Выступление «Оценивание работы учащихся в парах и группах»
Пояснительная записка к презентации
учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации
об ученике с целью улучшения качества образования.
ОЦЕНКА – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию,
качественная информация обратной связи. Я: Специфика работы в парах и группах
Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый отдельный ученик, а несколько человек сразу. Для учителя этот процесс сложен тем, что при его организации необходимо учитывать специфику каждого класса и не ждать, что в классе будет тихо. Дисциплина на таких уроках весьма относительна. Далеко не на каждом можно предмете организовать работу в группах, далеко не каждую тему можно уместить в рамки самостоятельного изучения в парах или группах, далеко не на каждом уроке такая работа целесообразна. Кроме того, одной из особенностей групповой работы на уроке является специфика оценивания этой работы, когда, например, групповая оценка во многом зависит от учащегося, который будет озвучивать итоги этой работы, т.е. выступать перед классом.
5 слайд : Наибольшую трудность представляет оценивание в группе.Как оценивать достижения учащихся при использовании групповой формы работы? 6 слайд: Целесообразность оценивания работы в парах и группах
Приступая к планированию работы в парах или группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся.
Во-первых, нужно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы учащихся просто необходимо.
7 слайд: Оценивание работы в парах при изучении нового материалаПри изучении нового материала оценивание работы в парах может осуществляться следующим образом:
Устная взаимооценка при помощи вопроса по теме партнёра. (Например: каждый из участников пары изучал свой фрагмент нового материала, затем объяснял его своему соседу. Взаимооценка: каждый участник отвечает на вопрос, относящийся не к тому фрагменту, который он изучал самостоятельно, а к тому, что он прослушал.)
Устная взаимооценка по критериям.
При изучении нового материала оценивание работы в группах может осуществляться следующим образом:
Взаимооценка деятельности по критериям
Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев
Оценивание и взаимооценивание внутри группы при помощи таблицы критериев
Взаимооценивание чужих работ по критериям или образцу
Оценивание учителем работы каждой группы по таблице критериев
Оценивание учителем нестандартной работы по стандартной шкале (например, если итог работы в группах – выполнение какого-либо письменного задания).
потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление
обратной связи. 11 слайд: Сложности оценивания работы в парах и группах
Несомненно, основная сложность будет заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда вы знаете, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. Ещё одна сложность заключается в том, что при взаимооценивании проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку.
Эти проблемы каждый учитель должен решить для себя. Например, формировать группы можно с учётом слабых учеников, объединив их в одну группу, но тогда задания этой группе можно давать более лёгкие, чтобы ориентация на успех оставалась. При взаимооценивании нужно не ставить оценки, а ставить плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов. Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
12 слайд:Решить эти проблемы нам поможет критериальное оценивание Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. 13 слайд: Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя):
№ гр. |
Правильность изложения материала |
Логика изложения материала, чёткость |
Культура изложения материала |
Дополнения других групп |
Поведение в группе, умение сотрудничать |
I |
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
-
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
В целом, необходимо отметить, что каждый учитель имеет возможность самостоятельно устанавливать критерии, причём не только для работы в группах вообще, а на каждую отдельно взятую тему, в зависимости от целей и задач урока и конкретной групповой работы.
15 слайд: Оценивание работы групп имеет несколько направлений:
– оценка деятельности каждой группы учителем;
– оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
– самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем
и учащимися.
16 слайд: Представляем вашему вниманию
Алгоритм группового оценивания:
1. разработка критериев совместно с учениками
2.составление критериальной таблицы
3.проведение текущего оценивания учителем и учениками с помощью условных знаков
+соответствует критерию
-не соответствует критерию
4.ученики совместно с учителем просматривают критерии и вносят дополнения
подсчет баллов и общее оценивание
обсуждение результатов
17 слайд:
ЭТО ВАЖНО!
При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала
этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать
индивидуальные учебные достижения ученика.
18 слайд:
«Ученики должны уметь
сами оценивать свои знания».
П. Блэк и Д. Уильям
Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных
и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.
19 слайд:
Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем:
дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться
в процессе учения, и понятные критерии оценки.
20 слайд:
Преимущества данного вида оценивания в группе:
1. Если оценивание ведется на протяжении всего урока, то ничто не останется незамеченным и не будет забыто к концу урока при выставлении оценок
2. Наглядность оценивания позволяет регулировать свои достижения
3.Весь процесс «прозрачен» для учеников, поэтому они не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания
4.Стимулирует учеников узнавать как можно больше по изучаемой теме
«Оценивание работы учащихся в парах и группах»
PPTX / 387.6 Кб