.Тихеева [15] отмечалf, что речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты, наиболее благоприятные для высказываний (например, но время самостоятельной деятельности, у ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 25 - 28 слов. К 3 годам она увеличивается в 3 - 3,5. раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь (на протяжении третьего года он увеличивается в 5 -6раз, усложняет грамматическую форму высказываний).
Таким образом, процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения активной речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем - это довербальный этап [15].
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова - это этап возникновения активной речи.
Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми - это этап развития активного речевого общения [15].
Предложены игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Большое внимание в методике отводится установлению контакта с ребёнком раннего возраста и развитию эмоционального общения с малышом.
Через подражание и совместную деятельность с ребёнком происходит усвоения общественного опыта. Путем подражания дети осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью.
Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь.
При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности.
Игры и упражнения, составляющие содержание методики направлены на:
1. Развитие подражания.
2. Развитие эмоционального общения.
3. Развитие делового общения - это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели [15].
Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре, либо ее определяет один из партнеров по общению). При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях - партнера, помощника, ведущего [6].
4. Развитие слухового восприятия, речевого слуха.
5. Развитие движений, двигательных навыков, мелкой моторики.
6. Организация специальных речевых игр и упражнений: развитие словаря; речевого подражания - повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре;
7. Использование ритмических упражнений.
Таким образом, одним из важных этапов, и самых первых у детей раннего возраста, является формировании активной речи на основе потребности в общении и интереса к общению [6].
Литература
- Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство - пресс, 2011 г.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1982 г.
- Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер - сэ, 2006 г.
- Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г.