Выступление «Взаимооценка как приём критериального оценивания на уроках русского языка и литературы»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Приемы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС (взаимооценка)
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что четко обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что четко обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». В новом Стандарте прописаны три вида оценивания стартовое текущее итоговое
Взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен:
иметь представление о цели учебной деятельности; иметь представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; представлять способы достижения поставленных целей, решения задач; планировать свою деятельность, предвидеть ее результат;
Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются: -оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать других; -краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания; -развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу; ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать рецензию ответа по заданному алгоритму.
Определите: • излагается ли материал последовательно; • достаточно ли полным был ответ; • доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод; • какие были допущены ошибки при ответе; • была ли грамотной и выразительной речь отвечающего. Определите: • излагается ли материал последовательно; • достаточно ли полным был ответ; • доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод; • какие были допущены ошибки при ответе; • была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.
-Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал. -Дайте общую оценку ответу. Значение рецензии и её задачи. Аргументация выставленной отметки: «Ученик должен всегда знать свои ошибки и успехи, так быстрее будет происходить контакт (взаимопонимание)»; «Каждому учащемуся приятно понимать (!), почему ему поставили именно эту отметку и какие недочёты были»; «Рецензии помогают ученикам объективно оценить результаты работы других». -Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал. -Дайте общую оценку ответу. Значение рецензии и её задачи. Аргументация выставленной отметки: «Ученик должен всегда знать свои ошибки и успехи, так быстрее будет происходить контакт (взаимопонимание)»; «Каждому учащемуся приятно понимать (!), почему ему поставили именно эту отметку и какие недочёты были»; «Рецензии помогают ученикам объективно оценить результаты работы других».
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний и знаний других, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть, выявив у других. Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний и знаний других, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть, выявив у других. Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Приведу примеры приёмов взаимооценки, которые применяю на уроках русского языка и литературы.
Орфографический диктант
Взаимопроверка
Критерии
1.Индивидуальное задание «Создание афиши театральной постановки по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5класс). Использовала прием взаимооценки. Учащимися были предложены следующие критерии и баллы: 1.Индивидуальное задание «Создание афиши театральной постановки по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5класс). Использовала прием взаимооценки. Учащимися были предложены следующие критерии и баллы: 1.Яркость, красочность изображения-3 балла. 2.Правильное оформление афиши-4 балла. 3.Творческий подход-5 баллов.
2.На уроке литературы в форме суда над барыней по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс) учащиеся выступали в определенных ролях (адвокаты, судья, прокуроры, обвиняемая, свидетели). Свою деятельность учащиеся оценивали по следующим критериям: 2.На уроке литературы в форме суда над барыней по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс) учащиеся выступали в определенных ролях (адвокаты, судья, прокуроры, обвиняемая, свидетели). Свою деятельность учащиеся оценивали по следующим критериям: 1.Содержание выступления-5 баллов. 2.Убедительность (доказательность)-5 баллов. 3.Умение публично выступать-5 баллов.
3.Выполнение домашнего задания по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс): Ставилась самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Обучающимися были предложены следующие критерии при оценке данной работы: 3.Выполнение домашнего задания по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс): Ставилась самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Обучающимися были предложены следующие критерии при оценке данной работы: 1.Соответствие заданию-5 баллов. 2.Эстетичность-5 баллов. 3.Глубина содержания-5 баллов.
4.Создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям: 4.Создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям: 1.Эстетичность оформления-5 баллов. 2.Соответствие цитатного материала и иллюстративного-5 баллов. 3.Количество слайдов-5 баллов.
Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности и конкретики. Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности и конкретики. Подводя итог, необходимо отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, но в рамках реализации ФГОС оценивание действительно становится необходимым элементом обеспечения качества образования.
Похожие публикации