Доклад на тему «Развитие взаимодействия взрослого и ребенка второго года жизни»
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Второй год жизни-новый этап в психическом развитии ребенка. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать особым классом действий с предметами - культурно-фиксированными действиями, что позволяет ему постепенно входить в мир культуры, направлять его познавательную активность в русло человеческой деятельности. В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Постепенное овладение культурно-фиксированными действиями способствует развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Он чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время ребенок и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. Любознательность, инициативность, настойчивость, открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами. Ребенок постоянно обращается ко взрослому с просьбами дать какой-то предмет, помочь собрать или разобрать игрушку, завести машинку, поиграть в мячик и т.д. Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Основным объектом подражания становятся действия, в которых взрослый «читает книгу», «разговаривает по телефону» и т.д. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия. Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Он хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность, улучшает отношение ребенка ко взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой -усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты; предметные действия, такие как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых занимает лепет.
В этот период появляется повышенный интерес ребенка к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово, оставшись один подолгу лепечет. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
На втором году общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. Ребенок может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами. Ребенок понимает назначение и основные качества используемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. выделили основные показатели эмоционального развития ребенка второго года жизни:
К 12 месяцам
- улыбается, радуется: веселым играм со взрослыми; приходу близкого человека; заводным игрушкам; самостоятельным действиям с игрушкой ( особенно когда возникает подкрепляющий эффект);
- улыбается, подпрыгивает, спокойно прислушивается, слыша музыку, песенки;
- недоволен, обижается при слове «нельзя», на резкий тон взрослого, если не может выполнить желаемое действие;
- подражает мимике, смеху взрослого;
- подражает мимике, жестам, и игровым движениям сверстника, проявляет интерес к другому ребенку;
- смотрит вопросительно при затруднениях на взрослого, в незнакомой ситуации;
- эмоционально относится к окружающим людям, игрушкам, предметам ( стремится приблизиться, спокоен, улыбается или отстраняется);
- проявляет интерес к картинкам в книжках.
К 1 году 3 месяцам
- эмоционально уравновешенное состояние сохраняется в течение дня;
- полярность и быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому;
- быстрая смена эмоций при отвлечении;
- часто смотрит на близкого взрослого, «считывая» его эмоциональное реагирование на различные ситуации; легко подражает ( основа сопереживания);
-подражает мимике, движениям близкого взрослого, его звуковым интонациям;
- эмоционально реагирует на другого ребенка, на его состояние;
- проявляет интерес к играм детей;
- эмоционально ( по-разному) реагирует на знакомого и незнакомого взрослого;
- улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание взрослого;
- познает окружающее через свои эмоциональные ощущения ( теплое, холодное, высоко, колючее и т.д.);
- собственная речь дополняется мимикой, движениями, интонированием;
- удивляется, пугается неожиданному, новому;
- проявляет интерес к новой игрушке; длительность его зависит от умения (неумения) действовать ею;
- испытывает радость при получении результата некоторых игровых действий а) выполненных взрослым; б) выполненных самостоятельно;
- эмоционально реагирует на быстрые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток, песенок.
К 1 году 6 месяцам
- эмоционально уравновешен в течение дня;
- легко переходит от одного эмоционального состояния к другому;
- выражает беспокойство, плачет при нарушении привычных условий, привычного режима;
- реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого;
- подражает радостным возгласам взрослых и детей; эмоциональному отношению взрослого к ситуации;
- проявляет социально-значимые жесты и мимику на знакомую ситуацию( н-р «жалеет») по показу взрослым;
- привлекает внимание близкого взрослого эмоциональными возгласами, мимикой, движениями или плачем;
- эмоционально переживает порицание взрослого;
- радуется, общаясь со взрослыми, проявляет большой интерес ко многим их действиям;
- интересуется действиями других детей;
- возможен негативизм во взаимоотношениях со сверстниками;
- проявляет интерес к самостоятельным действиям с игрушками, предметами;
- эмоционально отзывчив на разные мелодии, художественное слово.
К 1 году 9 месяцам
- характеризуется спокойным, уравновешенным поведением;
- радостно настроен, активен, постоянно интересуется окружающим;
- ситуативные эмоциональные переживания;
- отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях;
- обижается в ответ на наказания, запрет;
- подражает взрослым в различных ситуациях (радость, огорчение, тревога, безразличие);
- эмоционально чуток к различным интонациям голоса взрослого (спокоен, встревожен, доволен);
- использует эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения при общении со взрослым;
- проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, постоянно играющему с ребенком;
- эмоционально контактирует со сверстниками;
- самостоятельные игровые действия сопровождает высказываниями, мимикой;
- проявляет радость и огорчение, связанные с умелыми или неумелыми самостоятельными игровыми действиями;
- эмоционально реагирует на пение, музыку, художественное слово.
К 2 годам
- эмоционально активен, деятелен;
- сдержан, способен недолго подождать после объяснения взрослого; спокойно относится к просьбам и указаниям;
- понимает оценку взрослого;
- отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях;
- непослушен, проявляет отрицательные эмоции при ограничении движений, обижается на грубый тон взрослого;
- проявляет упрямство, негативные эмоции, настаивает на своем, требуя недозволенного;
- отвечает крикливым тоном, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого; при подражании взрослому или другому ребенку; для привлечения внимания;
- проявляет негативные эмоции со взрослыми и детьми при несформированных способах общения;
- отказывается от общения, если к нему обращается незнакомый взрослый;
- эмоционально сопереживает, жалеет, заботливо относится к плачущему ребенку, к животным, растениям по примеру близкого взрослого;
- эмоционально ярко реагирует на общение с близкими;
- улыбается, смеется, жестикулирует, заглядывает в глаза, стремясь удержать внимание других детей, взрослого, ожидая похвалу;
- чувствует симпатию или антипатию к отдельным людям;
- улыбается, эмоционально высказывается при общении с другими детьми;
- выражает эмоциональное удовольствие от самостоятельных игровых действий, произнесения некоторых слов;
- интересуется подвижными играми;
- проявляет эстетические чувства.
Таким образом, сфера жизнедеятельности ребенка обогащается все новыми видами активности. На протяжении всего раннего возраста решающее значение для развития ребенка имеют его общение со взрослыми и предметная деятельность.