12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
2

Особенности речи детей, страдающих заиканием

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (по­нимание и активное пользование ею) чаще всего происхо­дит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, воз­никает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологи­ческих затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быст­ро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи уси­ливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возни­кает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядно­сти к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Ов­ладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной заикания нередко ста­новится усиленное развитие речи, поощряемое родителями, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого мате­риала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.

Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией ре­чи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабе­вает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и мо­ложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от преры­вистой речи. Он не заикается в речи без видимого собесед­ника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.

Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатле­ние, что в момент высказывания они не могут вспомнить на­звания некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Са­мостоятельные высказывания детей начинают сопровождать­ся повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.

При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых выска­зываниях часто встречаются незаконченные предложения, не­точные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описы­вая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром тем­пе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, мор­ганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).

У заикающихся детей отмечаются специфические осо­бенности общего и речевого поведения: повышенная им­пульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точ­ного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на дру­гой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.

Некоторые из указанных особенностей свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, понижен­ная регуляция и саморегуляция деятельности.

Указанные особенности определяют специфичность за­дач коррекционно-развивающего воздействия.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.