Творческий отчет
Я, Бочкарева Юлия Андреевна, проходила педагогическую практику на 2 курсе (4 семестре) в ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Мичуринска c 24.02.2016 по 28.04.2016.
Цель практики: практическая подготовка по методике преподавания юридических дисциплин и раскрытие творческих способностей в процессе преподавания юридических дисциплин.
В ходе прохождения практики были поставлены следующие задачи:
познакомиться со структурой и содержанием образовательного и воспитательного процесса в учебном заведении, особенностями работы преподавателей, кураторов групп.
освоить формы педагогического взаимодействия с обучающимися, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных занятий, воспитательных дел, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;
ознакомиться с опытом учителя-предметника, опробовать наиболее эффективные из применяемых им приемов и методов обучения;
приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности.
Промышленно-технологический колледж – многопрофильное, разноуровневое образовательное учреждение, осуществляющее среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих («Машинист крана (крановщик)», «Автомеханик», «Мастер общестроительных работ», «Мастер отделочных строительных работ», «Повар, кондитер», «Токарь-универсал») и среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена («Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология продукции общественного питания», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Программирование в компьютерных системах», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Технология машиностроения», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»).
Функционирует Совет колледжа, педагогический совет, попечительский совет, научно-методический совет, совет студенческого самоуправления, определяющие содержание и направления инновационной деятельности колледжа.
Педколлектив и обучающиеся принимают активное участие в областных, межрегиональных, всероссийских конкурсах, научно-практических конференциях, научно-технических чтениях. Осуществляются мероприятия по развитию материально-технической базы (обновился автопарк, оборудование для мастерских, оргтехника для учебных кабинетов и др.).
Большое значение отводится научно-методическому обеспечению новых образовательных стандартов. Совершенствуется система методической работы.
Колледж обладает развитыми материально-техническими и социально-бытовыми ресурсами, квалифицированным кадровым обеспечением.
Согласно штатному расписанию колледж полностью укомплектован преподавателями и мастерами производственного обучения. С целью повышения квалификации педагоги своевременно проходят стажировки на предприятиях, курсы повышения квалификации.
Обучающиеся обеспечены необходимыми учебниками, имеются методические разработки, журналы, словари, учебные и обучающие DVD-диски, тестовые и дидактические материалы, которые помогают педагогам делать занятия интересными, целенаправленными, осуществлять мониторинг за уровнем обученности.
В период прохождения педагогической практики была предоставлена возможность воплощения знаний и способов педагогического взаимодействия с обучающимися и освоения деятельности с позиции преподавателя по специальности и куратора группы.
Посетила уроки преподавателей дисциплин «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Посещение уроков преподавателей дало возможность ознакомиться с основными формами и методами педагогической деятельности.
Система работы преподавателей направлена на индивидуализацию обучения, стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. С этой целью на уроках используются проблемные творческие задания, позволяющие самому студенту выбирать тип, вид и форму материала. Преподаватель стимулирует обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; поощряет стремления студентов находить свои способы решения в ходе решения ситуационных задач; создает положительный эмоциональный настрой на работу всех обучающихся и каждого в отдельности; создает ситуации для проявления студентами инициативы и самовыражения, а также атмосферы заинтересованности студента эффективной работой группы.
Для получения высокого уровня формирования профессиональных компетенций при проведении уроков преподаватели применяют различные методы: проведение практических занятий, познавательных игр, интерактивные методы обучения, творческие домашние задания.
Некоторые методы проведения уроков применяла при проведении своих занятий. Мною было дано 10 уроков по дисциплинам «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы права» на темы:
«Правовое регулирование экономических отношений»;
«Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности»;
«Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц»;
«Конституция РФ об основах конституционного строя»;
«Экономические споры»;
«Трудовое право как отрасль права»;
«Правовое регулирование занятости и трудоустройства»;
«Трудовой договор: понятие, содержание, виды. у»;
«Рабочее время и время отдыха»;
«Законность, правопорядок, правомерное поведение и юридическая ответственность».
В обучении высокомотивированных студентов применяла метод опережающего обучения, для чего предлагала подготовить тематические сообщения, рефераты, доклады, проекты, презентации, тесты, кроссворды. Применяла метод обучения на повышенном уровне сложности, на основании которого студенты работают по технологии исследовательского, модульного и кейс-обучения. Для них подбираются наиболее сложный по содержанию учебный теоретический и практический материал.
Для формирования у студентов творческого подхода к решению заданий, приближенных к профессиональным, включала в структуру урока частично-поисковые, проблемные, исследовательские методы.
Особое внимание уделяла созданию проблемных ситуаций, которые вызывают у студентов желание к самостоятельному поиску решения, прогнозирование, обращение к жизненному опыту; использование заданий развивающего характера, которые развивают мыслительную деятельности, повышают интерес к дисциплине.
Весьма полезным является тестирование на компьютере.
Ситуативная методика или кейс-метод в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания. Использование ситуативной методики позволяет обучающимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал и позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Активное и целенаправленное включение ИКТ в учебный процесс позволяет оптимально реализовывать программу учебной дисциплины, конкретного урока, обеспечивая качество обучения.
Были подготовлены наглядные пособия: схемы («Виды юридических лиц», «Виды рабочего времени»), плакаты («Реорганизация и ликвидация юридических лиц», «Отрасли российского права»), методические рекомендации по проведению внеаудиторных самостоятельных работ, практических занятий.
Помогала студентам в подготовке к написанию курсовых работ, участвовала в работе творческих объединений.
Принимала участие в подготовке к мероприятию «Молодо, но не зелено».
Работала в качестве помощника куратора группы под наставничеством куратора группы (участвовала организации и проведении классного часа, родительского собрания, проводила беседы с родителями, моноторинг успеваемости студентов).
В своих выступлениях на родительских собраниях старалась приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к обучению, развитию осознанной потребности в вопросах личной и общественной безопасности. Наиболее приемлемыми формами взаимодействия с родителями считаю:
- коллективные – родительские собрания, тренинги, родительский лекторий, анкетирование, организация правовых консультаций, психолого-педагогическое просвещение, открытые родительские дни, круглый стол.
- индивидуальные – индивидуальные встречи, посещение на дому.
Провела внеклассное мероприятие «Разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке». Основной целью данного мероприятия является приобретение студентами навыков работы с людьми, юридическими лицами при разрешении конфликтных жизненных ситуаций, навыков работы с нормативно-правовыми актами и другими документами, навыков владения тактическими приемами поведения в судебном процессе и публичных выступлений. Творческий характер игровой деятельности, максимальная вовлеченность в учебный процесс всех участников игры создает условия для формирования мотивации личностного роста студентов, их коммуникативной компетентности.
Изучаю педагогическую и специальную литературу, статьи в журналах «Методист», «Научные исследования в образовании», «Учительский журнал», «Инновации в образовании».
За период прохождения практики для себя освоила много нового и познавательного. Педагогическая практика дала возможность применить полученные теоретические знания и навыки при проведении учебных занятий, классных часов, воспитательных мероприятий. Поставленные цели и задачи в целом достигнуты. Ответственные задачи, стоящие передо мной как будущим педагогом, обязывают постоянно работать над собой, повышая свое профессиональное мастерство.