Выступление «Культура учителя иностранного языка»
Семинар для учителей иностранного языка
Культура учителя иностранного языка
План
Культура учителя – культура человека.
Методическая культура.
Факторы процесса становления уровня мастерства.
Умения, составляющие методическое мастерство.
Критерии успешности учителя.
Условия успешной профессиональной деятельности учителя.
Современный учитель иностранного языка.
Культура учителя - культура человека.
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие “культура” отсутствует (число соответствующих определений в отечественных и зарубежных источниках исчисляется сотнями). Мы под культурой понимаем “определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях” В понятие “культура личности” мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научно-техническую культуру.
Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень владения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству психологов (Э.Торидайка и др.), характеризует также уровень развития интеллекта.
Специально проведенное сотрудниками ИОВ РАО исследование качеств личности педагога-мастера (анкетирование и тестирование учителей различных предметов) установило, что многие учителя осознают необходимость учета перечисленных выше качеств, как для дальнейшего развития собственной культуры, так и при оценке уровня культуры других преподавателей. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могут непосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Главное заключается прежде всего в том, что от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся; культура педагога значима не только для него одного!
Помимо названных выше сторон культуры человека и общества существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.
Формирование профессиональной педагогической культуры - длительный процесс, который проходит ряд этапов. Первый из них часто начинается у педагога еще на школьной скамье, а последний завершается, как правило, всем после вузовским периодом педагогического труда, протекающего под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психологических факторов. К таким факторам можно отнести педагогический коллектив, в котором работает учитель, систему курсового повышения квалификации, самообразование учителя, его профессиональные потребности и установки.
Подвергаясь постоянному воздействию окружающей макро- и микрокультурной среды и усваивая отдельные ее элементы, каждый педагог становится носителем нескольких макро- и микрокультур:
— культуры своей страны, определенной этнической культуры (то есть овладевает богатством национального языка, выражающего культуру данного народа, национальным воспитанием, обычаями и пр.).
---- профессиональной культуры — общепрофессиональных знаний, культуры педагогического труда, поведения, речи.
При этом каждый из указанных компонентов культуры имеет черты как общие для всех педагогов, так и специфические для педагогов разных стран, национальностей, профессиональных групп ( в том числе групп учителей разных предметов).
Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка? Отвечая на этот вопрос, необходимо прежде всего обратить внимание на следующее.
1. Преподаватель иностранного языка должен быть знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.
2. Учитель иностранного языка должен в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.
3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель должен владеть принятыми в стране нормами поведения. То есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета.
Методическая культура
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела. Прежде чем дать определение методического мастерства, необходимо рассмотреть его генезис. Что же такое методическое мастерство? “Главная цель обучения и воспитания состоит в передаче молодому поколению накопленной человечеством культуры” (Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.) опираясь на эту мысль, следует признать, что содержанием образования может быть именно культура. Если это так, то содержанием методического образования может стать только методическая культура (МК), то есть та часть общей социальной культуры, которая накоплена в определенной сфере человеческой деятельности (т.е. в обучении иностранным языкам ).
Как известно, цель обучения должна быть выражена в категориях содержания образования. Поскольку нашей целью является методическое мастерство, ее следует выразить в категориях методической культуры.
Первым элементом методической культуры являются знания о всех компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, результатах, приемах, включая знания о себе самом как учителе.
Но знать мало, нужно еще овладеть приемами своей профессиональной деятельности, основанными на навыках, составляющих опыт работы (второй элемент методической культуры). Поскольку здесь имеются ввиду уже освоенные ранее приемы, то можно считать, что на этой основе осуществляется репродукция методической культуры ( воспроизведение уже достигнутого).
Развитие любой культуры (методической в том числе) не мыслимо лишь на основе репродукции освоенного, поэтому выделяется третий элемент МК — творчество, основанное на преобразовании и переносе приемов обучения в разные условия, т.е. продукция нового в обучении.
К сожалению, нередки случаи, когда специалист знает, умеет делать, способен творить, но не хочет. Это значит, что у него не выработан, не воспитан опыт эмоционального отношения (положительного) к своей профессиональной деятельности. Это четвертый элемент МК. Такой опыт появляется лишь тогда, когда и приобретение знаний, и овладение приемами, и их творческое использование осуществляется в профессиональной деятельности, связаны с ней и обращены на систему ценностей данного человека.
Осваивая элементы методической культуры, учитель поднимается на соответствующие уровни своего профессионализма.
Овладение методическими знаниями обеспечивает уровень грамотности (система знаний, причем знаний научных, а не эмпирических). Лишь в этом случае грамотность может служить потенциальной основой мастерства.
Овладев опытом осуществления приемов профессиональной деятельности, человек поднимается до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Следует отметить, что ремесло можно приобрести, не овладев уровнем грамотности, т.е. чисто эмпирическим путем, но тогда оно переходит в ремесленничество и никогда в мастерство.
Переход на уровень мастерства возможен только после освоения такого элемента МК, как творчество. Система методических умений (мастерство) возникает лишь на основе овладении способностью преобразовывать освоенные приемы (опыт) и переносить их в новые условия.
Факторы процесса становления уровня мастерства:
а) уровень грамотности. В этой связи можно сформулировать следующую закономерность: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство;
б) определенные качества учителя как индивидуальности. Не вызывает сомнений тот факт, что существуют личные свойства, способности или черты характера, которые наиболее благоприятны для освоения элементов методической культуры и в конечном счете для формирования и развития определенных методических умений. Имеются также личностные свойства или черты характера, совершенно противопоказанные учителю или тормозящие становление методического мастерства, такие скажем, как раздражительность, злопамятность, невыдержанность, пессимизм и др.
Есть принципиальная зависимость всех компонентов МК от всех компонентов индивидуальности учителя.
Методическое мастерство не является суммой всех элементов методической культуры и качеств индивидуальности: все, что входит в ММ, из чего оно складывается, интегрируется в нем и преобразуется в некую обобщенную способность выполнять свою профессиональную деятельность.
Итак, методическое мастерство — это психологическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.
Выделяется еще один уровень профессионализма — уровень искусства как высшее проявление мастерства. Используя высказывание Л.Н. Толстого об А.С. Пушкине, можно сказать, что преподавая на уровне искусства — значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства.
Умения, составляющие методическое мастерство
Выделяется семь групп умений составляющих методическое мастерство
1. Перцептивные умения:
а) умение понять состояние учащегося, проникнуть в его внутренний мир;
б) умение видеть всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение);
в) умение отличать текущую информацию об ученике от устойчивых его
характеристик;
г) умение воспринимать ситуацию общения в контексте деятельности (видеть статус
ученика в коллективе); распознавать межличностные отношения в классе;
д) умение распределять внимание между различными компонентами процесса
обучения;
е) умение подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе и речевой) учащихся;
ж) умение видеть, в какой помощи нуждается ученик в данный момент.
Все эти умения составляют основу социальной перцепции учителя.
Важность социальной перцепции для учителя осознавалась многими. “Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка”, писал В.А. Сухомлинский. Если этого нет, то “наступает душевная глухота и слепота, по сути профессиональная дисквалификация” (В.А. Иванников).
Здесь имеется в виду не воспитательный аспект работы учителя (он очевиден); отсутствие умений социальной перцепции непосредственно отражается на обучении. Дело в том, что одной из предпосылок успешности коммуникативного обучения является создание речевого коллектива, что во многом зависит от стиля отношения учителя к учащимся. Этот стиль, в свою очередь, обусловлен знанием межличностных отношений, умениями социальной перцепции: чем выше эти знания и умения, тем более устойчив и положителен стиль отношения.
Установлено, что при устойчиво-положительном стиле ниже индекс изолированности учащихся, выше коэффициент взаимности и удовлетворенность в общении , шире круг желаемого общения.
2. Проектировочные умения:
а) умение планировать уроки разных видов;
б) умение предвидеть результаты планирования;
в) умение отбирать необходимый для урока материал;
г) умение предугадать поведение речевого (учебного) партнера;
д) умение анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
е) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над
темой и т.д.;
ж) умение распределять учебный материал;
з) умение определять необходимую дозу теории в практике обучения различным
сторонам общения;
и) умение предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного
материала;
к) умение импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.
В связи с этой группой умений хотелось бы обратить внимание на два таких момента.
Первый — это развитие чувства ритма. Оно составляет одну из граней развития учительского мастерства. Эту грань можно шлифовать. В умении чувствовать ритм урока, владеть динамикой, как аспектом логики урока. По этому поводу С. Эзенштейн писал: ”Абсолютной меры длины куска не существует. Многое зависит от содержания. Нужно развивать в себе ощущение ритма”.
Второй — это развитие способности к импровизации, без чего не мыслимо методическое мастерство. В процессе реализации плана урока, как правило, возникает необходимость импровизации: неожиданная ассоциация, ответ учащегося, поворот в ходе урока, мысль о возможности лучшего решения учебной ситуации и т.п..
3. Адаптационные умения:
а) умение подбирать приемы обучения (упражнения, задания), адекватные той или
иной цели (любого уровня);
б) умение использовать приемы работы, материал и т.п. соответственно
индивидуальности учащегося (адаптация к индивидуальности);
в) умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его
подготовленности;
г) умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий
обучения (адаптация к условиям);
д) умение контролировать, не нарушая взаимоотношений речевого
партнерства.
Каждое из этих пяти умений очень объемно, комплексно, но подробно я остановлюсь на одном – это умение индивидуализировать учебный процесс. Коммуникативность обучения требует не только дифференциации учащихся (по способностям, уровню обученности), что обычно и называют индивидуализацией, но и такого подхода, когда учитываются:
1) индивидуальные свойства,
2) субъективные свойства,
3) личностные свойства ученика как индивидуальности.
Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, личный опыт, мировоззрение, сфера интересов, эмоциональная сфера и статус личности в коллективе. Обучение школьников умению общаться совершенно немыслимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.
Все входящие в эту группу умения объединяет творческое начало. А творчество является важнейшим элементом методической культуры.
4. Коммуникативные умения:
а) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);
б) умение быть коммуникабельным;
в) умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;
г) умение настроить соответствующим образом учащихся;
д) умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;
е) умение говорить выразительно и эмоционально.
Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Для учителя иностранного языка атмосфера общения исключительно важна. Если на уроке физики или химии ученик может рассказывать о законе Ома или Менделеева независимо от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые обычно задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?” или “Нравится ли тебе современная музыка?” Как ученик (в рамках ролевого общения) он обязан отвечать, но как человек (личностное общение) вправе протестовать против вторжения в святая святых его личности, если конечно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и внутренне), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.
Учителю необходимо настраиваться на урок, сохранять его рабочее самочувствие. Рабочее самочувствие учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверхзадачу обучения, умение видеть всех и каждого, способности к самоконтролю и, видимо, еще и соотнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.
Особенно следует сказать об умениях, связанных с экспрессивностью речи. Для учителя иностранного языка (в большей степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет собственно методическое значение: та или иная поза способна легко затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров голоса может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т.п.
5. Организационные умения:
а) умение организовать работу в парах;
б) умение организовать групповую работу;
в) умение организовать коллективное общение;
г) умение организовать класс, когда отвечает один ученик;
д) умение быстро распределять задания ( с учетом условий, индивидуальных
способностей учащихся);
е) умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе;
ж) умение организовать самостоятельную работу учащихся дома;
з) умение найти помощника среди учащихся;
и) умение требовать;
к) умение организовать внеклассную воспитательную работу.
6. Познавательные умения:
а) умение анализировать деятельность коллег;
б) умение анализировать собственную деятельность;
в) умение подготовить научный доклад по проблемам обучения иностранным
языкам;
г) умение воспринимать новое в методике и претворять методические
рекомендации;
д) умение вести научную работу, участвовать в исследованиях;
е) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.
7. Вспомогательные умения:
К ним можно причислить: умение рисовать, играть на музыкальных инструментах, хорошо стрелять, мастерить, что-то коллекционировать и т.д.
Все перечисленные семь групп умений интегрируются в методическое мастерство учителя иностранного языка. Очевидно, можно более точно определить и классифицировать эти умения, но сути дела это не меняет: представленное понимание методического мастерства требует специальной целенаправленной работы по его формированию.
Конечно, качество труда — это в конечном счете качество души человека. Но прав В. Н. Сорока-Росинский, заметивший, что каждый педагог не матрац, набитый добродетелями. Однако есть качества непреложные для учителя. Это любовь к детям, профессиональный интерес, самоотверженность, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и главное — оптимизм. Оптимизм для учителя — это его “гражданская позиция”.
Критерии успешности учителя
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой нет. Так что же нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.
Результатами работы любого учителя являются:
знания, умения и навыки;
воспитанность;
здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим необходимо понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы:
1) педагогические;
2) психологические;
3) личностные.
.
Педагогические критерии успешности учителя
О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому
Первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Это:
учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);
учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).
Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:
1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);
2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Шестой критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Успешность учения зависит от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.
Первый критерий – интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.
Что интересует моих учеников? Думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?
Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.
Второй критерий – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?
Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета. Нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
Третий критерий – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.
Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей ученика.
Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
как на уроке создана установка быть внимательным;
как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
как организована смена видов деятельности на уроке;
как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
как организована активность учащихся на уроке;
как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).
Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.
Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:
1) быстро запоминающие и медленно забывающие;
2) быстро запоминающие и быстро забывающие;
3) медленно запоминающие и медленно забывающие;
4) медленно запоминающие и быстро забывающие.
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?
Профессионально-личностные критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.
Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.
Из многочисленных существующих диагностических методик я выделила такие качества личности учителя, которые, на мой взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).
Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).
Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать все в шутку.
Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М. Лизинский).
Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств
Условия успешной профессиональной деятельности учителя
-
Высокая педагогическая культура –
1. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Показатели педагогической культуры:
– состояние и качество образования;
– уровень образованности в обществе;
– культура организации образования в конкретной школе;
– мастерство отдельного педагога.
Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.
Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.
Имидж педагога
Имидж (от англ. imag – образ, вид):
1) внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление,
мнение, отношение других;
2) совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой,
предрассудками, традицией и т. д. объекту, с целью вызвать определенные реакции по
отношению к нему.
В 90-е годы сформирована в России новая отрасль – имиджеология как наука о технологии личного обаяния.
Имидж – некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода самопрезентации для других. (И. Нефедова, Е. Власов.)
Имидж – облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В. М. Шепель.)
Значения имиджа:
– предмет любимый, потому что нравится преподаватель;
– из двух способов воздействия: «убеждать» и «нравиться» – наиболее эффективен
второй.
Ядро имиджа – личностные качества:
– природные;
– профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).
Школе нужна яркая личность или хороший профессионал?
(Результаты опроса учащихся по ранжированию значимых качеств учителя.)
Личностный имидж – база, профессиональный – надстройка.
На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: «Он мне нравится», «Она очень мила» и т. д. А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4 минут.
Говоря об имидже, необходимо сказать и о цветах, которые педагог использует в одежде
Красный цвет поднимает настроение, улучшает работоспособность, увеличивает энергетику. Это доминирующий энергичный цвет, который может подавлять человека и его окружение.. Поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией.
Оранжевый – «горячий», вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи.
Желтый – яркий, привлекающий к себе внимания, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия.
Зеленый цвет является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации.
Серый – спокойный цвет, он совершенно не привлекает
к себе внимания и выгодно оттеняет вашу внешность.
Синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность.
Фиолетовый – считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть.
Черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику.
Белый цвет отбрасывает блики и зрительно увеличивает пространство и вещи, поэтому вызывает утомление и усталость.
7. Современный учитель иностранного языка
Каков же идеальный тип учителя современности и ближайшего будущего? Это - самостоятельный человек, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться всему новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все перечисленные свойства и качества универсальны и необходимы в принципе любому человеку в любой профессиональной деятельности.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Поэтому подходы в современном обучении сосредотачиваются на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Учитель иностранного языка помимо владения иностранным языком на достаточно высоком практическом и теоретическом уровне должен быть самостоятельным в выборе модели обучения; также он должен быть творческим в плане выработки стратегии обучения, определении содержания обучения; осведомленным и хорошо ориентирующимся в существующей учебной и методической литературе по специальности. В профессиональной деятельности учителю иностранного языка необходима еще и гибкость в использовании разных методических приемов с учетом условий обучения, целей и задач урока, психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Учитель должен быть готов повышать свой профессиональный уровень, любить детей, стремиться к самосовершенствованию и самообразовываться. Учитель, прежде всего сам должен быть личностью, обладать искусством владения голосом и формами речевого этикета.
Профессиональные качества учителя иностранного языка можно подразделить на три группы:
знание преподаваемого языка и культуры народа;
методические знания и умения учителя;
педагогические знания и умения учителя.
Предметные качества
Практическое владение языком – основа предметных качеств. Оно предполагает умение выражать мысли в устной и письменной форме, читать с полным пониманием художественную и публицистическую литературу в подлиннике, понимать произнесенную в нормальном темпе речь на слух. Учителю необходимо владеть правильным произношением, интонацией, иметь достаточно широкий запас слов и выражений, владеть нормами грамматики. Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию преподавателя. Учителю иностранного языка необходимо иметь знания в области общего языкознания, теории преподаваемого языка и теории родного языка учащихся. К предметным качествам относятся и знание культуры страны преподаваемого языка – географии, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, фольклора, обычаев. Все это – основа социокультурной компетенции учителя.
Методические качества
Учитель должен разбираться в вопросах методики обучения иностранным языкам, чтобы быть в состоянии понять и оценить методическую концепцию учебника, по которому преподает (или уметь выбрать из нескольких учебников наиболее подходящий для своих условий). Главное – уяснить себе цели обучения иностранному языку в средней школе, понять их видоизменения по ступеням обучения.
Методические качества тесно связаны с предметными качествами. Практическое владение языком позволит, при соблюдении методических норм, успешно обучать детей устной речи, чтению, аудированию, письму, правильно подбирать аудиоматериалы и книжки для чтения. Знание теории иностранного и родного языков позволит прогнозировать затруднения учащихся, подобрать им нужные упражнения. Использование страноведческих знаний поможет обеспечить социокультурный аспект обучения, разбудить и поддержать интерес учащихся к изучаемому языку.
Педагогические качества
Ни предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах. Они включают знание возрастной психологии, умение дифференцированно подойти к учащимся, найти сильные и слабые стороны каждого ученика и помочь ему в преодолении трудностей изучения иностранного языка. Индивидуальный подход и педагогический такт особенно важны при оценке успехов учащихся и их усилий.
Важной составляющей процесса обучения является общение учителя с учащимися. Особенно это значимо на уроках иностранного языка, так как мы обучаем коммуникативной деятельности. Надо стремиться к тому, чтобы атмосфера в классе была непринужденной, такой, которая вызывает желание высказаться. Помимо методических средств (создание адекватных ситуаций, организации работы в парах) этому в немалой степени способствует контактность самого учителя, его уважение к личности каждого ученика.
Педагогическая группа качеств включает и любовь к детям, заинтересованность в развитии личности каждого из них, умение укрепить в детях чувство собственного достоинства. Учитель должен обладать и способностью к творческой деятельности. Без этого невозможно разработать и осуществить замысел цепочки уроков, учитывающий разнообразные условия, найти новые приемы.
Педагогические качества помогают учителю правильно организовать процесс обучения, они необходимы и для завоевания авторитета у учащихся. Без уважения со стороны учащихся никакое воспитательное воздействие на них невозможно, отсюда можно сделать вывод, что немыслимо и полноценное общение.
Иными словами, кредо современного учителя заложено в простых истинах и составляет концепцию всего учительского труда, его общественную пользу и значимость.
Кредо учителя иностранного языка:
– Я знаю, чему надо учить.
– Я знаю, как научить.
– Я понимаю, что эти знания нужны людям.
– Я вижу, что люди благодарны мне за работу.
– Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
Д.Ушинский «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что ты преподаешь и тех, кому ты преподаешь»