Статья на тему «Современные требования к профессиональной компетенции учителя начальных классов»

1
0
Материал опубликован 19 February 2020

t1582129242aa.gif


 


 


 


 

БЕЛЕЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ РСО-АЛАНИЯ

СТАЖ 34 ГОДА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Китайские мудрецы говорят :  Не дай Вам Бог жить во время перемен.

 Именно в такое время перемен в образовании , живём мы с вами и наши ученики. Время перемен - это время новых возможностей. Так вот, какие бы перемены не происходили  в образовании: новые стандарты, мониторинги, ВПР, учителя начальных классов первые на « своей шкуре» если можно так сказать почувствовали эти новшества.

Проведение уроков по ФГОС с совершенно другой структурой и этапами, составление рабочих программ, а затем календарное планирование с учетом сокращения часов ,но не программы ,технологические карты уроков с описанием всех УУД на каждом этапе урока.. Всё это мы, как говорится, «пропустили через себя».  Начинали трудно, доходили до всего сами, потому что и подсмотреть тогда было ещё негде, да и курсы ничем практически помочь не могли, кроме общих фраз .

 Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю. Он должен осознавать значение своего профессионального труда и быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.

Мы должны быть не трансляторами знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что мы должны быть активными пользователями информационных технологий.

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

Готовясь к педсовету, проработав целую кучу литературы по данному вопросу, я выделила для себя пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов, хотя в разных источниках эти критерии интерпретируются по разному и количество их тоже варьируется.

Общекультурный критерий.

Общепрофессиональный критерий.

Коммуникативный критерий.

Личностный критерий.

Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий включает в себя

 

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области профессионально-педагогических новинок;

культура речи учителя.

Общепрофессиональный критерий (важно!!!)

 

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Коммуникативный критерий

 

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Часто учитель начальных классов вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить два показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по данному критерию:

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Личностный критерий

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность своему делу.

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.(чего нам и не хватает)

 

Критерий саморазвития и самообразования

 

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детского коллектива и перспектив его развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:

умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные дыры";

уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

уметь организовать понятийную работу детей.

 

Помимо этого мы должны:  

- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты

- уметь проводить педагогический мониторинг

- владеть ИКТ Также  учитель начальных классов должен использовать электронные приложения и интернет ресурсы.

-знать особенности работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии

- разрабатывать и составлять технологическую карту урока(КОТОРАЯ ОТНИМАЕТ УЙМУ ВРЕМЕНИ)

- быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении

- обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов

Итак, это были требования к учителю начальных классов, и все мы прекрасно понимаем, чтобы соответствовать таким требованиям, мы должны быть обеспечены всем вышеупомянутым оборудованием. А для нас счастье, если   утром включился интернет и есть возможность зайти в «дневник», не говоря уже о том что онлайн приложения и интернетресурсы к сожалению, рассчитаны на более высокую скорость, чем та, которую нам предоставляют наши работодатели. Вот и приходится всё скачивать дома на носители, чтобы провести урок по всем требованиям стандарта.    Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая, конкретная ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить  творческий уровень учителя, уровень  его компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличивать объём требований к учителю, количество отчётов и бумаг, но и создать ему  такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию, творческой активности самого педагога. Т.е. дать нам заниматься непосредственно нашими прямыми обязанностями, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.