Современные формы и методы оценивания достижений учащихся
Современные формы и методы контроля
достижений учащихся
И.В. Варнавская,
учитель иностранных языков
МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай
Саратовской области
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра…
Джон Дъю
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
Что же такое отметка (оценка)?
«Отме́тка (оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом». (6)
« Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятор его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося». (6)
Заглянем в историю нашего образования. Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России еще в начале XIX века.
Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.).
Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре — когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока.
Очень важно! Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.
Несмотря на многочисленные попытки реформирования этой системы, из которых наиболее значительная была предпринята при Луначарском, эта система сохранилась и в СССР.
В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся" (2) (то есть любой, кроме выпускного тестирования). В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки, чем выше — тем больше цифра (пятибалльная система, унаследованная от СССР).
Конкретные требования к выставлению отметок могут быть закреплены «Положением о нормах оценок по предметам», которое принимается на уровне учебного заведения и может содержать как общие критерии оценивания, так и конкретные количественные показатели работы или устного ответа, за которые выставляется та или иная отметка.
По предмету «Иностранные языки» тоже разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов речевой деятельности.
В основе действующей внешней системы оценивания достижений обучающихся по иностранному языку (ЕГЭ) положены «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», содержащие положения современного подхода к обучению неродным языком на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В этом документе дано также описание системы уровней владения изучаемыми языками и инструментария, позволяющего человеку определить эти уровни.
Данная система уровней составляет основу ФГОС второго поколения, которые определяют уровень владения иностранным языком учащимися по окончании основной школы как «допороговый (базовый уровень) - уровень А2 в терминах Совета Европы, для выпускника непрофильного класса средней общеобразовательной школы – пороговый (повышенный уровень) - В1, а выпускника профильного класса – выше порогового (высокий уровень) - В2». (4)
Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.
На практике получается, что мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся, а ЕГЭ определяет уровень владения языком в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно, с некоторыми погрешностями.
В этой статье я хочу поделиться своими мыслями и опытом по вопросу, какими формами, методами, инструментарием мы пользуемся для оценивания достижений учащихся в данный, по сути, переходный момент, когда действует «старая» пятибалльная система оценок и активно вводится «новая», можно назвать ее «тестово-балльная».
ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.
В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)» (1)
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения». (5)
Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: чтение, составление вопросов, перевод, знание лексики, правила, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;
- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;
- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- за выполнение письменных заданий в тетрадях из секции «Homework» я выставляю среднюю оценку (за 3-4 урока);
- все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5» по языку), могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это творческое задание, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др.)
- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).
Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.
Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.
Необходимо отметить, что УМК по английскому языку М.З.Биболетовой содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради.
Учебник предусматривает текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.
Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.
Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.
Учебник (5,6,7 классы) имеет 4 больших раздела, каждый из которых содержит обычно 9 секций. Каждый «unit» (раздел) рассчитан на одну четверть. Секция рассчитана на 2-4 урока в зависимости от количества и трудности материала. Каждой новой теме, которая изучается в разделе, соответствует упражнение из секции №9 «Homework» («Домашнее задание»), а также в рабочей тетради. Ничего не надо изобретать, чтобы провести текущий контроль. Материала более чем достаточно.
Для проведения текущего (после прохождения двух секций из темы (раздела), промежуточного и итогового контроля даны стандартизированные тесты в учебнике и в рабочей тетради.
Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и проектов, в рабочей тетради подробно расписана схема работы над проектом.
Выполнив тест («Progress check») учащийся сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему. В учебниках, в рабочих тетрадях после каждого теста даются таблицы перевода баллов в пятибалльную систему оценок. Уже в начальной школе (учебники 2,3 классов) дети сами оценивают свои результаты.
Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения иностранного языка.
Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:
- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);
- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- экономит время учителя;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
- развивает интерес, стимулирует к изучению иностранного языка.
Есть, конечно, и недостатки:
- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;
- некоторым удается списать.
Несколько слов хочу сказать о форме внешнего контроля, которым является Единый Государственный экзамен, позволяющий на основе единой критериальной базы провести экспертизу сформированности коммуникативной компетентности выпускников.
На мой взгляд, он не учитывает психологических особенностей испытуемых. Например, время на высказывание дано 1,5 минуты. Корректно ли это? Проверяются знания языка или умение быстро ориентироваться в ситуации?
Я считаю совсем неприемлимым то, что учащийся должен говорить в микрофон. Это создает дискомфорт и неблагоприятно влияет на психологическое состояние учащихся.
Хочется отметить очень большой объем материала и заданий, только часть из которых встречается в учебниках. Я считаю, что все задания, которые есть в ЕГЭ, должны постоянно присутствовать на страницах учебников с самых первых лет обучения.
Имеет место нарушение принципа, что «все экзаменуемые должны быть в одинаковых условиях». На самом деле некоторые учащиеся спокойно приходят в соседнюю школу, в которой они бывали не один раз, и сдают экзамен, а другие (из моей практики) встают очень рано и едут 2 часа в другой район, в незнакомую школу. Уставшие после дороги, в нервном напряжении, в окружении совершенно незнакомых людей они должны проходить сложное испытание.
Перевод баллов в оценки достаточно относительный: иногда не хватает одного балла до «4» или «5». Это отрицательно влияет на психологическое состояние учащихся, которые привыкли к «пятибалльной» системе оценок и не отражает в точной мере знания и умения испытуемых.
В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но по моему мнению их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене.
Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.
Литература и электронные ресурсы
1. ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)3. Новая демоверсия ЕГЭ по немецкому языку от ФИПИ (http://www.examen.ru/add/ege/demonstracionnye-varianty-ege)
4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (https://ru.wikipedia).
5. Рейтинговая система оценки знаний учащихся (https://ru.wikipediа).
6. Словарь педагогических терминов (https://ru.wikipediа).
Школьная научно-методическая конференция педагогов
«Инновация и традиции в современном образовании»
Секция: Современные формы и методы контроля и оценивания достижений учащихся
Тема работы:
«Пути повышения эффективности и объективности оценки знаний, умений и навыков учащихся по иностранному языку»
Автор: учитель иностранных языков
МБОУ СОШ №2
Скрипалева Ирина Васильевна