12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
gilfanova40
Россия, Татарстан респ., пгтУруссу

Тематический раздел «География России»

Раздел «Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы»

Тема урока: Особо охраняемые природные территории.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; исследовательский.

Вид деятельности: организация соревновательной деятельности обучающихся, обучающие структуры Континиус Раунд Робин, Куиз Куиз Трейд.

Межпредметные связи: география, история, русский язык, краеведение, информатика

Внутрипредметные связи: естествознание, экология, биология

Оборудование:

Физическая карта России.

Электронная презентация «Особо охраняемые природные территории», мультимедийный проектор, экран

Космоснимки и Интернет.

Законодательные нормативные документы об охране природы.

Атласы

Цели урока:

Сформировать представления об особо охраняемых территориях

Совершенствовать навыки работы с источниками географической информации, материалами Интернет.

Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы.

Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края.

Формировать активную жизненную позицию.

Задачи:

Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.

Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы.

Определить роль охраняемых территорий.

Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Формировать экологическое мировоззрение; воспитать экологически грамотных людей.

Содержание урока:

На доске тема: «Особо охраняемые природные территории России».

Охранять природу —

Значит охранять Родину.

М.М.Пришвин

Технологическая карта урока

Этап урока

Наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Слайд 2

Различные источники информации по теме

Приветствие.

Рассадить учащихся по группам (4 чел) для изучения ООПТ.

Раздать каждой группе различные источники информации по данной теме.

Приветствие

Воспринимают информацию о ходе урока.

2. Целеполагание и мотивация

Слайд 3-4

Объявление темы урока и цели.

Актуализация знаний

Для чего нужны человеку растительные ресурсы и ресурсы животного мира?

Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё.

Луга, пастбища, сенокосы – это прекрасная кормовая база животноводства.

Тысячи растений – травы и кустарники – сырьё для производства лекарств.

Леса дают человеку, кроме съедобных плодов, древесину – поделочную и строительную, химическое сырьё.

Ресурсы животного мира – это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы.

Воспринимают и осмысляют тему

Формулировка цели урока

Ответы учащихся на вопросы

3. Объяснение нового материала

Слайды 5-6

Слайды 7-14

В тетради: тема урока

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение.

Рассказывает о категориях ООПТ заказники;

заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

памятники природы;

природные парки;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Запись в тетради темы урока, определения ООПТ

4. Работа с картой

Слайд 15

Совместное определение местоположения заповедников России.
 

Учащиеся называют и показывают заповедники, заказники, памятники природы на карте

5.Практическая работа

Континиус Раунд Робин

Таймд Раунд Робин

Куйз-куйз-Трейд

Слайд16

Слайды 17-20

Слайд21

Слайд22

Слайд 22

Учитель ученикам №1, №2 задает вопрос/проблему, которая подразумевает наличие нескольких ответов и дает время на размышление.

По типовому плану, используя разнообразные источники информации составить характеристику одного из заповедников России (Приложение1-3).

Стол 1- ученик №3 по системе Куйз-Куйз-Трейд составить вопрос и даст на него ответ. На листочке пишется вопрос, а в складке листа ответ (Приложение 4).

Ученик №4 составить минитест(5-6 вопросов) с 3-4 вариантами правильных ответов (с опорой на источники информации).

Выставляется таймер-10 минут.

http://www.onlinetimer.ru

Ученики встают и объединяются в группы по номерам

1-2-1-2

1-2-1-2

3-3-3-3

4-4-4-4.

Вновь создавшиеся пары рассаживаются за стол для обсуждения полученных ответов, заданий.

Участники стола№1 под номерами 1-2-1-2

Участники стола№ 2 под номерами 1-2-1-2

работают по системе

Континиус Раунд Робин.

Участники под номерами 3по

очереди делятся устными ответами с членами своей команды.

Участники под номерами 4 по

очереди выполняют минитест, проводят взаимопроверку.

По результатам работ ученики оценивают работу друг у друга.

6. Закрепление новых знаний

Слайды 23

Ответьте на утверждения "ДА" или "НЕТ" .

1.Посетителям заповедника разрешается приводить с собой на экскурсию домашних животных.

2.В заповеднике запрещается включать приборы с громким звуком.

3.В заказниках запрещена любая хозяйственная деятельность

4.На экскурсионной тропе заповедника разрешается устраивать привалы и разводить костры.

5.Особо охраняемые природные территории-это территории только естественного происхождения

6.В заповедниках приветствуется самовольная посадка деревьев и кустарников.

7.На территории ООПТ разрешается срывать только лекарственные растения.

8.Дендрологический парк-это особо охраняемая природная территория естественного происхождения.

9.На ООПТ запрещается применение синтетических моющих средств при использовании природных водоемов.

10.На территории заповедников запрещается даже рыбная ловля.

(Приложение 5)

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

Из верных утверждений создать памятку поведения в ООПТ

5. Рефлексия

Слайд 24

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнала…

2. было интересно…

3. я поняла, что…

4. меня удивило…

5. мне захотелось…

6. я попробую

Каждый ученик подходит к весам и делает свой выбор

6. Оценка деятельности групп

Слайд 25

К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично».

Выставляют отметки в дневник

7. Домашнее задание

Слайд 25

Д/з § №37. На контурную карту России нанести заповедники и национальные парки.

Записывают Д/з

§19с.112-115,

зад1-4с.115(устно)

На контурную карту России нанести заповедники и национальные парки (стр.6)


 

Приложение1

План описания заповедников России:

1. Географическое положение заповедника.

2. История основания.

3. Физико- географические особенности.

4. Разнообразие флоры и фауны.

Используются космоснимки приложение1,2, разнообразные источники информации: учебники, энциклопедии, атласы

Приложение2


 

Приложение3
 

Приложение 4

Примеры вопросов: Чем отличается заказник от заповедника?

Каждый участник №3составляет самостоятельно по 5 вопросов.


 

Приложение 5

Ответьте на утверждения "ДА" или "НЕТ"

1.Посетителям заповедника разрешается приводить с собой на экскурсию домашних животных.

2.В заповеднике запрещается включать приборы с громким звуком.

3.В заказниках запрещена любая хозяйственная деятельность

4.На экскурсионной тропе заповедника разрешается устраивать привалы и разводить костры.

5.Особо охраняемые природные территории-это территории только естественного происхождения

6.В заповедниках приветствуется самовольная посадка деревьев и кустарников.

7.На территории ООПТ разрешается срывать только лекарственные растения.

8.Дендрологический парк-это особо охраняемая природная территория естественного происхождения.

9.На ООПТ запрещается применение синтетических моющих средств при использовании природных водоемов.

10.На территории заповедников запрещается даже рыбная ловля.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.