Доклад на тему «От диагностики компетенций к развитию профессионального мастерства учителя иностранного языка»
От диагностики компетенций к развитию профессионального мастерства учителя иностранного языка
Современное общество предъявляет новые требования к уровню подготовки преподавателя иностранного языка. Как и много лет назад, сегодня именно педагогу в российской системе образования отводится ведущая обучающая и воспитательная роль. Профессиональная подготовка бакалавров и будущих учителей основывается на коммуникативных и педагогических компетенциях, от которых напрямую зависит качество знаний, которые получают дети.
Под компетентностью понимается ряд узкоспециализированных навыков, применяемых в определенной профессиональной области. Компетенции позволяют эффективно выполнять действия, предусмотренные выбранной предметной сферой. На сегодняшний день методика образования и оценивания работы педагогов требует серьёзной модернизации, большей объективизации и направленности на развитие профессиональной компетентности.
Область преподавания иностранного языка имеет свою специфику, которая напрямую связана с развитием у учащихся различных навыков. Среди таких социально значимых компетенций можно выделить, например, коммуникативную, образовательную, гуманитарную, развивающую. Следовательно, повышение мастерства учителя можно назвать важным фактором улучшения, оптимизации и совершенствования системы образования в целом.
В вопросе диагностики умений и навыков следует сказать о методологической основе современного педагогического образования, которое использует компетентностный подход. Среди его преимуществ выделяются:
Формирование специализированных, профессиональных, а также личностных компетенций будущих учителей-языковедов.
Нацеленность педагогической деятельности не просто на процесс обучения, но и на получение стабильного, хорошего результата.
Способность будущих специалистов применять получаемые в процессе обучения навыки и знания на практикев профессиональных и жизненных условиях.
Обучение будущих и настоящих педагогов должно быть направлено именно на развитие компетенций, так как они способствуют реализации академического признания специалиста. Кроме того, компетентностный подход позволяет совмещать в профессиональной деятельности получаемый диплом с педагогической квалификацией.
Социально-экономическая реальность выдвигает специалистам в области преподавания новые требования, основанные на модернизации самого содержания обучения. Квалифицированный педагог должен обладать рядом профессиональных качеств и соответствовать профессиональным требованиям.
В свою очередь, профессионализм педагога оценивается исходя из уровня приобретённых компетенций. Это означает, что учитель способен использовать имеющийся потенциал в соответствии с возникающими конкретными ситуациями. Реализуются интегративные возможности активных действий в условиях жизненных и образовательных ситуаций с применением приобретённых компетенций.
При реализации компетентностного обучения необходима постановка и последовательное решение следующих задач:
Определение цели образовательного процесса.
Организация обучения.
Оценка полученных результатов: умений, навыков, знаний.
Традиционно в области преподавания иностранного языка подготовка квалифицированного специалиста включает предметную область и практическую деятельность, ориентированные на приобретение некоего багажа информации. Современные тенденции требуют интегративного подхода, направленного на совершенствование основных компетенций субъекта образования.
Исследователи отмечают, что основным признаком профессионализма учителя является способность и готовность к осуществлению педагогической деятельности. Педагог сегодня является примером личности, стремящейся к постоянному развитию и самообразованию. Профессиональная компетентность, в свою очередь, развивается в условиях постоянной педагогической практики.
Компетентность педагога можно считать своеобразным ресурсом индивидуума, который в конечном счёте позволяет взаимодействовать с окружением в профессиональной сфере. Развитие учителя иностранных языков является непрерывным и не должно ограничиваться стенами педагогического учебного заведения. Это одно из важнейших условий компетентностного становления личности.