Оценивание планируемых результатов в деятельности школьного пресс-центра «На школьной волне»
Оценивание планируемых результатов в деятельности
школьного пресс-центра «На школьной волне»
Боровская И.И., учитель русского языка и литературы,
МОУ «Красночикойская СОШ № 2»,
с. Красный Чикой
e-mail: yagoda_08@mail.ru
В настоящее время многие предприятия выпускают свою газету, каждый муниципальный район выпускает свою газету, да и почти в каждой школе есть свое печатное издание.
Я являюсь куратором школьного пресс-центра третий год, и на мой взгляд, детская печатная пресса является одним из самых интересных и продуктивных форм социально-творческого развития детей. Школьный пресс-центр создает особые условия для активного включения детей в окружающую их социальную среду, ведь участники данного объединения находятся в постоянном поиске новых идей, мыслей, решений, то есть они постоянно организовывают свою деятельность. А любая деятельность, мы знаем, является средством достижения предметных, личностных и метапредметных результатов.
В нашем образовательном учреждении школьный пресс-центр осуществляет свою работу с октября 2004 года. За 15 лет работы многое менялось: название газеты, рубрики, внешний вид. Неизменными остаются цели данного объединения:
- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
- самоопределение обучающихся в профильной ориентации и стимулирование их активности в поисках профессии;
- изучение основ журналистского мастерства.
Перспективная цель - подготовка обучающихся к возможному выбору журналистики в качестве будущей профессии.
Проследить степень достижения поставленных целей мы можем посредством оценки (фиксации) результатов деятельности учеников – участников школьного пресс-центра.
Цель данной работы - показать, какие планируемые результаты, заявленные во ФГОС, мы можем оценить и с помощью каких средств на кружке «Школьный пресс-центр».
Предметные достижения
Основными планируемыми предметными результатами в рамках деятельности школьного пресс-центра выступают:
- умение использовать знания основных жанров периодической печати для создания и редактирования письменных текстов с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- умение работать с разными информационными источниками;
- владение навыками информационной переработки прочитанного материала.
Так как деятельность школьного пресс-центра тесно связана с такими учебными предметами, как русский язык и литература, то для оценивания (фиксирования) данных предметных умений, в частности умения использовать знания основных жанров периодической печати для создания и редактирования письменных текстов с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, за основу мною принимаются критерии, используемые для оценки письменных работ на русском языке и литературе. Являясь учителем русского языка и литературы, в работах своих учеников я могу проследить, насколько глубоко раскрыта тема, верно ли сформулирован тезис, соблюдение единства стиля работы, соответствие работы выбранному жанру, соблюдение речевой и орфографической грамотности.
Работая с некоторыми ребятами третий год, я могу проследить (зафиксировать) положительную динамику в достижении ими предметных результатов данного курса в области умения использовать знания основных жанров периодической печати для создания и редактирования письменных текстов с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета: если в первый год работы до момента выхода материала в печать необходимо было провести как минимум 4-5 редактур текста, то сейчас достаточно 1-2, а в некоторых случаях материал не требует доработки.
Возможность зафиксировать умение ребенка работать с разными информационными источниками представляется в процессе выполнения им творческого задания. В некоторых случаях, чтобы написать качественную работу, не достаточно использования одного информационного источника (чаще - сети Интернет), необходимо поработать со словарями, справочниками, другими печатными изданиями. Когда же работа ученика будет готова к выходу в печать, можно будет оценить, насколько он владеет навыками информационной переработки прочитанного материала.
Личностные и метапредметные достижения
Оценивание личностных и метапредметных умений ученика в основном имеет вербальный характер. После выхода в печать номера газеты (периодичность издания - ежемесячно) с участниками школьного пресс-центра проводится рефлексивное занятие в формате открытой беседы на разные темы: что нового узнали, какая информация была самой интересной, самая полезная информация, с какими трудностями столкнулись и др. Учащиеся высказывают свою точку зрения, на основе которой представляется возможность зафиксировать их личностные и метапредметные достижения.
Личностные достижения
В процессе деятельности школьного пресс-центра у ученика формируются следующие основные личностные умения:
- уважение к истории своего края, культуре и традициям многонационального народа;
- способность к саморазвитию, самоорганизации;
- умение общаться с более сильной социальной позицией (учителя, родители, взрослые).
В качестве примера рассмотрим следующий практический момент. В преддверии празднования буддийского Нового года участница школьного пресс-центра Александра Самойлова получила творческое задание – взять интервью у представителя монголоязычных народов - учителя хореографии с. Красный Чикой Жаргала Доржиевича Гомбожапова - для оформления рубрики «Из первых уст». Цель интервью – рассказать читателям, как отмечают Сагаалган буддисты 21 века. Прежде, чем составить вопросы для беседы, Александре необходимо было найти информацию об истории этого праздника, изучить традиции и обычаи, для него характерные, с чем она отлично справилась. Следовательно, при работе с таким жанром журналистики, как интервью, ученику необходимо не только составить ряд вопросов, но и поработать над самообразованием, найти необходимую для интервью информацию в зависимости от того, у кого и на какую тему он будет брать интервью. Что позволяет зафиксировать его способность к саморазвитию, самоорганизации. Специфика указанного творческого задания способствует воспитанию у детей чувства уважения к истории своего края, культуре и традициям многонационального народа, а работа над данным заданием позволяет зафиксировать личностное достижение учащегося в этом направлении. После выхода в печать данного интервью на рефлексивной встрече Александра сказала, что при выполнении этой творческой работы она испытывала неуверенность и страх перед самой беседой с учителем, но получила личностную удовлетворенность, когда работа была сделана. Это, в свою очередь, позволяет зафиксировать достижение умения общаться с более сильной социальной позицией (учителя, родители, взрослые).
Метапредметные достижения
Регулятивные:
- уметь планировать деятельность, время, ресурсы;
- учиться обнаруживать и формулировать проблему, ставить новые задачи.
Ребята, участвующие в работе школьного пресс-центра, занимаются и в других кружках. Их будни насыщены разными делами, поэтому на планерке в начале месяца мы обсуждаем число выхода номера, принимая во внимание праздники, выходные, каникулы, и определяем конкретный день, к которому работа должна быть полностью готова. На рефлексии данные моменты мы также проговариваем. В ходе беседы оценивается уровень достижения представленных результатов.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий и добывать новые знания (информацию) из различных источников.
- совершенствовать умения передачи, обработки, хранения информации.
Уровень освоения данного умения оценивается в процессе подготовки творческого задания.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Представленные коммуникативные умения, формируемые как на занятиях школьного пресс-центра, так и в процессе любой другой урочной и внеурочной деятельности, являются, на мой взгляд, одними из самых важных при подготовке ученика к взрослой жизни. Данные умения, несомненно, формируются и в процессе занятий журналистикой, и оценить их мы можем как на рефлексивных встречах, так и с помощью критериев, используемых для оценки устных и письменных ответов на русском языке и литературе.
Оценить уровень достижения планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных) мы можем и посредством достижений школьника, представленных в его портфолио. Ребята – участники школьного пресс-центра неоднократно отправляли свои работы для участия в конкурсах Российского Движения Школьников (Рифмы, Медиашкола РДШ), в краевом конкурсе «Проба пера», работы участников пресс-центра печатались в районной газете «Знамя труда». А работы наших юных школьных писателей и поэтов объединены в «Школьном сборнике стихов», ведь они выступают в роли внештатных корреспондентов школьного пресс-центра, и их достижения мы также должны фиксировать.
Таким образом, оценивание планируемых результатов в деятельности школьного пресс-центра «На школьной волне» осуществляется посредством личных наблюдений, рефлексивных бесед и на основе портфолио школьника.
Список литературы:
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ от 06.10.2009 № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645).
3. Спирина Н.А., Журналистика в школе. Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.