Буклет для родителей «Развитие речи детей третьего года жизни»

7
2
Материал опубликован 7 October 2019


Буклет "Развитие речи детей третьего года жизни"
DOC / 475 Кб

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей рассказыванию.

Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого.

image-20191010132458-2.jpeg

  • При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы».
  • Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается.
  • Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно - действенное мышление.

 

КАКИЕ КНИГИ ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ 2-3 ЛЕТ

 

правило для родителей - читать ребенку каждый день.

 

  • Народные сказки с повторяющимися действиями.
  • Стихотворные сказки К.И. Чуковского - «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха - цокотуха», «Тараканище», «Телефон».
  • Стихи С.Я. Маршак: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный».

 

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Дети любят разгадывать загадки.

В возрасте до 3 лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию.

 

  • Загадки - стихотворения с пропуском последнего слова.

***

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

 

***

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …(белка).

___________________________________________

Детский сад «Катюша»

Учитель - логопед: Малютина Марина Юрьевна

 

Консультация учителя - логопеда

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

 

x1570703143.png

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ

 

Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.

  • Называя слова - обобщения: «посуда», «одежда», «мебель», - взрослые сформируют понимание таких слов у детей, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими.

 

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 

  • Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание ребенка, какого цвета небо, деревья, цветы. Так обеспечивают понимание названий цветов.
  • Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т.д.
  • Знакомим детей со словами «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», называя признаки окружающих вещей. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу, на даче, в городе.
  • В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто

 

 

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

 

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов - действий.

  • Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок (воду перелили, налили, подлили, вылили).
  • Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: шьет, вяжет, вышивает; бежит, летит, ползет, плывет.
  • Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу варит - мама кашу сварила.

 

При рассматривании картинок - иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки.

 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ НАРЕЧИЙ

 

Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т.д.

В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, даже интонацией

  • Много наречий приходится употреблять в играх с мячом (подкинь вверх, кто дальше бросит, передай мяч ребенку, стоящему впереди), игры с построениями (стань рядом, позади них).

 

 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

 

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму.

  • Прекрасный материал в виде сюжетных картинок - это иллюстрации к сказкам. Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого или что он там видит, к кому или чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

image-20191010132412-1.jpeg

 

УСВОЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

 

При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом, убрал со стола.

  • Для закрепления подходят тексты сказок с повторяющимися событиями: «Теремок», «Волк и козлята», «Три медведя» и др.
  •  
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

По моему мнению сложные игровые задания для детей такого возраста.Можно больше внимания обращать на потешки, на произведения в стихотворной форме ,на пальчиковые игры.Дети 5 лет затрудняются при использовании прилагательных, а трехлеткам бывает трудно произносить.

7 October 2019

Здесь рекомендации для родителей. Какие слова должен употреблять родитель в своей речи в быту, чтобы ребенок обогащал свой словарный запас. Так сказать "называл вещи своими именами". Конретных игр здесь нет. Речь идет как раз об использовании детских произведений: сказок, потешек , песенок, загадок как форма развития речи у ребенка.

9 October 2019