Конспект урока географии «Особо охраняемые природные территории России»
Тематический раздел «География России»
Раздел «Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы»
Тема урока: Особо охраняемые природные территории.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урок с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; исследовательский.
Вид деятельности: организация соревновательной деятельности обучающихся, обучающие структуры Континиус Раунд Робин, Куиз Куиз Трейд.
Межпредметные связи: география, история, русский язык, краеведение, информатика
Внутрипредметные связи: естествознание, экология, биология
Оборудование:
Физическая карта России.
Электронная презентация «Особо охраняемые природные территории», мультимедийный проектор, экран
Космоснимки и Интернет.
Законодательные нормативные документы об охране природы.
Атласы
Цели урока:
Сформировать представления об особо охраняемых территориях
Совершенствовать навыки работы с источниками географической информации, материалами Интернет.
Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы.
Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края.
Формировать активную жизненную позицию.
Задачи:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы.
Определить роль охраняемых территорий.
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Формировать экологическое мировоззрение; воспитать экологически грамотных людей.
Содержание урока:
На доске тема: «Особо охраняемые природные территории России».
Охранять природу —
Значит охранять Родину.
М.М.Пришвин
Технологическая карта урока
Этап урока | Наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Слайд 2 Различные источники информации по теме | Приветствие. Рассадить учащихся по группам (4 чел) для изучения ООПТ. Раздать каждой группе различные источники информации по данной теме. | Приветствие Воспринимают информацию о ходе урока. |
2. Целеполагание и мотивация | Слайд 3-4 | Объявление темы урока и цели. Актуализация знаний Для чего нужны человеку растительные ресурсы и ресурсы животного мира? Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Луга, пастбища, сенокосы – это прекрасная кормовая база животноводства. Тысячи растений – травы и кустарники – сырьё для производства лекарств. Леса дают человеку, кроме съедобных плодов, древесину – поделочную и строительную, химическое сырьё. Ресурсы животного мира – это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы. | Воспринимают и осмысляют тему Формулировка цели урока Ответы учащихся на вопросы |
3. Объяснение нового материала | Слайды 5-6 Слайды 7-14 | В тетради: тема урока Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Рассказывает о категориях ООПТ заказники; заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; памятники природы; природные парки; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. | Запись в тетради темы урока, определения ООПТ |
4. Работа с картой | Слайд 15 | Совместное определение местоположения заповедников России. | Учащиеся называют и показывают заповедники, заказники, памятники природы на карте |
5.Практическая работа Континиус Раунд Робин Таймд Раунд Робин Куйз-куйз-Трейд | Слайд16 Слайды 17-20 Слайд21 Слайд22 Слайд 22 | Учитель ученикам №1, №2 задает вопрос/проблему, которая подразумевает наличие нескольких ответов и дает время на размышление. По типовому плану, используя разнообразные источники информации составить характеристику одного из заповедников России (Приложение1-3). Стол 1- ученик №3 по системе Куйз-Куйз-Трейд составить вопрос и даст на него ответ. На листочке пишется вопрос, а в складке листа ответ (Приложение 4). Ученик №4 составить минитест(5-6 вопросов) с 3-4 вариантами правильных ответов (с опорой на источники информации). Выставляется таймер-10 минут. http://www.onlinetimer.ru | Ученики встают и объединяются в группы по номерам 1-2-1-2 1-2-1-2 3-3-3-3 4-4-4-4. Вновь создавшиеся пары рассаживаются за стол для обсуждения полученных ответов, заданий. Участники стола№1 под номерами 1-2-1-2 Участники стола№ 2 под номерами 1-2-1-2 работают по системе Континиус Раунд Робин. Участники под номерами 3по очереди делятся устными ответами с членами своей команды. Участники под номерами 4 по очереди выполняют минитест, проводят взаимопроверку. По результатам работ ученики оценивают работу друг у друга. |
6. Закрепление новых знаний | Слайды 23 | Ответьте на утверждения "ДА" или "НЕТ" . 1.Посетителям заповедника разрешается приводить с собой на экскурсию домашних животных. 2.В заповеднике запрещается включать приборы с громким звуком. 3.В заказниках запрещена любая хозяйственная деятельность 4.На экскурсионной тропе заповедника разрешается устраивать привалы и разводить костры. 5.Особо охраняемые природные территории-это территории только естественного происхождения 6.В заповедниках приветствуется самовольная посадка деревьев и кустарников. 7.На территории ООПТ разрешается срывать только лекарственные растения. 8.Дендрологический парк-это особо охраняемая природная территория естественного происхождения. 9.На ООПТ запрещается применение синтетических моющих средств при использовании природных водоемов. 10.На территории заповедников запрещается даже рыбная ловля. (Приложение 5) | Учащиеся устно отвечают на вопросы. Из верных утверждений создать памятку поведения в ООПТ |
5. Рефлексия | Слайд 24 | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнала… 2. было интересно… 3. я поняла, что… 4. меня удивило… 5. мне захотелось… 6. я попробую | Каждый ученик подходит к весам и делает свой выбор |
6. Оценка деятельности групп | Слайд 25 | К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично». | Выставляют отметки в дневник |
7. Домашнее задание | Слайд 25 | Д/з § №37. На контурную карту России нанести заповедники и национальные парки. | Записывают Д/з §19с.112-115, зад1-4с.115(устно) На контурную карту России нанести заповедники и национальные парки (стр.6) |
Приложение1
План описания заповедников России:
1. Географическое положение заповедника.
2. История основания.
3. Физико- географические особенности.
4. Разнообразие флоры и фауны.
Используются космоснимки приложение1,2, разнообразные источники информации: учебники, энциклопедии, атласы
Приложение2
Приложение3
Приложение 4
Примеры вопросов: Чем отличается заказник от заповедника?
Каждый участник №3составляет самостоятельно по 5 вопросов.
Приложение 5
Ответьте на утверждения "ДА" или "НЕТ"
1.Посетителям заповедника разрешается приводить с собой на экскурсию домашних животных.
2.В заповеднике запрещается включать приборы с громким звуком.
3.В заказниках запрещена любая хозяйственная деятельность
4.На экскурсионной тропе заповедника разрешается устраивать привалы и разводить костры.
5.Особо охраняемые природные территории-это территории только естественного происхождения
6.В заповедниках приветствуется самовольная посадка деревьев и кустарников.
7.На территории ООПТ разрешается срывать только лекарственные растения.
8.Дендрологический парк-это особо охраняемая природная территория естественного происхождения.
9.На ООПТ запрещается применение синтетических моющих средств при использовании природных водоемов.
10.На территории заповедников запрещается даже рыбная ловля.