АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Для исследования уровня школьной мотивации применен опросник Н. Лускановой, цель которого - выявить отношение обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
А для диагностики структуры учебной мотивации школьника применена методика М. Матюхиной, позволяющая выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере обучающихся.
Результаты уровня школьной мотивации по опроснику Н. Лускановой
Уровень |
Описание уровня |
Количество уч-ся |
% |
||
2016-2017 |
2017-2018 |
2016-2017 |
2017-2018 |
||
Уровень I (25-30) |
Высокий уровень школьной мотивации |
3 |
4 |
25% |
33,3% |
Уровень II (20-24) |
Хорошая школьная мотивация |
5 |
7 |
42% |
58,3% |
Уровень III (15-19) |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью |
3 |
1 |
25% |
8,3% |
Уровень IV (10-14) |
Низкая школьная мотивация |
1 |
0 |
8,0% |
0,0% |
Уровень V (ниже 10) |
Негативное отношение к школе |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
Статистический анализ полученных данных показал, что
33,3% (4) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
58,3% (7) – хорошую школьную мотивацию. Данная группа детей успешно справляется с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Данный уровень мотивации является средней нормой.
8,3% (1) - положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Сравнительная характеристика за 2016-2017 учебный год и 2017-2018 учебный год показываетположительную динамику в развитии степени школьной мотивации
у 33,3% (4) – повысился (у 8% (1) с II на I уровень, у 17% (2) с III на II, у 8% (1) с IV на III);
у 67% (8) учащихся уровень учебной мотивации остался на том же уровне (25% (3) – I уровень, 42% (5) – II уровень).
В целом можно отметить, что у 91,7% (11) учащихся наблюдается преобладание внутренней школьной мотивации над внешней. Учащиеся положительно настроены по отношению к учению, чувствуют себя эмоционально комфортно в школе, ими принята роль ученика, присуща высокая учебная активность и устойчивые познавательные интересы.
Результаты диагностики структуры учебной мотивации, выявления ведущих, преобладающих мотивов в мотивационной сфере детей
по методике М. Матюхиной.
Соответствие конкретного мотива определенной доле детей
|
Мотивы |
Доля детей |
Доля детей |
2016-2017 |
2017-2018 |
||
1 |
Долга - ответственности |
0,08 |
0,25 |
2 |
Самоопределения - самосовершенствования |
0,17 |
0,50 |
3 |
Благополучия |
0,08 |
0,17 |
4 |
Аффилиации |
0,08 |
0,25 |
5 |
Престижа |
0,17 |
0,00 |
6 |
Избегания неудач |
0,17 |
0,08 |
7 |
Содержания учения |
0,00 |
0,25 |
8 |
Процесса учения |
0,08 |
0,08 |
9 |
Коммуникации |
0,00 |
0,00 |
10 |
Творческой самореализации |
0,00 |
0,17 |
11 |
Достижения успеха |
0,75 |
0,83 |
Среди мотивов лидирует мотив «Достижение успеха» - доля обучающихся составляет 0,83 (83%), затем мотивы «Самоопределения-самосовершенствования» - 0,50 (50%), «Долг и ответственность», «Аффилиация», «Содержания учения» - 0,25 (25%), «Благополучия», «Творческой самореализации» - 0,17 (17%).
Мотивы «Престижа», «Коммуникации» в ответах обучающихся имеют нулевую долю.
Сравнительная характеристика за 2016-2017 учебный год и 2017-2018 учебный год показывает положительную динамику в развитии учебной мотивации школьников по следующим мотивам учения. На
0,33(33,3% - 4 ученика) возросла доля обучающихся по мотиву «Самоопределения - самосовершенствования», что свидетельствует о формировании осознанного отношения детей к планированию дальнейшей учебной траектории;
0,25 (25% - 3) увеличилась доля детей по мотиву «Содержание учения», что говорит о выраженном желании детей к получению новых знаний;
0,17 (17% - 2) повысилась доля обучающихся по мотивам «Долг-ответственность», «Творческая самореализация», «Аффилиация», что подтверждает развитие нестандартного мышления, любознательности, познание нового, желание хорошо учиться, самоутвердиться в обществе других, быть успешным;
0,09 (9% - 1) выросла доля детей по мотивам «Благополучие» и «Достижение успеха», что показывает осознание детей потребности в создании доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми для личностного саморазвития, достижения желаемого результата, благополучия.
В целом можно отметить, что 83% (10) учащихся осознают функцию ученика, стремятся быть активными участниками учебного процесса, самостоятельными, успешными.