Отчёт о педагогической практике обучающегося 3 курса

2
0
Материал опубликован 23 June 2020 в группе

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование



Отчет по практике


Обучающегося 3 курса


Фамилия

Имя

Отчество

Обучающийся ___________________/

подпись расшифровка подписи

Место практики

наименование профильной организации

Вид практики: производственная

Тип практики: учебно-методическая

Способ проведения практики: выездная

Форма проведения практик: непрерывная

Сроки прохождения практики с

















Содержание


Введение.........................................................................................................3

  1. Знакомство с организацией и сотрудниками образовательной организации, планированием работы..........................................................5

  2. Знакомство с нормативной и учебно-методической документацией, регламентирующей деятельность учителя начальных классов. Анализ ФГОС НОО....................................................................................................8

  3. Знакомство с профессиональным стандартом педагога, должностной инструкцией учителя начальных классов.................................................15

  4. Знакомство с основной образовательной программой школы, учебным планом, рабочими программами................................................................27

  5. Знакомство с методической работой ОУ....................................................39

  6. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.................42

    Заключение

    Список литературы

    Приложения












ВВЕДЕНИЕ

Производственная, учебно-методическая практика проходила в ______________ в период с ______ по _______.

Актуальность практики заключается в том, что данная деятельность позволяет сформировать способности осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса, реализации программ основного и дополнительного образования, а также сформировать способности проектировать образовательные программы.

1. Цели практики

- формирование специальных практических и методических умений и опыта профессиональной деятельности

- становление и развитие педагогической компетентности;

  • формирование профессиональных качеств личности будущего учителя и опыта профессиональной деятельности.


2. Задачи практики

Исследует и рассматривает цели, задачи, формы, методы, приёмы, средства обучения, воспитания и развития младших школьников в соответствии с уровнем развития общества на современном этапе и его социальным заказом.

- Вооружает будущих учителей современной теорией и практикой обучения младших школьников в процессе преподавания окружающего мира.

- Способствует широкому использованию на практике идей передового педагогического опыта.

- Формирует у будущих учителей интеллектуально-познавательные учебные действия сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль, делать выводы на основе работы с различными источниками знаний.

- Развивает у будущих педагогов специальные практические умения работать с различными средствами обучения.

- Формирует практические умения самостоятельной работы с методической литературой, умения готовить доклады, рефераты, сообщения.

- Развивает практические умения по моделированию различных типов уроков по дидактическим целям, формам организации образовательного процесса, умения их анализировать, выявлять резервы совершенствования уроков и внеклассных мероприятий.

3.Практические навыки и умения:

Уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные программы,

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

-определённые навыки работы с компьютером; находить необходимую информацию в Интернете.


Выполнить в процессе практики, следующие индивидуальные задания.

1. Знакомство с организацией и сотрудниками образовательной организации, планированием работы;

2. Знакомство с нормативной и учебно-методической документацией, регламентирующей деятельность учителя начальных классов. Анализ ФГОС НОО

3. Знакомство с профессиональным стандартом педагога, должностной инструкцией учителя начальных классов.

4. Знакомство с основной образовательной программой школы, учебным планом, рабочими программами

5. Знакомство с методической работой ОУ

6. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности

В ходе практики использованы следующие методы: анализ документов, исследование и сбор информации.






















  1. Знакомство с организацией и сотрудниками образовательной организации, планированием работы


Дата создания образовательной организации: ________________________

Учредителем и собственником имущества ___________________________

Адрес: ___________________________

Телефон: _________________________

Режим работы — пятидневный

Адрес сайта: ______________________

Организация образовательного процесса в ___________ осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий.

Лицензия № ___ от ______ года выдана _____________

Комплектование классов:

Начальное ОО Основное ОО Среднее ОО Всего

Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

классов классов классов классов

__ _ _ __


Режим образовательного процесса

НОО ООО СОО

Продолжительность учебного года

33 недели- 1 класс 34 недели 34 недели

34 - 2-4 классы

Продолжительность учебной недели

5 дней 5 дней 5 дней

Продолжительность уроков

35-45 минут 45 минут 45 минут

Продолжительность перерывов

10, 20 минут 10, 20 минут 10, 20 минут

Сменность:

1 смена 1 смена 1 смена





Структура образовательной организации

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия. В основу положена пятиуровневая структура управления.

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива утверждает план развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, Общее собрание трудового коллектива, профсоюзный орган.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных МО.

Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство. В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.

Все учителя имеют необходимую методическую литературу по своему предмету (стандарты, календарно-тематические планы, поурочные планы, разработки уроков в нетрадиционной форме, разработки внеклассных мероприятий по предмету и т.д.). Все учащиеся обеспечены учебниками и необходимыми учебными пособиями.



Планирование работы в ____________


Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления школой.

Принципы планирования:

- Коллегиальность.

- Системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом предшествующим и последующим).

- Целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления).

- Принцип системного контроля.

- Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.

- Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.

- Принцип сочетания государственных и общественных начал.

Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.










2.Знакомство с нормативной и учебно-методической документацией, регламентирующей деятельность учителя начальных классов

Нормативно-правовое обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта предполагает использование документов, разработанных на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Нормативные документы, регламентирующие работу учителя начальных классов.

Конституция Российской Федерации (ст.43).

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).

Приказ Министерства образования и науки РФ №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».

ФГОС второго поколения:

  • включает в себя требования к :

  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Рассмотрев Закон «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий, в частности, и правовую подготовку учителей начальных классов, было установлено, что в Законе отражены практически все стороны практической деятельности учителей начальных классов:

- общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;

- осуществление права на бесплатное образование;

-обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы;

- образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Федеральный базисный учебный план, индивидуальный учебный план, типовой учебный план для образовательных учреждений - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на изучение по ступеням общего образования. Анализ методических писем, рекомендаций к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения гигиенических требований в условиях обучения в начальной школе показал, что в типовом учебном плане начальной школы основной акцент делается на развитие не только познавательных способностей детей, но и на формирование прочных гигиенических навыков, обеспечение состояния здоровья учащихся. В современной начальной школе реализуются следующие направления работы, связанные с внедрением здоровье сберегающих образовательных технологий: медицинское обслуживание; физическое развитие учащихся; создание природосообразных, экологически оптимальных условий, формирование гармоничных взаимоотношений с природой, обеспечение безопасности жизнедеятельности.






















Анализ ФГОС начального общего образования


ФГОС НОО предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.

Какие нормативные документы определяет изменения в ФГОС НОО.

1.Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 26 ноября 2010 года « О внесении изменений в  федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  №373

2.Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241)

3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо от 12 мая 2011 г. N 03-296)

4. Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357)

Что представляет собой ФГОС НОО?

   Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Какие требования включает в себя ФГОС НОО?

Стандарт  включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Каков нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП  НОО)?

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.

Какой подход лежит в основе ФГОС НОО?

Системно – деятельностный.

На становление каких личностных характеристик выпускника начальной школы ориентирован ФГОС НОО?

Это характеристики, отвечающие требованиям информационного общества, инновациям экономики, задачам построения общества на основе толерантности, духовно – нравственного развития.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

 - любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Требования к каким результатам обучающихся, освоивших ООП НОО устанавливает ФГОС НОО?

Результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Что должно учитываться при итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов?

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.









3. Знакомство с профессиональным стандартом педагога, должностной инструкцией учителя начальных классов

01.01.2017г. вступил в силу приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 о профессиональном стандарте педагога. Данный стандарт ориентирован не только на инновационное проведение уроков, семинаров, лекций, внеклассных мероприятий, но и на долгосрочную перспективу творческого становления педагога и одновременно становления личности учащихся через самореализацию, саморазвитие под руководством педагога.

Главной предпосылкой к созданию и введению в действие нового профессионального стандарта министерством образования РФ стали явно наметившиеся противоречия:

  1. в определении квалификации педагогического работника;

  2. в размытости границ обязательных трудовых функций;

  3. в оценке модернизации как отдельно взятого образовательного процесса, так и системы образования в целом.

Противоречия потребовали появления нового профессионального стандарта, который включил бы в себя изменения во всех видах профессиональной деятельности: в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и высшем образовании.

Целью профессионального стандарта становится четкое определение функций и обязанностей педагогических работников, что непосредственно связано с их квалификацией, уровнем самопознания, саморазвития, владения педагогическими методами, методиками и технологиями.

Требования, предъявляемые к педагогу на основе профессионального стандарта, следующие:

    1. соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога,

    2. не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога,

    3. избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей,

    4. побуждать педагога к поиску нестандартных методических решений,

    5. соответствовать международным нормам и регламентам,

    6. соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.д.

Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических работников к труду, собственному образованию, установить единые требования к содержанию, качеству профессиональной деятельности и подготовить педагогов к управлению образовательной организацией.

В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит следующее:

      1. возможность конкретного человека работать в педагогической сфере,

      2. размер оплаты труда,

      3. порядок исчисления стажа,

      4. определение размера пенсии,

      5. планирование карьеры педагогического работника.

С началом действия профессионального стандарта льготы педагогов будут зависеть не от названия должности, а от функционала сотрудника, его профессионализма. Предполагается, что для адаптации под требования рынка труда профессиональные стандарты будут дополняться каждые три года (по некоторым позициям - каждые пять лет).

Для создания профессионального стандарта используется единый макет, состоящий из следующих разделов.

        1. Общая характеристика профессии - название профессии, деятельность работников, вид экономической деятельности, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.

        2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности - обобщенные трудовые функции педагога, уровень квалификации.

        3. Характеристика обобщенных трудовых функций - описание требований к образованию и обучению, к опыту практической деятельности, к условиям допуска к работе, к необходимым компетенциям и т. д.

        4. Сведения об организациях-разработчиках - указывается организация, ответственная за разработку профессионального стандарта [14].

В основе профессионального стандарта «Педагог» лежат трудовые функции работников образовательных организаций.

Общепедагогическая функция

          1. способность преподавателя разрабатывать программы по своему учебному предмету и активно участвовать в формировании программ с целью обеспечения адекватных условий в процессе обучения;

          2. формирование умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, разработке и использовании тестовых заданий и других видов автоматизированного контроля;

          3. планирование и проведение учебных занятий с ориентацией на федеральные государственные образовательные стандарты с целью формирования мотивации и интереса у обучающихся.

Воспитательная функция

            1. владение методами и формами проведения внеклассных мероприятий с целью расширения кругозора у обучающихся;

            2. контроль, анализ и регулирование взаимоотношений между обучающимися с целью обеспечения безопасной и коллективной обучающей среды;

            3. постоянное общение и установление контакта с обучающимися;

            4. формирование ценностной культуры ребенка;

            5. помощь в создании и развитии ученических органов самоуправления;

            6. поддерживание уклада, атмосферы и традиций жизни школы, внесение в них своего положительного вклада и предложений.

Развивающая функция

              1. умение предвидеть различные виды учебных конфликтов и способ их предотвратить;

              2. организация помощи и психолого- педагогической поддержки на основе различных приемов обучения;

              3. разработка и реализация индивидуальных программ развития обучающихся с учетом их личностных и возрастных особенностей;

              4. изучение и отслеживание динамики развития индивидуальности школьника;

              5. владение психолого-педагогическими технологиями для работы с одаренными, социально уязвимыми детьми;

              6. формирование и развитие универсальных учебных действий, образцов и ценностей, навыков поликультурного общения и толерантности;

              7. умение подбирать и использовать специальные методики, позволяющие осуществлять коррекционно-развивающую работу.

В целом, данные характеристики трудовых функций делают установку на становление активной личности педагога.

В подтверждение вышесказанного приведем примеры условий, которые необходимы для формирования качеств активной личности педагога:

                1. приучаться работать в разнообразных условиях;

                2. выполнять работу активно и ответственно;

                3. браться за интересную, трудную, но посильную работу;

                4. формировать волевые качества, повышая устойчивость внимания;

                5. одновременно выполнять несколько профессиональных действий при высоком темпе работы;

                6. формировать навык переключения внимания, чередуя вид деятельности или ее цели:

              1. - совершенствовать практический опыт в преподавании учебных дисциплин

                - применять педагогические технологии для развития и совершенствования универсальных учебных действий учащихся.

Результатом созданных условий для развития активной личности современного педагога, как показывает наш собственный опыт, становится выбранная технология проведения учебного занятия, которая должна целенаправленно формировать универсальные учебные действия учащихся. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии

Это значит, что профессиональный стандарт «Педагог» необходимо дополнить еще одной общепедагогической функцией - владение не только информационно-коммуникативными, но и педагогическими технологиями.

Отсюда педагогическая технология — это проектирование целей, принципов, содержания, форм, методов, способов, приемов и средств обучения, которое образует единую систему функционирования учебного процесса с учетом возрастных, психолого-физиологических особенностей обучающихся и направлено на поступательное развитие универсальные учебных действий учащихся, обеспечивающих гарантированный результат, в том числе при последующем воспроизведении.

Немаловажное значение в профессиональном стандарте придается вопросу об умении педагога формулировать цели технологии, чтобы оценить по четким критериям уровень сформированных универсальных учебных действий школьников. По нашему глубокому убеждению, требуется включить в профессиональный стандарт «Педагог» дополнительные профессиональные качества педагога:

                1. - готовность к совместной деятельности с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей работы и постановке учебных задач;

                  - умение выбирать формы, средства и методы, адекватные цели;

                  - умение учитывать возрастные и психологические особенности школьников и выбирать действия в соответствии с возможностями ученика;

                  - умение использовать проблемные ситуации во время проведения споров и дискуссий;

                  - владение навыками проведения нестандартных уроков;

                  - умение и стремление создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

                  - готовность к применению групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности, познавательных и дидактических игр;

                  - владение навыками эмоционального общения с учащимися;

                  - умение создавать позитивные ситуации для самовоспитания учащихся через применение поощрений и порицаний, вера учителя в возможности ученика и умелое психологическое сопровождение детей по выбранной образовательной траектории;

                  - умение сформировать адекватную самооценку учащихся, оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

                  - готовность и способность к реализации педагогических технологий.

По новому профессиональному стандарту «Педагог» учитель должен уметь анализировать свою деятельность на основе всесторонних видов контроля: обзорный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий, коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль и саморефлексия, административный плановый и внеплановый, текущий, предварительный, промежуточный, итоговый, эпизодический, периодический, регулярный.

Считаем, что итоговая оценка профессиональной деятельности педагога должна производиться по результатам обучения, воспитания, развития и формирования личностных качеств обучающихся на основе концептуальных положений педагогической технологии, реализуемой педагогом. Осуществляя столь сложный и комплексный анализ деятельности педагога, следует принимать во внимание уровень индивидуальных особенностей обученности, предрасположенности, возможности конкретного ученика, его образовательных траекторий и личного вклада педагога в учебный процесс.

Итоговая оценка деятельности педагога должна включать сочетание показателей динамики развития качеств личности учащегося, его положительного отношения к школьному образованию, высокой степени активности и вовлеченности во внеклассные мероприятия (концерты, экскурсии, КВН-игры и т. д.) и личный вклад учителя в развитие ученика. Процесс всесторонней оценки деятельности учителя должен оцениваться только комплексно и иметь интегративные показатели.

Должностная инструкция учителя начальных классов

Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя ГПД. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства.

Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами субъекта Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

Учитель должен знать:

  • Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

средства обучения и их дидактические возможности;

основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

Составляет рабочие программы, тематические планы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебный год и рабочий план на каждый урок и занятие.

Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

Контролирует систематически качество знаний обучающихся, выполнение ими домашних заданий.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

Проверяет контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1-4-х классах к следующему уроку.

Выставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.

Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности.

Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.

Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет инструкции по охране труда и пожарной безопасности.

Обеспечивает поддержку одарённым и талантливым учащимся, а также детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Обеспечивает своевременную подготовку и представление непосредственным руководителям установленной отчётной документации.

Планирует оснащение закреплённого за ним учебного кабинета наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой.

В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

- за реализацию не в полном объеме образовательных программ;

- за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

- за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

- выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;

- безопасное проведение образовательного процесса;

- принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

- проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;

- организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;

- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

Учитель начальных классов: Работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающем учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы.

Получает от директора школы и заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под подпись с соответствующими документами.

Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Исполняет обязанности других учителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основе приказа директора.

Таким образом, внедрение в практику профессионального стандарта «Педагог» будет способствовать повышению самообразования педагога, стремлению получить возможную квалификационную категорию и успешно строить профессиональную карьеру.

























4. Знакомство с основной образовательной программой школы, учебным планом, рабочими программами


__________________ работает по образовательной программе «Школа России».

«Школа России» является надёжным инструментом реализации стандарта обучения. Она представляет собой мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; предоставляет реальную возможность достижения предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; является постоянно обновляющейся, наиболее востребованной и понятной учителю для начальной школы. Этим объясняется актуальность и необходимость изучения этой темы.

В данную программу включены учебники по всем основным предметам начального образования, которые отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования и обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием .

Автор программы «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова).

Андрей Анатольевич Плешаков является лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования.

Авторы учебников, входящих в программу «Школа России», взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.1

Авторами различных учебников основной программы являются: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. (русская азбука), Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.(русский язык), Канакина В.П., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. (литература); Моро М.И. (математика), Плешаков А.А. (окружающий мир), Неменская Л.А. (ИЗО 1 класс и 4 класс) и др.

Основная цель программы под его редакцией - это создание условий для развития и воспитания личности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».

«Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Программа «Школа России» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Выделим основные особенности рассматриваемой программы:

УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.

Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных

действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

Все учебники системы «Школа России» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу.

Изучая содержание основной программы начальных классов «Школа России», проанализируем на примере учебника по математике, автором которого является М.И. Моро и др.

Изучая математику, дети усваивают обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений. Изучения экономики и математики определяется самой логикой процесса обучения, вопросы экономического характера воспринимаются школьниками как математические проблемы, что способствует повышению интереса к изучению как экономики, так и математики, поэтому авторы учебника практически в каждый раздел включают экономические задачи.

Рассмотрим текст такой задачи, которая предлагается в учебниках для 3 класса из образовательной программы «Школа России» (М.И. Моро и др.).

«При экономном раскрое сберегли на каждое пальто по 12 см ткани, а на каждом костюме по 13 см ткани. Сколько сэкономят ткани при раскрое 96 пальто и 96 костюмов. Сколько детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани, если на одно пальто идет 2 м ткани?».

Несмотря на экономическое содержание таких задач, экономический аспект описываемых в задачах ситуаций, чаще всего, остается вне дискуссии. Поэтому с целью усиления экономического аспекта, необходима дополнительная работа после ее решения. В процессе данной работы, может быть, проведена беседа о бережливости и экономии; уместным при решении первой из задач может быть беседа о пользе сбора макулатуры и металлолома, о бережном отношении к лесу. Анализ содержания учебников по математике для начальной школы и включенных в них задач позволяет отметить, что большая часть задач могут быть рассмотрены как задачи с экономическим содержанием.

Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы. Данная программа построена на принципах воспитания гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельности, работы на результат, а также синтеза традиций и инноваций в образовании.

Учебный план начальной школы _____________

Из пояснительной записки учебного плана_______________ следует:

Нормативно-правовая база учебного плана

Образовательная деятельность на уровне начального общего образования осуществляется по основным образовательным программам начального общего образования согласно приказу министра образования Ростовской области.

Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования для обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Содержание учебных планов _______________ для 1-4 классов школы на 2019-2020 учебный год определяет следующая нормативная база:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями 2015 г.).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10. Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции от 25.12.2013 г. № 3).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 05.07.2017 № 629).

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  7. Письмо Министерства образования Ростовской области от 05.09.2011 г. № 8350- 06о/07 «О введении в учебные планы I-XI классов дополнительного третьего часа на преподавание общеобразовательного предмета «Физическая культура».

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Ростовской области в рамках введения ФГОС начального общего образования».

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2012 г. № 03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».

  1. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (с изм. от 20.04.2001 г. № 408/13-13).

  2. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок учащихся начальной школы».

  3. Приказ министра образования Ростовской области от 18.01.2013 г. № 152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Ростовской области от 21.12.2012 г. «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».

  4. Приказ Министра образования Ростовской области от 03.06.2011 г. № 1476 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».

  5. Письмо Министерства образования Ростовской области от 27.07.2011 г. № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования».

  6. Письмо Министерства образования Ростовской области № Исх.-8785/07о от 26.06.2015 г. о направлении методических рекомендаций по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  7. Письмо Минобразования и науки РФ «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» № 08-761 от 25.05.2015.

  8. Письмо Министерства образования Ростовской области от 2.06.2016 г. № Исх - 7500/09о о введении курса «Шахматная азбука».

  9. Устав МБОУ СОШ №14

  10. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №14. Утверждена приказом директора школы .

Характеристики и содержание учебного плана

Образование на уровне начального общего образования является базой, фундаментом всего последующего обучения. На уровне начального общего образования формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Уровень начального общего образования обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету.

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Учащиеся овладевают умениями правильно писать и читать (в первом классе на период до начала изучения букв предусмотрено - 27 ч., на обучение чтению и письму - 157 час), участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение русского языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку. Эти уроки предусматривают помимо формирования знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование материала для уроков русского языка как коррекционного средства развития речи. На изучение русского языка в 1-4 классах направлен дополнительно 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, что обусловлено необходимостью усиления качества филологической составляющей образовательной деятельности.

Изучение предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности учащегося (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Изучение литературного чтения призвано формировать читательскую деятельность, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Учащиеся знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской литературы. Существенное место на уроках занимает чтение в переводе на русский язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы. Эти уроки предусматривают помимо формирования техники чтения и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи.

Иностранный язык (английский) на уровне начального общего образования изучается со 2 класса. При изучении предмета формируются элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развиваются речевые способности, внимание, мышление, память и воображение учащихся; формируется мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком. В процессе преподавания иностранного языка во 2-4 классах осуществляется деление классов на две группы.

Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»» осуществляется в объёме 1 часа в неделю в 4 классе. Образовательная деятельность осуществляется по учебнику А.И. Шемшурина, Москва, «Просвещение» 2017. Учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Содержание учебника соответствует ФГОС.

Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Этот предмет призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления обучающихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Особое внимание уделяется формированию у учащихся здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. В качестве учебного модуля в 3 и 4 классе изучается «Информатика и ИКТ».

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Образовательная деятельность в объёме 3 часа в неделю осуществляется по Рабочей программе, разработанной на основе Примерной основной образовательной программы на уровне начального общего образования и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2016). В целях повышения двигательной активности обучающихся используются физкультурные паузы, двигательные и динамичные перемены, спортивные часы, в том числе на свежем воздухе, спортивные секции.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержден режим работы - «школа полного дня», установлена пятидневная учебная неделя для обучающихся 1-4 классов. Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели; во 2-4 классах - 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года - 30 дней.

Помимо учебного плана составлен план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, родителей/законных представителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, проектная деятельность, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Организация внеурочной деятельности в аудиториях составляет не более 50 % учебного времени. Объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляет не более 1350 часов. Распределение часов

внеурочной деятельности на каждый год начального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Вид деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Внеурочная деятельность

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

Учебные недели

33

34

34

34

Количество часов за год

330 часов

340 часов

340 часов

340 часов

Итого

1350 часов

Внеурочные занятия в 1-4 классах проводятся в школе во второй половине дня, после 40-минутной динамической паузы и обеда.

Внеурочные занятия в 1-4 классах проводятся преимущественно с группой детей, сформированной на базе класса по отдельно составленному расписанию в расчёте 2 занятия с группой в день непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий составляет 14-16 обучающихся. Длительность внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельностью соответствует продолжительности урока.

Продолжительность непрерывных занятий такими видами деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляют не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов. Такие занятия в начальной школе проводятся не более 1 раза в день (от 35 до 45 минут). На музыкальных занятиях применяются элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов проводятся не более двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 кл. и 1,5- для обучающихся 4 классов (Приложение 1).




5. Знакомство с методической работой _____________


Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

При выборе варианта методической работы коллектив организации руководствуется следующей системой оснований:

- задачами, стоящими перед учреждением, педагогами;

- уровнем учебно-воспитательного процесса;

- состоянием учебно-материальной базы;

- накопленным позитивным и негативным опытом работы.

Во главе методической работы стоит методический совет, который осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав методического совета входят директор, его заместители, руководители методического объединения.

Методическая работа на базе образовательного учреждения выполняет ряд важных функций:

- благодаря активному участию в этом виде деятельности, педагог сохраняет и закрепляет свое положение в учреждении; с возрастом методическая работа способствует решению проблемы профессионального сохранения, преодолению возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;

- обучение освобождает человека от ложных ценностей, делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;

- обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе;

- методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе.

Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. Следует отметить, что в условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретной школы. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы большая часть занятий, представленных в программе, носила практико-ориентированный характер. Четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные педагогами в процессе изучения темы, повысят продуктивность методической работы.

Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в учреждении является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного педагога на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к педагогу способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению педагогом творческого подхода к работе. Индивидуализация обучения взрослых как педагогическая проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на глубокое и разностороннее ее исследование. При планировании методической работы рассмотрение проблемы индивидуализации обучения взрослых на основе образовательных технологий требует тщательной разработки. Это связано с тем, что существуют противоречия между необходимостью повышать инструментальность реализации индивидуального подхода в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников и слабой технологической готовностью специалистов, осуществляющих методическую работу в конкретном образовательном учреждении.

Подразумевая под образовательной технологией совокупность знаний о способах и средствах осуществления программы на разных этапах обучения с получением конкретного конечного результата, переносим это понятие на методическую работу с педагогами. Общее представление педагога об образовательных технологиях дает ему возможность представлять обучение и учебную деятельность взаимообусловленными и взаимозависимыми. При этом педагог должен быть готов к тому, что не только он продуцирует и стимулирует психические новообразования у тех, кто учится. Обучающиеся своими учебными действиями также способствуют изменению каких-то отдельных сторон преподавания, если таковые недостаточно эффективны. Это в полной мере относится к работе с педагогами в системе методической работы. (Приложение 2)












6.Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности


Продолжительность производственной практики считаю достаточным. Реализация целей и задач педагогической практики в ______________ была возможна в полной мере.

Мое мнение основано на следующих фактах:

  • Было качественное взаимодействие с учителями разного возраста, ознакомление с учебными планами и методическими разработками учителей дало возможность изучить опыт образовательных учреждений по организации учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.

  • Позиция руководителя практики от школы была очень активной, в результате чего, желаемый опыт самостоятельной профессиональной педагогической деятельности получить удалось в полной мере.

  • Проведение, планирование и анализ в школе должным образом повлиял на развитие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений у меня как студента.

  • Учителя ОУ были настроены по отношению ко мне нейтрально- положительно. Инициативы и радости от встречи со мной со стороны педагогического коллектива я не увидела, но все было корректно и на просьбу о помощи отзывались.

  • Администрация ОУ была настроена по отношению ко мне положительно. О заместителе директора ничего плохого сказать не могу. Это ответственный, доброжелательный человек.

  • За время педагогической практики я поняла, что для более успешного прохождения практики мне необходимо устранить следующие профессиональные и образовательные дефициты в области ФГОС НО, пробелы в составлении учебно-воспитательного плана в начальной школе, поэтому я вижу возможность компенсации своих пробелов за счёт изучения методической литературы и практики.

  • После прохождения производственной практики я хотела бы предложить изменить в курсах педагогической и методической подготовки следующее: организовывать более частые и более продолжительные практики для студентов начального образования, так как все познается на опыте.

Я выполнила все индивидуальные задания:

  • Ознакомилась с организацией и сотрудниками образовательной организации, планированием работы в_______________;

  • Выяснила, какими нормативными и учебно-методическими документами, регламентируется деятельность учителя начальных классов и как работает коллектив начальной школы в ______________. Провела анализ ФГОС НО.

  • Ознакомилась с профессиональным стандартом педагога, должностной инструкцией учителя начальных классов _______________.

  • Ознакомилась с основной образовательной программой школы, учебным планом, рабочими программами _______________________.

  • Ознакомилась с методической работой __________________.

При прохождении практики я закрепила знания и получила опыт работы с нормативно-правовыми документами, которые необходимы в работе ____________________.

Таким образом, практика была полезным и необходимым этапом обучения и показала, что я правильно выбрала профессию. Для реализации поставленных задач я на практике подтвердила знания и накопила личный опыт по практическому использованию теоретических знаний, научилась применять их в учебном процессе.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


За период прохождения производственной практики я получила практический опыт работы.

Были вовремя и в срок выполнены индивидуальные задания практики:

- была дана характеристика базы практики _____________________ выяснила, какими нормативными и учебно-методическими документами, регламентируется деятельность учителя начальных классов и как работает коллектив начальной школы в _________. Провела анализ ФГОС НОО.

  • ознакомилась с профессиональным стандартом педагога, должностной инструкцией учителя начальных классов ____________.

  • ознакомилась с основной образовательной программой школы, учебным планом, рабочими программами __________________.

  • ознакомилась с методической работой __________________.

Практика позволила проявить полученные теоретические и практические навыки, получить необходимый опыт, подкрепить имеющийся теоретический материал практическими навыками и примерами.

В результате прохождения учебной практики я приобрела следующие компетенции:

ОПК- 7 способность осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса, реализации программ основного и дополнительного образования.

ПК-1 способность проектировать образовательные программы.

Производственная практика выполнена в соответствии с программой практики, поставленные задачи были реализованы: я ознакомилась с нормативными и учебно-методическими документами, регламентируется деятельность учителя начальных классов, научилась устанавливать контакт с педагогическим коллективом, строить благоприятные отношения в образовательной организации.


Список использованных источников


  1. Российская Федерация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ.-2012.- №53 (ч. 1). - ст. 7598.

  2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».-режим доступа : http://www.consultant.ru/document/

  3. Овсянникова, Е.А. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессионально-педагогическому общению : монография / Е.А. Овсянникова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Издательство «Флинта», 2015. - 210 с. : ил. - Библиогр.: с. 148-165. - ISBN 978-5-9765-2222-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book&id =482452

  4. Пешкова, В.Е. Педагогика : учебно-методическое пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 7. Начальная школа (тематическая библиография). - 520 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3917-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php ?page=book&id=344738

  5. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3915-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru /index.php?page=book&id=344730

  6. Пешкова, В.Е. Педагогические технологии начального образования: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 161 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3919-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book&id =344740

  7. Попова Н.Е., Еремина О.А. Профессиональный стандарт «педагог»: от теории к практике // Педагогическое образование в России. -2017.- № 3.- С. 15-21.

  8. Титов, В.А. Педагогика начальной школы : учебное пособие / В.А. Титов. - Москва : Приор-издат, 2008. - 224 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-9512-0779-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56304

  9. Формирование учебной деятельности в начальной школе : учебное пособие для бакалавров / Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический, Кафедра педагогической психологии и педагогики и др. - Казань : Познание, 2014. - 116 с. : табл., схем. - Библиогр. в кн.. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book&idт=364165


















Приложение 1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2019-2020 учебный год

Уровень начального общего образования

Предметные области

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

I

II

III

IV


Обязательная часть


Русский язык и литературное чтение

Русский язык

4

4

4

4

Литературное чтение

4

4

4

3

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

-

-

-

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Итого

20

22

22

22

Часть, формируемая участниками образовательных отношений





Русский язык

1

1

1

1

ИТОГО

21

23

23

23

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23











УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2019-2020 учебный год

Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования

Содержание учебного плана


Направления внеурочной деятельности

Формы организац ии

внеурочно й

деятельно сти

Название программы

Количество часов в неделю

1

класс

2

класс

3

класс

Спортивно- оздоровительное

секция

Дзюдо

1

1

1

секция

Шахматная азбука

1

1

-

Духовно- нравственное

кружок

Я - гражданин России

1

1

1

Общекультурное

кружок

Воспитание танцем

-


1

кружок

Весёлые нотки

1

1

1

студия

Волшебная кисточка

1

1

1

Общеинтеллектуальное

кружок

Информатика в играх и задачах

1



кружок

Занимательная информатика

-

1

1

кружок

Образовательная робототехника

1

1

1

кружок

Юные знатоки английского языка

1

1

1

проектная

деятельнос

ть

Юный

исследователь

1

1

1

Социальное

кружок

Мир деятельности

1

1

1

Количество часов в неделю

10

10

10








Приложение 2

Основные направления деятельности

 Направление 1. Управление методической работой

Задачи: Обеспечение контроля и анализа результатов исполнения плана методической работы.

  Сроки проведения

Основное содержание программной деятельности по этапам

Ответственные

Август

Педсовет № 1

  • Анализ работы по итогам 2016-2017 учебного года.

  • Утверждение плана работы школы на 2018-2019 учебный год.

Директор школы, заместители директора

Ноябрь

Педсовет № 2

1. «Выбор предмета и тематики для написания группового и индивидуальных проектов»

2. Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям при переходе на новый уровень образования

2. Итоги успеваемости за 1 четверть в 2-9 классах.




Директор,

заместители директора, педагог-психолог

Декабрь

Педсовет № 3

  1. Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

  2. Итоги пробных экзаменов в 9,11 классах

  3. Итоги написания итогового сочинения в 11 классе

  4. Итоги успеваемости за 2 четверть,

2 полугодие 10-11 класс

Заместитель директора по ВР

Апрель

Педсовет № 4

1-«Деятельность педагогического коллектива по осуществлению образовательного процесса в 5-7 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

2. Об утверждении экзаменов на государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования и среднего общего образования обучающихся 9,11 классов

3.Итоги успеваемости за III четверть во 2 - 9 классах.


Заместитель директора по УВР, руководители м/о.

Май










Педсовет № 5

1. О допуске обучающихся 9,11 классов к итоговой аттестации (классные руководители 9,11 классов)

2. Адаптация учащихся 1 класса.

Педсовет № 6

1.Итоги 2017-2018 учебного года.

4. Перевод учащихся 1-8,10классов. Результаты промежуточной аттестации. Прохождение учебных программ.


Директор ОУ, заместитель директора по УВР, классные руководители 9-11 классов

Классный руководитель 1 класса






Июнь

Педсовет №7

1. О результатах итоговой аттестации учащихся   9-11 классов.


Заместитель директора, классные руководители, директор ОУ


Методический совет школы (план работы)

Август

Заседание №1

1)Утверждение плана работы на 2019-2020 учебный год.

2) Утверждение:

- рабочих программ, программ элективных курсов, кружков, программ внеурочной деятельности;

-плана работы с одаренными детьми;

-плана работы по подготовке к ГИА;

- плана работы ШМО

3)Анализ итогов ГИА 2019-2020 уч. года.

4) Процедура аттестации педагогических кадров в 2019-2020 учебном году

5)подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

6) Проведение входных контрольных работ

7) Входные диагностики 2-7 классы


Зам директора по УВР

руководители ШМО

Октябрь

Заседание №2

1) Рабочие вопросы:

- анализ проведения школьных предметных олимпиад;

- итоги мониторинга учебного процесса

за первую четверть;

- утверждение графика итоговых контрольных работ по предметам за I полугодие.

- проведение пробных экзаменов в 9-11 классах

- Проведение педагогических диагностик с 2 по 6 классы

-Анализ УУД 2-7 класс

- «Наличие преемственности обучения между начальным, основным уровнем в соответсвии с требованиями ФГОС»


Зам директора по УВР

руководители ШМО

педагог-психолог

Январь

Заседание №3

1) Подготовка к педсовету

3)Рабочие вопросы:

- результативность методической работы

школы за первое полугодие,

-итоги мониторинга учебного процесса за первое полугодие.

- итоги участия учащихся школы на муниципальном этапе предметных олимпиад.




Зам директора

Руководители ШМО







Март

Заседание № 4

1) Подготовка к педсовету

3)Рабочие вопросы:

-итоги мониторинга учебного процесса за III четверть;

- проведение пробных экзаменов в 9-11 классах



Зам. директора по УВР Руководители ШМО

Апрель

Заседание № 5

1) Работа по преемственности начальной и основной школы

2)Рабочие вопросы:

-рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

- Проведение педагогических диагностик в 2-7 классах

- проведение итоговых комплексных контрольных работ со 2-по 7 класс)


Зам. директора по УВР

Руководители ШМО


Май

Заседание № 6

1)Отчет о реализации плана методической работы за год.

2) Анализ УУД во 2-7 классах.

3)Обсуждение проекта плана на 2020-2021 учебный год.

4) Обсуждение проекта учебного плана школы на 2020/2021 учебный год

Зам. директора по УВР

Руководители ШМО

педагог-психолог





Направление 2. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.

Задача: Обеспечить методическую поддержку деятельности педагогов по совершенствованию качества образования через освоение современных технологий в обучении, воспитании, развитии обучающихся.

Сроки

проведения

Тематика мероприятия

Ответственный

Методические семинары

Сентябрь

Совместная работа

педагогического коллектива по профориентации – залог успеха в профессиональной самоопределении учащихся.

Педагог психолог


Октябрь

Возможности внеурочной деятельности для достижения метапредметных результатов обучения

Зам директора

по ВР 


Ноябрь

«Система работы школы по повышению качества обучения и предотвращение неуспеваемости в рамках подготовки к ГИА учащихся 9,11 классов»

Зам директора

по УВР 


Февраль

Семинар «Методическая помощь учителю в условиях введения ФГОС ООО»– тема «Формирование метапредметных УУД и оценивание метапредметных результатов»



Руководители ШМО

Март

Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности

Зам директора

по УВР

Апрель

Семинар «Приемы и технологии формирования метапредметных результатов в образовательном процессе»

Руководители ШМО



Направление 3. Работа с педагогическими кадрами

Задачи: Сопровождение профессионального роста педагогов. Обобщение и представление педагогического опыта.


Повышение уровня квалификации педагогических кадров

В течение года по графику


Прохождение курсовой подготовки повышения квалификации.

В течение года по графику

Подготовка и проведение аттестационных мероприятий. Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов.

Работа с кадрами

1.Повышение квалификации

Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности

1.1. Курсовая переподготовка

Сроки

Тематика мероприятий

Ответственные

1) Составление плана прохождения курсов повышения квалификации

Май-сентябрь

Зам.директора по УВР, учителя

2)составление заявок по прохождению курсов

Май - сентябрь

Зам.директора по УВР

3)Самообразовательная работа

В течение года

учителя

4)Организация системы взаимопосещения уроков

В течение года

Руководители ШМО

5) Посещение и работа в семинарах и совещанииях по плану ШМО

В течение года

Учителя, зам.директора по УВР, зам. директора по ВР

1.2. Аттестация педагогических работников

Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников

1)Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации»

Сентябрь

Зам.директора по УВР

2)Индивидуальные консультации по заполнению заявлений и написанию самоанализа

сентябрь

Зам. директора по УВР

3)Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Подготовка материалов собственной педагогической деятельности к аттестации»

сентябрь

Зам. директора по УВР

4)Приём заявлений на прохождение аттестации

В течении года

Зам. директора по УВР

5)Индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами.

В течении года

Зам. директора по УВР

6)Изучение деятельности педагогов, оформление необходимых документов для прохождения аттестации

В течении года

Зам директора по УВР

7)Проведение открытых мероприятий для педагогов школы, представление собственного опыта работы аттестующимися педагогами

Ноябрь - апрель

Аттестующиеся педагоги

8)Посещение уроков аттестующихся педагогов

Октябрь-апрель

Зам.директора по УВР


Направление 4. Работа с учащимися

Задачи: Освоение эффективных форм организации образовательной деятельности учащихся. Выявление и накопление успешного опыта работы педагогов в данном направлении.

Сроки проведения

Тематика

мероприятия

Ответственный

Октябрь-Ноябрь

Муниципальный, школьный туры Всероссийской олимпиады школьников.

Руководители ШМО

В течение года.

Участие в образовательных конкурсах для учащихся и педагогов

учителя -предметнимки

Сентябрь-апрель

Предметные недели

Учителя-предметники

В течение года

Работа Научного общества

Руководитель НОУ





1УМК « Школа России» [электронный ресурс] // https://edu.tatar.ru/upload /images/files/


Комментарии
Комментариев пока нет.