Статья на тему «Современные требования к профессиональной компетенции учителя начальных классов»
БЕЛЕЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА
ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ РСО-АЛАНИЯ
СТАЖ 34 ГОДА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Китайские мудрецы говорят : Не дай Вам Бог жить во время перемен.
Именно в такое время перемен в образовании , живём мы с вами и наши ученики. Время перемен - это время новых возможностей. Так вот, какие бы перемены не происходили в образовании: новые стандарты, мониторинги, ВПР, учителя начальных классов первые на « своей шкуре» если можно так сказать почувствовали эти новшества.
Проведение уроков по ФГОС с совершенно другой структурой и этапами, составление рабочих программ, а затем календарное планирование с учетом сокращения часов ,но не программы ,технологические карты уроков с описанием всех УУД на каждом этапе урока.. Всё это мы, как говорится, «пропустили через себя». Начинали трудно, доходили до всего сами, потому что и подсмотреть тогда было ещё негде, да и курсы ничем практически помочь не могли, кроме общих фраз .
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю. Он должен осознавать значение своего профессионального труда и быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.
Мы должны быть не трансляторами знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что мы должны быть активными пользователями информационных технологий.
Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.
Готовясь к педсовету, проработав целую кучу литературы по данному вопросу, я выделила для себя пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов, хотя в разных источниках эти критерии интерпретируются по разному и количество их тоже варьируется.
Общекультурный критерий.
Общепрофессиональный критерий.
Коммуникативный критерий.
Личностный критерий.
Критерий саморазвития и самообразования.
Общекультурный критерий включает в себя
общая образованность и широта кругозора;
информированность в области профессионально-педагогических новинок;
культура речи учителя.
Общепрофессиональный критерий (важно!!!)
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
владение содержанием учебных дисциплин;
владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
Коммуникативный критерий
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Часто учитель начальных классов вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
Можно выделить два показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по данному критерию:
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
доброжелательный и конструктивный стиль общения.
Личностный критерий
профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность своему делу.
наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.(чего нам и не хватает)
Критерий саморазвития и самообразования
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
самокритичность, требовательность к себе;
потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
исследовательский стиль деятельности
«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детского коллектива и перспектив его развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:
умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные дыры";
уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
уметь организовать понятийную работу детей.
Помимо этого мы должны:
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты
- уметь проводить педагогический мониторинг
- владеть ИКТ Также учитель начальных классов должен использовать электронные приложения и интернет ресурсы.
-знать особенности работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии
- разрабатывать и составлять технологическую карту урока(КОТОРАЯ ОТНИМАЕТ УЙМУ ВРЕМЕНИ)
- быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении
- обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов
Итак, это были требования к учителю начальных классов, и все мы прекрасно понимаем, чтобы соответствовать таким требованиям, мы должны быть обеспечены всем вышеупомянутым оборудованием. А для нас счастье, если утром включился интернет и есть возможность зайти в «дневник», не говоря уже о том что онлайн приложения и интернетресурсы к сожалению, рассчитаны на более высокую скорость, чем та, которую нам предоставляют наши работодатели. Вот и приходится всё скачивать дома на носители, чтобы провести урок по всем требованиям стандарта. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая, конкретная ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить творческий уровень учителя, уровень его компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличивать объём требований к учителю, количество отчётов и бумаг, но и создать ему такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию, творческой активности самого педагога. Т.е. дать нам заниматься непосредственно нашими прямыми обязанностями, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.