Дидактический материал к уроку географии «Освоение и изучение территории России» (8 класс)
ОСВОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Пояснительная записка к ресурсу | ||||||||||||
1. | Автор (ФИО, должность) | Грибова Анна Алексеевна учитель географии I категория | ||||||||||
2. | Название ресурса | Проверочная работа «Освоение и изучение территории России» | ||||||||||
3. | Вид ресурса | |||||||||||
4. | Предмет, УМК | География/любой | ||||||||||
5. | Цель и задачи ресурса | Обобщить знания об основных этапах изучения и освоения России; Развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, решать практические задачи по теме. | ||||||||||
6. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 8 класс | ||||||||||
7. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft PowerPoint | ||||||||||
8. | Методические рекомендации по использованию ресурса | В работе используются следующие типы заданий: задания с выбором ответа, где верен только 1 ответ; задания с выбором ответа, где верно несколько ответов; задания с кратким ответом на установление соответствия, в которых предлагается установить взаимно однозначное соответствие для различных объектов; задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ. Проверочная работа состоит из 10 заданий: Задание 1. Распознать на контурной карте расположение географических объектов (2 балла, по 1 баллу за правильный ответ) Задание 2. Определить последовательность исторических событий. (2 балла, допускается две ошибки – 1 балл) Задание 3. Распознать географические объекты по контурам. (1 балл) Задание 4. Установите соответствие между датой и объектом исследования. (3 балла, по 1 баллу за каждую верную пару) Задание 5. Определить историческую личность по фото (картине). (2 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ) Задание 6. Дополнить пропуски в тексте. (3 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ) Задание 7. Работа с текстом (1 балл) Задание 8. Работа с текстом (2 балла, 1 балл за название общества, 1 балл – за дату) Задание 9. Работа с текстом. (1 балл) Задание 10. Работа с текстом. (1 балл) Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале Максимальное число баллов, которое можно получить за правильное выполнение всей проверочной работы, составляет 18 баллов.
| ||||||||||
9. | Источники информации | |||||||||||
| https://resh.edu.ru/subject/lesson/1686/start/ https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/istoriya https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Докучаев,_Василий_Васильевич http://omsk-news.net/other/2018/07/24/224746.html https://arz.unn.ru/2016-05-16-10-34-33/1165-2016-05-19-05-53-19 |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:
ОСВОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
КИМ
Инструкция для обучающегося:
На выполнение работы по географии даётся 15 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Для подписи названий географических объектов на карте Вы можете при необходимости использовать цифровые или буквенные обозначения этих объектов с указанием названий на свободном поле под картой.
Желаем успеха!
Таблица для внесения баллов участника
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Максимальное количество баллов | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Баллы участника | | | | | | | | | | |
Итого первичные баллы: _______________
Оценка за работу: _____________________
Обозначьте на контурной карте моря, которые были изучены раньше всех (задание выполняется на контурной карте Федеративное Устройство России рисунок 1):
Рисунок 1.
2. Расположите территории в порядке их освоения с запада на восток:
Охотское море
река Иртыш
Северный Урал
архипелаг Новая Земля
Ответ:
| | | |
3. Какой архипелаг был открыт новгородцами в Северном Ледовитом океане в XII веке? Подпишите название архипелага.
А |
Б |
В |
| | |
4. Установите соответствие между датой и объектом исследования.
1648 г. | отряд Дежнёва открыл пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку | ||||||
XII в. | присоединение территории от Кольского полуострова до Печоры | ||||||
1582–1585 гг | отряд Ермака достиг бассейна реки Иртыш | ||||||
Ответ:
|
Какие два русских путешественника одновременно, но разными маршрутами вышли к реке Амур? Подпишите под портретами их имена и фамилии.
|
|
|
|
| | | |
Вставьте пропуски в тексте.
В 1605-1607 гг. русские вышли к низовьям реки __________. В 1632 г. был заложен _______________ острог. В 1639 г. Иван Москвитин основал первое русское поселение на побережье ______________ моря.
Енисей,
Яны,
Лены,
Охотский,
Петропавловск-Камчатский,
Якутский,
Охотского,
Берингова,
Японского.
Ответ:
| | |
Кто возглавлял эти экспедиции?
В XVIII в. по инициативе Петра I были организованы экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток. В 1725 г. началась Первая Камчатская экспедиция. В 1733 г. началась Вторая Камчатская экспедиция или Великая Северная экспедиция. В ходе экспедиции было открыто северо–западное побережье Северной Америки и морской путь в Японию, впервые нанесено побережье Северного Ледовитого океана от Ямала до реки Колымы. Было заложено поселение, из которого образовался город Петропавловск-Камчатский.
Ответ: _____________________________________
О какой организации идет речь и в каком году она была создана?
Основная идея учредителей Общества – привлечь к изучению родной земли и людей, её обитающих все лучшие силы русской земли"
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Идея создания Общества принадлежала адмиралу Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого Председателя общества Великого князя Константина Николаевича.
Ответ: _______________________________________________________
Назовите руководителя экспедиции, результаты которой представлены в тексте.
Нижегородская экспедиция В этой экспедиции была создана и отработана методика составления почвенных карт, разработана генетическая классификация почв с четырьмя крупными классами сухопутно-растительных, сухопутно-болотистых, болотных и пойменных почв, усовершенствован метод бонитировки, проверена и расширена на северные почвы концепция генетического почвоведения.
Ответ: _______________________________________________
О какой экспедиции идет речь в тексте.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, продолжавшаяся с 1910 по 1915 годы, оказалась одной из самых успешных в истории изучения Арктики русскими путешественниками. Великий норвежский полярный исследователь Руаль Амудсен после ее завершения писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...».
Увы, в тот момент в Европе полыхала Первая Мировая война. Последовавшая за ней революция в России заставила на долгое время забыть и об открытиях экспедиции, и об именах ее героев, многие из которых вынуждены были эмигрировать из Советской России.
Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
Малыгин обогнул с запада полуостров Ямал, достиг устья Оби, составил карту побережья от Печеры до Оби.
Экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта прошла всю трассу Северного морского пути за одну навигацию.
КЛЮЧ
Обозначьте на контурной карте моря, которые были изучены раньше всех (задание выполняется на контурной карте Федеративное Устройство России рисунок 1):
Рисунок 1.
Белое море
Баренцево море
2
1
Пояснение: Начиная с X в. Новгородцы стали проникать на Европейский Север, а уже к XI в. ходили по Белому и Баренцеву (Русскому) морям.
2. Расположите территории в порядке их освоения с запада на восток:
Охотское море
река Иртыш
Северный Урал
архипелаг Новая Земля
Ответ:
г | в | б | а |
Пояснение. В XII в. Новгородцы, овладев территорией от Кольского полуострова до Печоры, открыли архипелаг Новую Землю, вышли к Северному Уралу и проникли в Западную Сибирь.
3. Какой архипелаг был открыт новгородцами в Северном Ледовитом океане в XII веке? Подпишите название архипелага.
А |
Б |
В |
Новая Земля | | |
П ояснение: В XII-XV вв. новгородцы разведали и освоили побережье Кольского п-ва, берега Белого моря. Они строили крепкие суда и ходили далеко от своих селений по морям Арктики. Поморы открыли острова Новую Землю.
4. Установите соответствие между датой и объектом исследования.
1648 г. | отряд Дежнёва открыл пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку | ||||||
XII в. | присоединение территории от Кольского полуострова до Печоры | ||||||
1582–1585 гг | отряд Ермака достиг бассейна реки Иртыш | ||||||
Ответ:
|
Пояснение: В 1648 г. Семён Дежнёв достиг пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку, и обогнул мыс, ныне носящий его имя.
В XII в. они, овладев территорией от Кольского полуострова до Печоры, открыли архипелаг Новую Землю, вышли к Северному Уралу и проникли в Западную Сибирь.
Важнейшей вехой в истории русских географических открытий считается поход Ермака в Сибирь. Отряды Ермака в 1582 – 1585 гг. появились в бассейне Иртыша и начали движение дальше, закладывая по пути города и остроги
5. Какие два русских путешественника одновременно, но разными маршрутами вышли к реке Амур? Подпишите под портретами их имена и фамилии.
|
|
|
|
Василий Поярков | | Ерофей Павлович Хабаров | |
Пояснение: В конце XVII в. Владимир Атласов совершил своё путешествие на Камчатку, произведя её подробное описание. А Василий Поярков и Ерофей Павлович Хабаров разными маршрутами вышли к реке Амур.
Вставьте пропуски в тексте.
В 1605-1607 гг. русские вышли к низовьям реки __________. В 1632 г. был заложен _______________ острог. В 1639 г. Иван Москвитин основал первое русское поселение на побережье ______________ моря.
Енисей,
Яны,
Лены,
Охотский,
Петропавловск-Камчатский,
Якутский,
Охотского,
Берингова,
Японского.
Ответ:
а | е | ж |
Пояснение: В 1605-1607 гг. русские вышли к низовьям реки Енисей. В 1632 г. был заложен Якутский острог. В 1639 г. Иван Москвитин основал первое русское поселение на побережье Охотского моря
Кто возглавлял эти экспедиции?
В XVIII в. по инициативе Петра I были организованы экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток. В 1725 г. началась Первая Камчатская экспедиция. В 1733 г. началась Вторая Камчатская экспедиция или Великая Северная экспедиция. В ходе экспедиции было открыто северо–западное побережье Северной Америки и морской путь в Японию, впервые нанесено побережье Северного Ледовитого океана от Ямала до реки Колымы. Было заложено поселение, из которого образовался город Петропавловск-Камчатский.
Ответ: Витус Беринг
Пояснение: Беринг Витус-Йонассен - датский морской офицер на русской службе, затем российский подданный, капитан-командор, начальник 1-й (1725—1730) и 2-й (1733-1743) Камчатских экспедиций.
О какой организации идет речь и в каком году она была создана?
Основная идея учредителей Общества – привлечь к изучению родной земли и людей, её обитающих все лучшие силы русской земли"
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Идея создания Общества принадлежала адмиралу Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого Председателя общества Великого князя Константина Николаевича.
Ответ: В 1845 г. было основано Русское географическое общество
Пояснение: Русское географическое общество было основано по Высочайшему повелению императора Николая I в 1845 году. 18 августа (6 августа по старому стилю) 1845 года император утвердил временный устав РГО.
Назовите руководителя экспедиции, результаты которой представлены в тексте.
Нижегородская экспедиция В этой экспедиции была создана и отработана методика составления почвенных карт, разработана генетическая классификация почв с четырьмя крупными классами сухопутно-растительных, сухопутно-болотистых, болотных и пойменных почв, усовершенствован метод бонитировки, проверена и расширена на северные почвы концепция генетического почвоведения.
Ответ: Василий Васильевич Докучаев
Пояснение: Василий Васильевич Докучаев – известный геолог, минералог, русский ученый-естествоиспытатель, основатель современного научного почвоведения и комплексного исследования природы. В Нижегородской экспедиции были как опытные, так и молодые воспитанники Докучаева: Георгий Николаевич Высоцкий, Владимир Иванович Вернадский, Константин Дмитриевич Глинка, Гавриил Иванович Танфильев и другие. Результаты проделанной работы были опубликованы в 16 томах отчёта.
О какой экспедиции идет речь в тексте.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, продолжавшаяся с 1910 по 1915 годы, оказалась одной из самых успешных в истории изучения Арктики русскими путешественниками. Великий норвежский полярный исследователь Руаль Амудсен после ее завершения писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...».
Увы, в тот момент в Европе полыхала Первая Мировая война. Последовавшая за ней революция в России заставила на долгое время забыть и об открытиях экспедиции, и об именах ее героев, многие из которых вынуждены были эмигрировать из Советской России.
Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
Малыгин обогнул с запада полуостров Ямал, достиг устья Оби, составил карту побережья от Печеры до Оби.
Экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта прошла всю трассу Северного морского пути за одну навигацию.
Ответ: а) Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
Пояснение: Подготовка к генеральной экспедиции активизировалась после того, как в 1907 году начальником Главного гидрографического управления был назначен Андрей Ипполитович Вилькицкий, прославленный полярник, руководивший исследованиями устьев Печоры и Енисея, а также изучением южной части Карского моря.
Специально для экспедиции на Невском заводе в Петербурге в 1909 году были построены два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Интересно, что активное участие в их строительстве принимал капитан II ранга Александр Колчак – будущий адмирал и «верховный правитель России».
11