Оценивание планируемых результатов в деятельности школьного пресс-центра «На школьной волне»

3
0
Материал опубликован 18 February 2020

Оценивание планируемых результатов в деятельности

школьного пресс-центра «На школьной волне»


Боровская И.И., учитель русского языка и литературы,

МОУ «Красночикойская СОШ № 2»,

с. Красный Чикой

e-mail: yagoda_08@mail.ru


В настоящее время многие предприятия выпускают свою газету, каждый муниципальный район выпускает свою газету, да и почти в каждой школе есть свое печатное издание.

Я являюсь куратором школьного пресс-центра третий год, и на мой взгляд, детская печатная пресса является одним из самых интересных и продуктивных форм социально-творческого развития детей. Школьный пресс-центр создает особые условия для активного включения детей в окружающую их социальную среду, ведь участники данного объединения находятся в постоянном поиске новых идей, мыслей, решений, то есть они постоянно организовывают свою деятельность. А любая деятельность, мы знаем, является средством достижения предметных, личностных и метапредметных результатов.

В нашем образовательном учреждении школьный пресс-центр осуществляет свою работу с октября 2004 года. За 15 лет работы многое менялось: название газеты, рубрики, внешний вид. Неизменными остаются цели данного объединения:

- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;

- самоопределение обучающихся в профильной ориентации и стимулирование их активности в поисках профессии;

- изучение основ журналистского мастерства.

Перспективная цель - подготовка обучающихся к возможному выбору журналистики в качестве будущей профессии.

Проследить степень достижения поставленных целей мы можем посредством оценки (фиксации) результатов деятельности учеников – участников школьного пресс-центра.

Цель данной работы - показать, какие планируемые результаты, заявленные во ФГОС, мы можем оценить и с помощью каких средств на кружке «Школьный пресс-центр».

Предметные достижения

Основными планируемыми предметными результатами в рамках деятельности школьного пресс-центра выступают:

- умение использовать знания основных жанров периодической печати для создания и редактирования письменных текстов с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- умение работать с разными информационными источниками;

- владение навыками информационной переработки прочитанного материала.

Так как деятельность школьного пресс-центра тесно связана с такими учебными предметами, как русский язык и литература, то для оценивания (фиксирования) данных предметных умений, в частности умения использовать знания основных жанров периодической печати для создания и редактирования письменных текстов с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, за основу мною принимаются критерии, используемые для оценки письменных работ на русском языке и литературе. Являясь учителем русского языка и литературы, в работах своих учеников я могу проследить, насколько глубоко раскрыта тема, верно ли сформулирован тезис, соблюдение единства стиля работы, соответствие работы выбранному жанру, соблюдение речевой и орфографической грамотности.

Работая с некоторыми ребятами третий год, я могу проследить (зафиксировать) положительную динамику в достижении ими предметных результатов данного курса в области умения использовать знания основных жанров периодической печати для создания и редактирования письменных текстов с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета: если в первый год работы до момента выхода материала в печать необходимо было провести как минимум 4-5 редактур текста, то сейчас достаточно 1-2, а в некоторых случаях материал не требует доработки.

Возможность зафиксировать умение ребенка работать с разными информационными источниками представляется в процессе выполнения им творческого задания. В некоторых случаях, чтобы написать качественную работу, не достаточно использования одного информационного источника (чаще - сети Интернет), необходимо поработать со словарями, справочниками, другими печатными изданиями. Когда же работа ученика будет готова к выходу в печать, можно будет оценить, насколько он владеет навыками информационной переработки прочитанного материала.

Личностные и метапредметные достижения

Оценивание личностных и метапредметных умений ученика в основном имеет вербальный характер. После выхода в печать номера газеты (периодичность издания - ежемесячно) с участниками школьного пресс-центра проводится рефлексивное занятие в формате открытой беседы на разные темы: что нового узнали, какая информация была самой интересной, самая полезная информация, с какими трудностями столкнулись и др. Учащиеся высказывают свою точку зрения, на основе которой представляется возможность зафиксировать их личностные и метапредметные достижения.

Личностные достижения

В процессе деятельности школьного пресс-центра у ученика формируются следующие основные личностные умения:

- уважение к истории своего края, культуре и традициям многонационального народа;

- способность к саморазвитию, самоорганизации;

- умение общаться с более сильной социальной позицией (учителя, родители, взрослые).

В качестве примера рассмотрим следующий практический момент. В преддверии празднования буддийского Нового года участница школьного пресс-центра Александра Самойлова получила творческое задание – взять интервью у представителя монголоязычных народов - учителя хореографии с. Красный Чикой Жаргала Доржиевича Гомбожапова - для оформления рубрики «Из первых уст». Цель интервью – рассказать читателям, как отмечают Сагаалган буддисты 21 века. Прежде, чем составить вопросы для беседы, Александре необходимо было найти информацию об истории этого праздника, изучить традиции и обычаи, для него характерные, с чем она отлично справилась. Следовательно, при работе с таким жанром журналистики, как интервью, ученику необходимо не только составить ряд вопросов, но и поработать над самообразованием, найти необходимую для интервью информацию в зависимости от того, у кого и на какую тему он будет брать интервью. Что позволяет зафиксировать его способность к саморазвитию, самоорганизации. Специфика указанного творческого задания способствует воспитанию у детей чувства уважения к истории своего края, культуре и традициям многонационального народа, а работа над данным заданием позволяет зафиксировать личностное достижение учащегося в этом направлении. После выхода в печать данного интервью на рефлексивной встрече Александра сказала, что при выполнении этой творческой работы она испытывала неуверенность и страх перед самой беседой с учителем, но получила личностную удовлетворенность, когда работа была сделана. Это, в свою очередь, позволяет зафиксировать достижение умения общаться с более сильной социальной позицией (учителя, родители, взрослые).

Метапредметные достижения

Регулятивные:

- уметь планировать деятельность, время, ресурсы;

- учиться обнаруживать и формулировать проблему, ставить новые задачи.

Ребята, участвующие в работе школьного пресс-центра, занимаются и в других кружках. Их будни насыщены разными делами, поэтому на планерке в начале месяца мы обсуждаем число выхода номера, принимая во внимание праздники, выходные, каникулы, и определяем конкретный день, к которому работа должна быть полностью готова. На рефлексии данные моменты мы также проговариваем. В ходе беседы оценивается уровень достижения представленных результатов.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий и добывать новые знания (информацию) из различных источников.

- совершенствовать умения передачи, обработки, хранения информации.

Уровень освоения данного умения оценивается в процессе подготовки творческого задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Представленные коммуникативные умения, формируемые как на занятиях школьного пресс-центра, так и в процессе любой другой урочной и внеурочной деятельности, являются, на мой взгляд, одними из самых важных при подготовке ученика к взрослой жизни. Данные умения, несомненно, формируются и в процессе занятий журналистикой, и оценить их мы можем как на рефлексивных встречах, так и с помощью критериев, используемых для оценки устных и письменных ответов на русском языке и литературе.

Оценить уровень достижения планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных) мы можем и посредством достижений школьника, представленных в его портфолио. Ребята – участники школьного пресс-центра неоднократно отправляли свои работы для участия в конкурсах Российского Движения Школьников (Рифмы, Медиашкола РДШ), в краевом конкурсе «Проба пера», работы участников пресс-центра печатались в районной газете «Знамя труда». А работы наших юных школьных писателей и поэтов объединены в «Школьном сборнике стихов», ведь они выступают в роли внештатных корреспондентов школьного пресс-центра, и их достижения мы также должны фиксировать.

Таким образом, оценивание планируемых результатов в деятельности школьного пресс-центра «На школьной волне» осуществляется посредством личных наблюдений, рефлексивных бесед и на основе портфолио школьника.


Список литературы:

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ от 06.10.2009 № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645).

3. Спирина Н.А., Журналистика в школе. Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.