Буклет для родителей «Развитие речи детей третьего года жизни»
Буклет "Развитие речи детей третьего года жизни"
DOC / 475 Кб
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей рассказыванию.
Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.
Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого.
- При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы».
- Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается.
- Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно - действенное мышление.
КАКИЕ КНИГИ ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ 2-3 ЛЕТ
правило для родителей - читать ребенку каждый день.
- Народные сказки с повторяющимися действиями.
- Стихотворные сказки К.И. Чуковского - «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха - цокотуха», «Тараканище», «Телефон».
- Стихи С.Я. Маршак: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный».
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Дети любят разгадывать загадки.
В возрасте до 3 лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию.
- Загадки - стихотворения с пропуском последнего слова.
***
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)
***
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это …(белка).
___________________________________________
Детский сад «Катюша»
Учитель - логопед: Малютина Марина Юрьевна
Консультация учителя - логопеда
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ
Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.
- Называя слова - обобщения: «посуда», «одежда», «мебель», - взрослые сформируют понимание таких слов у детей, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими.
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
- Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание ребенка, какого цвета небо, деревья, цветы. Так обеспечивают понимание названий цветов.
- Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т.д.
- Знакомим детей со словами «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», называя признаки окружающих вещей. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу, на даче, в городе.
- В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто…
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов - действий.
- Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок (воду перелили, налили, подлили, вылили).
- Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: шьет, вяжет, вышивает; бежит, летит, ползет, плывет.
- Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу варит - мама кашу сварила.
При рассматривании картинок - иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ НАРЕЧИЙ
Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т.д.
В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, даже интонацией
- Много наречий приходится употреблять в играх с мячом (подкинь вверх, кто дальше бросит, передай мяч ребенку, стоящему впереди), игры с построениями (стань рядом, позади них).
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму.
- Прекрасный материал в виде сюжетных картинок - это иллюстрации к сказкам. Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого или что он там видит, к кому или чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.
УСВОЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом, убрал со стола.
- Для закрепления подходят тексты сказок с повторяющимися событиями: «Теремок», «Волк и козлята», «Три медведя» и др.
Клишина Валентина Викторовна
Малютина Марина Юрьевна