Урок-практикум по географии «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России» (8 класс)

5
0
Материал опубликован 18 November 2022

Закономерности распределения тепла и влаги

на территории России.


Тип урока-практикум.

Цели урока.


Образовательная. Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России.

Познакомить с климатическими «рекордами» России. Формировать умение работы с климатическими картами и сопоставлять данные тематических карт и карто-схем с физической картой России и делать выводы на основе анализа карт.

Учащиеся повторяют, закрепляют и систематизируют знания об основных элементах климата в ходе анализа тематических карт, практического применения полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме. Выявить различия отдельных регионов по комфортности жизни и условиям хозяйственной деятельности людей. Закрепить знания ранее изученных понятий и терминов.


Воспитательная. У обучающихся происходит дальнейшее формирование навыков кооперирования, происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе отчётов по результатам своей исследовательской деятельности, делового общения. Обучающиеся апробируют формы взаимодействия с одноклассниками в рамках делового общения, наблюдение за процессом решения исследовательских задач стимулирует пробуждение у них интереса к образовательной области «география».

.

Развивающая: ученики отрабатывают стратегии исследовательского поведения, работая с тематическими картами, осуществляют интериоризацию способа решения исследовательской задачи через переход от внешне выраженных мыслительных действий к внутренним мыслительным операциям, повышают уровень своей рефлексивной культуры, происходит дальнейшее развитие их умений наблюдать, интерпретировать данные наблюдения, описывать и анализировать процессы и явления.


Методы обучения: частично-поисковый.


Формы организации деятельности учащихся.

Для решения исследовательских задач учащиеся реализуют кооперационный тип взаимодействия, работая в группах.


Оборудование:

Климатическая и физическая карты России, электронные карты и климатограмм






Хронометраж урока.


Организационный момент (1 мин).

Актуализация конкретного опыта учащихся написание диктанта(5мин )

Проблематизация и постановка исследовательских задач (3 мин).

Изучение главных особенностей основных элементов климата (работа в группах) (8 мин)

Отчёт 1 группы (3 мин)

Отчёт 2 группы (3 мин)

Отчёт 3 группы ( 3мин)

Отчёт 4 группы (3 мин)

Выполнение программной практической работы(10мин).

Оценка результатов проектной деятельности (2 мин)

Подведение итогов занятия (3 мин).

Домашнее задание (1 мин)


Ход урока



1 Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников


2 Актуализация знаний.

Выяснение объема остаточных знаний учащихся в ходе повторения. Выявление личного опыта учащихся по отношению к образовательному объекту урока .


3 Проверка домашнего задания.


Диктант на знание основных терминов по теме: «Климат»

На экране термины:

Суммарная радиация

Изотерма

,амплитуда

Циклон

Антициклон

атмосферный фронт

,осадки

Испаряемость

,испарение

коэффициент увлажнения

изотермы


4 Проблематизация и постановка исследовательских задач.

Введение проблемной ситуации (демонстрация фрагмента видеофильма «Климат»). Совместная с учащимися формулировка целей урока, формулирование учебных заданий и постановка исследовательских задач.


Беседа по вопросам:

.

-Какие показатели (элементы) характеризуют климат? Как распределяются показатели климата в России?

-От чего зависит распределение температуры воздуха?

-Как может повлиять на климат господство над территорией устойчивого циклона?

-Каковы закономерности распределения осадков на Земле?

-Что такое амплитуда температур?


5 Изучение новой темы в форме практикума.


Просмотр фрагмента фильма «Климат».


Работа по изучению тематических карт, формулировка выводов на основе текста учебника.


3)Работа по группам с климатическими картами и сопоставление данных тематических карт и карто-схем с физической картой России , формулировка выводов на основе анализа карт.

Задание группе 1

Выявление особенностей зимнего сезона.

Используя рисунок40 стр.97 определите где в России самая высокая срt января, Самая низкая ср t января, как распределяются изотермы на территории России зимой ?

Почему таков ход изотерм?

Что влияет на распределение январских изотерм зимой?

Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой?

Задание группе 2

Выявление особенностей летнего сезона

Используя рис.43 стр.99 определите где в России самая высокая ср t июля, Самая низкая ср t июля, как распределяются изотермы на территории России летом?

Почему таков ход изотерм июля?

Что влияет на распределение июльских изотерм?




Задание группе 3

Годовая амплитуда температур

Важным показателем является годовая амплитуда среднемесячных температур января и июля.

Вопрос: Как на территории России изменяется амплитуда колебания температур при движении с запода на восток?

О чём говорит увеличение амплитуды температур января и июля? (О континентальности климата.)


В России амплитуда увеличивается в направлении с запада на восток:

Мурманск-20º

Салехард-35º

Оймякон-58º

Учащиеся делают вывод, анализируя карту на стр.98 рис.42.

Увеличение амплитуды колебания темпертур свидетельствует об увеличении степени континентальности климата.

Где в России самые холодные зимы?Определите годовую амплитуду температур в городах:

Мурманск,

Салехард,

Оймяконе.

О чём говорит увеличение амплитуды температур?

Задание группе4

Распределение осадков

Как распределяются осадки на территории России?(анализ рис.44 стр.99)

Где самые «мокрые» районы? Самые сухие?

Какие факторы влияют на такое распределение осадков?

Анализируя карту, учащиеся делают выводы и находят подтверждение в тексте учебника.



6. Практическая работа№16 «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.


Работа по картам суммарной радиации, средних температур, коэффициентов увлажнения.

Определить и записать в колонки таблицы: суммарную радиацию, средние температуры января и июля, среднегодовое кол-во осадков, испаряемость коэффициент увлажнения и тип климата.


Пункт (город)

Суммарная радиация

Ср.t янв

срtиюля

Среднегодовое кол-во осадков

Испаряемость

Кф увл

Тип климата.

(Таблица дается в качестве раздаточного материала)


Учащиеся сопоставляют климатическую карту и тематические карто-схемы в учебнике и формулируют вывод по оценке климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Города:

Норильск;

Санкт-Петербург;

Мурманск;

Екатеринбург;

Петр.Камчатский.

Якутск.

Сделать вывод.


7. Подведение итогов занятия . Анализ работы групп. Листы с практической работой собираются на проверку у всего класса ,т.к. это итоговая программная работа.


8.Домашнее задание. Изучить §20,ответить на вопросы№6,9,11.































8 класс

Закономерности распределения тепла и влаги

на территории России.
















Тараченко С.В.

учитель географии МБОУ «Гимназия №38»

Нижегородской области ,г. Дзержинска



.






г. Дзержинск 2022г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации