Отчет по преддипломной практике

0
0
Материал опубликован 20 June 2018

Федеральное агентство Российской Федерации по образованию

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет


 

Кафедра профессионального

обучения, психологии и социологии


 


 


 


 

ОТЧЕТ

по преддипломной практике


 


 


 

Выполнил: студент 4-го курса

гр. 3ПО 01

Фаляхиев Айдар Камилевич


 

Место прохождения практики:

Образовательное учреждение: КГАСУ

Итоговая оценка за преддипломную практику__________

Начало практики: 24 апреля 2017 г.

Окончание практики: 21 мая 2017 г.

Руководитель практики по месту прохождения:

Шигапова Д.К. __________________

(должность, подпись)

Руководитель практики от кафедры:

Доцент к.с.н. Шигапова Д.К.______________

(подпись)

Казань 2017 г.

Содержание


 

Введение

4

1. Описание структуры учебного заведения

6

2. Описание методик опытно-экспериментального исследования

18

3. Результаты опытно-экспериментального исследования

20

Заключение

22

Список литературы

23

Приложения

24

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика проходила в КГАСУ, находящегося по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Зеленая, д.1.

Период прохождения практики с 24.04.2017 по 21.05.2017.

Преддипломная практика занимает очень важное место в подготовке компетентного педагога профессионального обучения. Она помогает получить первый опыт, наглядно изучить, как проходят процессы воспитания, обучения и развития. Это так же способ проверить свои знания, умения, а так же развить навыки преподавания.

Цель преддипломной практики - закрепление знаний и умений, приобретенных в результате освоения теоретических курсов, развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение опыта самостоятельной практической педагогической и психологической деятельности, становление профессиональной направленности, проведение опытно-экспериментального исследования по изучению мотивации студентов.

Задачами практики выступают:

Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;

Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива);

Становление у студентов педагогических умений (проективных, ораторских, коммуникативных).

Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;

Развитие у студентов, педагогических способностей, а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к учащимся, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

6) Сбор и анализ данных, необходимых для подготовки практической экспериментальной части выпускной квалификационной работы на тему: «Изучение мотивации».

 

1.Описание структуры учебного заведения (КГАСУ)

История. В 1889 году особая комиссия Министерства народного просвещения Российской империи, при инициативном участии волжско-уральского купечества, приняла решение открыть в Казани учебное заведение, готовящее техников — объединенное Промышленное училище с двумя уровнями профессиональной подготовки: средне-химическим и низшим техническим, с механической, химической и строительной специальностями. С образования Промышленного училища, берёт начало строительное образование в Казани и во всём Поволжско-Уральском регионе. Первый камень учебного корпуса был заложен 12 июня 1896 года. Контракт на строительство учебных зданий был заключен с Торговым домом братьев В. и А. Персон. Следить за строительством зданий был назначен архитектор Казанского учебного округа С. В. Бечко-Друзин. Само здание учебного корпуса проектировал известный архитектор Константин Олешкевич.

В соответствии с постановлением Временного правительства России от 30 мая 1917 года N 131 оно было преобразовано в Казанское политехническое училище с тремя отделениями, в том числе строительным (с 30 сентября 1917 года). 21 ноября 1918 года предписанием N 3420 отдела вузов Наркомпроса был создан Казанский промышленный, экономический и художественный техникум, в состав которого вошли бывшие: Казанское политехническое училище, Казанское художественное училище, Казанское коммерческое училище и Виленское химико-техническое училище.

2 января 1919 года постановлением N 22 отдела вузов Наркомпроса РСФСР Казанский промышленный, экономический и художественный техникум был преобразован в Казанский политехнический институт, который 9 января начал свою работу в составе 4-х факультетов: архитектурно-строительного, химического, механического, экономического с сельскохозяйственным уклоном (преобразован 23 февраля 1919 года в сельскохозяйственный факультет). Первым ректором политехнического института был избран профессор Казанского государственного университета Д. Н. Зейлигер, проректором стал профессор А. И. Тулпаров. Возглавили факультеты: профессор К. С. Олешкевич (архитектурно-строительный), профессор А. О. Барщевский (химический), профессор П. И. Жаков (механический), профессор Никольский, а впоследствии профессор Д. Н. Зейлигер (экономический).

2 ноября 1919 года был открыт инженерный факультет. В его состав вошли три отделения: гидротехническое, мелиоративное и дорожномостовое. В августе 1920 года постановлением Главпрофобра Наркомпроса РСФСР институт был внесён в список высших технических учебных заведений.

8 августа 1924 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление о реорганизации Казанского политехнического института в Казанский индустриальный техникум повышенного типа. Приём в техникум осуществлялся за счёт окончивших полную среднюю школу-девятилетку. Обучение велось по учебным планам и программам втузов. К поступающим в техникум предъявлялись такие же требования, как и к тем, кто поступал в институты.18 июня 1929 года Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил снова открыть в Казани политехнический институт. Правительство ТАССРзакрепило за институтом три дополнительных здания (в том числе здание художественно-театрального техникума) и выделило на ремонтные работы 85 тыс. рублей.

В институте были созданы инженерно-строительный, химический и механический факультеты. Инженерно-строительный факультет имел ту же организационную структуру и те же специальности, какие были в прежнем политехническом институте и в техникуме повышенного типа. Факультет имел два отделения — коммунального строительства и гидротехнический. Главпрофобромом был установлен план приема на первый курс. По строительному факультету он составлял 60 человек. Директором вновь созданного политехнического института был назначен З. З. Гимранов.

В 1930 году на базе факультетов Казанского политехнического института было создано несколько новых самостоятельных вузов. Инженерно-строительный факультет института стал базой для организации в Казани самостоятельного высшего строительного учебного заведения.

Приказом от 13 мая 1930 года № 255 по Наркомпросу «О реорганизации существующей сети высших учебных заведений» было постановлено (пункт X): «Образовать строительный институт на базе строительного факультета Казанского политехнического института с передачей его в ведение НКВД». Вновь организуемому втузу присваивается наименование Казанский институт коммунального строительства (КИКС). Вновь созданный институт начинает свою работу в составе трёх факультетов: гражданского строительства, дорожного строительства и санитарно-технического. Директором КИКСа был назначен З. З. Гимранов, а его заместителем по научной и учебной работе — профессор М. Г. Ельчанинов. 25 марта 1932 года институт переименовывается в Казанский институт инженеров коммунального строительства, а 1 октября этого же года, в ознаменование 40-летия литературной деятельности А. М. Горького, Коллегия НККХ присваивает институту имя писателя и институт получает наименование: Казанский институт инженеров коммунального строительства имени А. М. Горького. Коллегия также учредила 5 стипендий им. Горького для лучших студентов КИИКСа. КИИКС прекратил свою деятельность по решению советского правительства в июне 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. В соответствии с решением Правительства о новых приоритетах в подготовке специалистов здание института по улице Карла Маркса, 68, вся лабораторная база и другие помещения передавались Казанскому авиационному институту (КАИ). Студенты строительного вуза теперь могли продолжать образование по новой специальности — авиационное строительство. Перешли в КАИ и многие профессора, преподаватели и ученые института. Таким образом, жизнь строительного вуза как бы продолжалась, но уже в составе другого учебного заведения, хотя и по новым специальностям, но с использованием накопленного научно-технического потенциала и наработок ученых и специалистов. Естественно, определяющую роль играли требования войны, запросы фронта.

В 1946 году в соответствии с распоряжением СНК СССР казанский инженерно-строительный вуз возобновил свою работу в системе Наркомата жилищно-гражданского строительства РСФСР — как Казанский институт инженеров гражданского строительства(КИИГС). Первого сентября 1946 года институт начал свой первый послевоенный учебный год. 113 студентов единственного тогда факультета «Промышленное и гражданское строительство» приступили к занятиям. Временно КИИГС разместился в арендуемых учебных помещениях Казанского сельскохозяйственного и химико-технологического институтов. 21 января 1952 года КИИГС был передан в ведение Министерства нефтяной промышленности РСФСР. Данное обстоятельство было продиктовано необходимостью развития нефтедобывающей промышленности и потребностью отрасли в квалифицированных кадрах. Значительно укрепилась материальная база института, расширился прием студентов, была открыта подготовка специалистов по технологии производства строительных изделий и деталей (1952 г.). Произошла смена названия — институт стал именоваться Казанским институтом инженеров-строителей нефтяной промышленности.

Казанский инженерно-строительный институт (1957—1995 гг.)

В 1957 году, 28 июня институт был передан в систему Министерства высшего образования СССР, получив новое название — Казанский инженерно-строительный институт. С этим названием вуз просуществовал около 40 лет. Для многих он и сегодня остается Казанским инженерно-строительным институтом — КИСИ́.

С октября 1957 г. директором института был назначен доцент Е. Ф. Камышев, ранее возглавлявший учебную и научную работу. С этого периода начинается бурное развитие вуза. Организуются новые кафедры, расширяется коллектив профессорско-преподавательского состава, увеличивается контингент студентов, укрепляется учебно-лабораторная база.

В 1995 году приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию N 286 от 28 февраля КИСИ переименован в Казанскую государственную архитектурно-строительную академию.

Современность.

В 1996 году начинается новый этап в жизни вуза, теперь уже Казанской государственной архитектурно-строительной академии (КГАСА). С новым статусом закономерно происходят изменения в деятельности структурных подразделений, факультетов, кафедр. Открываются новые специальности, научные направления, улучшается материально-техническая база. Знаменательным событием в жизни академии стало открытие 27 сентября 1996 г. музея истории вуза, который расположился на втором этаже главного здания. В этом же году в КГАСА создается собственная локальная сеть, позволяющая комплексно автоматизировать всю финансово-хозяйственную деятельность вуза, а в начале 1997 года сеть была подключена к глобальной между народной сети Internet. Сотрудники и студенты получают возможность выхода в мировую информационную систему, что открывает новые перспективы для совершенствования учебного процесса, научно-исследовательских работ. В 1996 году было начато строительство учебно-лабораторного корпуса кафедры автомобильных дорог и мостов. В 1999 году открыта «Казанская школа дизайна». Её программа обучения адаптирована к реальным (проблемным) ситуациям в сфере проектной деятельности и учитывает уровень предварительной подготовки слушателей. Система обучения основана на применении современных информационных технологий. 10 марта 1999 года образована общественная организация Республики Татарстан «Выпускники КИСИ-КГАСА», объединившая на добровольной основе выпускников вуза разных лет. Основными целями организации были названы: укрепление и развитие взаимопомощи и сотрудничества выпускников; оказание содействия в подготовке высококвалифицированных специалистов для строительной отрасли, в укреплении и развитии материально-технической базы академии. 6 февраля 2001 года в академии открывается Институт транспортных сооружений. Его директором стал профессор Брехман А. И. В этом же году введен в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус Института транспортных сооружений. В преддверии своего 75-летия (2005 год) вуз поднимается на новую, более высокую ступень и становится Казанским государственным архитектурно-строительным университетом (КГАСУ).

Структура КГАСУ.

Институт архитектуры и дизайна (ИАиД)

Кафедра изобразительных искусств (1998 г.)

Кафедра начертательной геометрии и графики (1998 г.)

Кафедра архитектурного проектирования (1966 г.)

Кафедра реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры (2004 г.)

Кафедра градостроительства и планировки сельских населенных мест (1990 г.)

Кафедра теории и истории архитектуры (2004 г.)

Кафедра дизайна архитектурной среды (1990 г.)

Кафедра интерьера (2003 г.)

Кафедра архитектуры (1930 г.)

Кафедра проектирования зданий (2007 г.)

Институт транспортных сооружений (ИТС)

Кафедра прикладной математики (1985 г.)

Кафедра высшей математики (1971 г.)

Кафедра дорожно-строительных машин (2007 г.)

Кафедра мостов, транспортных тоннелей и геодезии (2014 г.)

Кафедра автомобильных дорог (1919 г.)

Кафедра физического воспитания и спорта (1960 г.)

Институт экономики и управления в строительстве (ИЭиУС)

Кафедра экспертизы и управления недвижимостью (2014 г.)

Кафедра муниципального менеджмента (2014 г.)

Кафедра экономики и предпринимательства в строительстве

Институт строительства (ИС)

Кафедра производственной безопасности и права (1973 г.)

Кафедра механики (2014 г.)

Кафедра металлоконструкций и ИС (1973 г.)

Кафедра технологии, организации и механизации строительства (1966 г.)

Кафедра железобетонных и каменных конструкций (1948 г.)

Кафедра оснований, фундаментов, динамики сооружений и инженерной геологии (1965 г.)

Кафедра физики, электротехники и автоматики (восстановилась в 2014 г.)

Кафедра информационных технологий и систем автоматизированного проектирования (2014 г.)

Институт строительных технологий и инженерно-экологических систем (ИСТиИЭС)

Кафедра строительных материалов (1923 г.)

Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве (2006 г.)

Кафедра технологии строительных материалов, изделий и конструкций (1985 г.)

Кафедра теплоэнергетики (1972 г.)

Кафедра теплогазоснабжения и вентиляции (1967 г.)

Кафедра водоснабжения и водоотведения (1946 г.)

Кафедра профессионального обучения, педагогики и социологии (2014 г.)

Кафедра истории и философии (2014 г.)

Преддипломная практика проходила на кафедре Профессионального обучения, педагогики и социологии. Заведующий кафедрой "Профессиональное обучение, педагогика и социология" доктор педагогических наук, профессор Сафин Раис Семигуллович.

О кафедре ПОС.

Кафедра Профессионального обучения, педагогики и социологии образована 1 сентября 2014 года путем объединения двух кафедр: «Профессионального обучения и педагогики» и «Социологии».

Кафедра является выпускающей и осуществляет подготовку инженерно-педагогических кадров для строительной отрасли с присвоением квалификации бакалавр профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Строительство”. В течение 4 лет студенты профессионального обучения так же, как и студенты инженерных специальностей, изучают гуманитарные, социальные и экономические, математические и естественнонаучные (общенаучные), профессиональные дисциплины. В отличие от инженерных специальностей, выпускники направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» получают углубленные знания в области психологии и педагогики.

На кафедре работают 11 преподавателей, из них 3 профессора, 6 доцентов, 1 старший преподаватель, 1 ассистент, которые преподают психолого-педагогические и социологические дисциплины. Первый выпуск педагогов профессионального обучения состоялся в 2010 году. Направление подготовки аккредитовано. Уже сегодня выпускники кафедры востребованы на рынке труда в качестве преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в профессиональных лицеях, колледжах, техникумах и вузах, а также в строительных организациях.

Кафедру возглавляет Сафин Р.С. , профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, автор более 370 публикаций, в том числе десяти монографий, 25 учебных и научно-методических пособий.

На базе кафедры "Профессионального обучения и педагогики" Казанского государственного архитектурно-строительного университета в 2006 году создана лаборатория по обучению современным технологиям отделочных работ с применением материалов немецкой фирмы «КНАУФ». В лаборатории проводятся учебные занятия по дополнительной подготовке кадров в сфере применения новых строительных материалов технологий и комплектных систем фирмы "КНАУФ" в соответствии с профессиональным стандартом "Мастер сухого строительства". В учебной лаборатории имеется класс для теоретических занятий с соответствующими средствами электронного обучения и мастерская (практическая аудитория) с комплектом специализированных инструментов, приспособлений в соответствии с технологическими нормами и комплектом расходных материалов (листы, профили, сухие смеси, вспомогательные материалы). Обучение всех студентов КГАСУ бесплатное.

В процессе прохождения практик студенты получают рабочие профессии: штукатур-маляр, каменщик, а также осваивают новые технологии фирмы "КНАУФ". Полученные специальности подтверждаются соответствующими удостоверениями и сертификатами.

Все преподаватели кафедры прошли стажировки в ведущих учебных и научных центрах страны и за рубежом, имеют дипломы и сертификаты на право преподавания дисциплин: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Психология социального взаимодействия», «Социология в строительной сфере» и др. В процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий широко используются инновационные методы обучения: игровые методы; тренинговые программы; кейс-стади (работа с реальными конкретными ситуациями, для разрешения которых обучающийся предлагает свой план действий, где перспективность подобных решений оценивается в соответствии с экспертной оценкой и т.п.) и др.

Научная работа кафедры выполняется по следующим темам: «Разработка концепции профессионально-педагогического образования в условиях строительного кластера РТ», «Научные основы взаимодействия систем образования и производства», «Научно-методическое обеспечение взаимодействия систем государственного и корпоративного образования», "Социокультурные трансформации в российском обществе". На базе кафедры проведено семь Международных научно-практических конференций с изданием материалов.

В выполнении научной темы участвуют все преподаватели кафедры, а также аспиранты и соискатели. По исследуемым проблемам опубликовано десять монографий, семь сборников материалов Международных научно-практических конференций, двадцать два раздела в коллективных монографиях и более ста статей в республиканских и общероссийских издательствах. Промежуточные результаты научной работы регулярно докладываются на конференциях различного уровня, в том числе и на международных симпозиумах (профессор Падерин В.К., ст. преп. Вильданов И.Э. и др.).

При кафедре функционирует аспирантура по направлениям: 39.00.00 – Социология и социальная работа (научная специальность 22.00.04 - "Социальная структура, социальные институты и процессы") и 44.00.00 – Образование и педагогические науки (научная специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального обучения). Под руководством профессора Падерина В.К. защищено одиннадцать, профессора Корчагина Е.А.– 8, профессора Сафина Р.С. – 2 кандидатских диссертаций. В 2014 году в аспирантуру зачислено 5 выпускников вузов.

Большое внимание уделяется и научной работе студентов. При кафедре функционирует научные кружки СНО (руководители Р.Р. Бикчентаева и Л.Р. Яруллина). Результаты студенческих исследований докладываются на международных, всероссийских и региональных конференциях. Работы студентов направляются для участия на различных конкурсах. Студенты, занимающиеся научной работой по профилю кафедры, неоднократно отмечались грамотами и премиями.

Для повышения эффективности воспитательной работы кафедра систематически практикует проведение социологических и психолого-педагогических исследований как в масштабе отдельных факультетов, так и в масштабе вуза в целом. Разработана программа проведения социологических исследований, которая включает в себя социологические опросы студентов, касающиеся следующих проблем: "Мотивационные предпочтения студентов КГАСУ"; "Нравственные ориентации студентов вуза архитектурно-строительного профиля"; "Делинквентные и наркотические практики в студенческой среде"; "Субкультура студенческой молодежи, проживающей в общежитии"; "Выпускники КГАСУ на рынке труда".

Разработанные рекомендации используются в процессе проведения воспитательной работы со студентами в учебное и во внеучебное время. Кафедра регулярно проводит социологические и психолого-педагогические исследования различных областей общественной жизни по заказам различных предприятий, организаций, административно-управленческих и государственных структур.

С 2010 года кафедрой ежегодно проводится «Декада психологии», приуроченная ко дню психолога. Она включает в себя мероприятия психологической направленности: тренинги, деловые игры, арт-терапия, групповые коллажи, мастер-классы и т.д.

Студенты направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» ежегодно участвуют во Всероссийских и республиканских конкурсах выпускных квалификационных работ (ВКР) и олимпиадах по специальности. За последние три года получены два диплома второй и третьей степени во Всероссийском конкурсе ВКР (г. Екатеринбург), дипломом третьей степени отмечена команда КГАСУ на Всероссийской олимпиаде по профессионально-педагогическому образованию. Работы студентов отмечены дипломами на Всероссийских форумах, Международных форумах.

Кафедра поддерживает тесные связи с ведущими российскими и зарубежными учебными и научными центрами психолого-педагогического и социологического профиля. В частности, ряд тем выполнялся кафедрой совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО, Центром социологии культуры Казанского (Приволжского) федерального университета, Академией наук Республики Татарстан, с учеными социологами, педагогами и психологии США, Великобритании, Италии, Бельгии.

Описание методик опытно-экспериментального исследования

Наше исследование включает следующие этапы:

Первый этап – диагностика учебной мотивации при помощи специальной методики (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) (Приложение 1). В тесте необходимо оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности (7 видов) по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной. 

Шкалы 

Коммуникативные мотивы

Мотивы избегания

Мотивы престижа

Профессиональные мотивы

Мотивы творческой самореализации

Учебно-познавательные мотивы

Социальные мотивы

Второй этап - диагностики ценностных ориентаций мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляет собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.

Студентам предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей, задача - разложить их по порядку значимости принципов, которыми они руководствуется жизни. Наиболее значимую ценность поместить на первое место, вторую по значимости ценность поместить вслед за первой, далее проделать то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место. Тестовый материал для исследования ценностей Рокича представлен в приложении 2.

Третий этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».

Данный профиль является удобным инструментом для оценки и последующей корректировки реальных профилей участников. Профиль можно представить в виде диаграммы, которая позволяет наглядно продемонстрировать необходимое распределение мотивационных факторов. Для оценки мотивации обучающихся результаты тестирования сравниваются с базовым профилем. График показывает необходимые направления действий по корректировке профиля для повышения эффективности учебной работы (Приложение 3).

Результаты опытно-экспериментального исследования

Для выявления особенностей мотивации обучающихся КККХиС была использована методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой. Анализ результатов исследования показал, что у данной группы испытуемых, преобладающими мотивами являются – коммуникативные (4,2) и профессиональные (4,2). Коммуникативные мотивы связаны с потребностью в общении. Профессиональные мотивы  отражают уровень направленности обучающихся на овладение профессией, т.е. стремление к получению профессиональных знаний и развитию профессионально важных личностных качеств.

Для того, чтобы узнать, приоритеты ценностей, нами использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляющая собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.

Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

Изучение ценностных ориентаций обучающихся позволяет выделить среди студентов условно 4 группы. Первую подгруппу связывает то, что на первом месте для них стоят более «духовные» понятия, такие как (49% среди студентов): счастливая семейная жизнь, полное формирование личности, умственные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений, здоровье. Другая группа “материальных ценностей”: (21 % из опрошенных студентов) - материальное благополучие, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей является более «самолюбивой» потому, что главным приоритетом для них являются собственная свобода, уверенность в себе, личностное развитие (21 %). Четвёртая группа ценностей названа “частными” (9 %) - так как для этих студентов на первом месте стоит общественное признание.

На третьем этапе исследования, основным инструментом для анализа мотивационных характеристик стала методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль». Именно данная диагностика, которую можно проводить неоднократно, позволяет построить и проследить индивидуальное сочетание мотивационных факторов и выстроить иерархию с относительно устойчивой доминантой.

Рассмотрим результаты исследования, проведенного в колледже, и занесем данные в диаграмму. Значение фактора показывает степень важности его удовлетворения, а также уровень неудовлетворенности данного фактора в настоящее время. Таким образом, в процессе корректировки действия должны быть сориентированы по этим двум направлениям: во-первых, на корректировку доминант в мотивационном профиля, во-вторых, на удовлетворение избыточно доминирующих факторов и искусственное создание потребности в других факторах, повышая заинтересованность индивида и приближая значения факторов мотивации к определяющим показателям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате прохождения преддипломной практики в КГАСУ, достигнута поставленная цель и задачи.

1. Ознакомление с учебным заведением, специальностями, группами, структурой.

2. Проведение эксперимента по теме ВКР: Изучение мотивации учащихся (в 2 группах 20-30 чел.)

1) Этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».

-проведение тестирования;

-обработка полученных результатов.

2) Этап - Диагностика мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича;

-проведение тестирования;

-обработка полученных результатов.

3) Этап – Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

-проведение анкетирования;

-обработка полученных результатов.

3. Разработка мероприятий в соответствии с мотивационным профилем группы.

4. Проведение мероприятия по повышению учебной мотивации учащихся.

5. Оформление отчета по практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Академия, 2009.– 80 с.

Анисимов С. Ф. «Мораль и поведение» Издательство: "Мысль", 2010.-160 с.

Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2011. – 367 с.

Вилюнас, В.К.Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас. -М., 2009. - 288 с.

Грядунов, М. В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России: дис. канд. соц. наук. М., 2009.-122с.

Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. – 2010. - №10. – С. 32-38;

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2009. — 383 с.

Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Психолого-педагогический анализ направленности учебной мотивации абитуриентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.- С.22-29.

Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования// СОЦИС. – 2014. - №2. – с. 114-118;

Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// СОЦИС. – 2009. - №2. – с. 83-90;

Петровский, А.В. Общая психология: учебник для педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2012. - 479 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика диагностики учебной мотивации студентов

 

ИНСТРУКЦИЯ: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

ТЕСТ

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия. 
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 
3. Хочу стать специалистом. 
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности. 
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии. 
6. Чтобы не отставать от друзей. 
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания. 
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов. 
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте. 
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми. 
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого. 
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке. 
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива. 
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих. 
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем. 
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5». 
18. Просто нравится учиться. 
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его. 
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы. 
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания. 
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности. 
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии. 
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу. 
26. Стать высококвалифицированным специалистом. 
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью. 
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей. 
29. Быть на хорошем счету у преподавателей. 
30. Добиться одобрения родителей и окружающих. 
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой. 
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе. 
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. 
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

 Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. 
• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. 
• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. 
• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. 
• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28. 
• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. 
• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модифицированный тест М.Рокича

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семейная жизнь;

16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятельности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2) воспитанность (хорошие манеры);

3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4) жизнерадостность (чувство юмора);

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость (заботливость).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль»

Для оценки каждого из вариантов (а), (Ь), (с), (d) утверждений, используйте все 11 баллов.

Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где

Я не хотел бы работать там, где

Для меня важно, чтобы моя работа

Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая

Работа мне нравится, если

Полагаю, что мне бы понравилось, если

Я не считаю, что работа должна

Работа, приносящая удовлетворение,

Важно, чтобы работа

Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если

Самой хорошей является такая работа, которая

Вероятно, я не буду хорошо работать, если

При определении служебных обязанностей важно

Вероятно, я не захочу работать там, где

Я был бы удовлетворен, если

Работа меньше удовлетворяла бы меня, если

Я полагаю, что должность должна предоставлять

Работа приносила бы меньше удовлетворения, если

Я хотел бы работать там, где

Вряд ли я захотел бы работать там, где

Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать

Работа не будет доставлять удовольствие, если

Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне

Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если

В процессе организации работы важно

Скорее всего я не захотел бы работать там, где

Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда

Мне бы не понравилась работа, которая

Я бы проявил стремление работать там, где

Я не считаю, что работа должна

Хорошо спланированная работа обязательно

Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если

Наиболее важными характеристиками должности являются

  1. хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;

    имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

    я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;

    у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

    отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;

    практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

    то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;.

    плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

    была связана со значительным разнообразием и переменами;

    давала мне возможность работать с широким кругом людей;

    обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;

    позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.

    обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;

    едва ли была бы замечена другими людьми;

    не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

    была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

    я четко представляю себе, что от меня требуется;

    у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;

    у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;

    позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

    были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;

    у меня был бы очень хороший оклад;

    работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;

    мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

    быть слабо структурированной, что непонятно, что же следует делать;

    предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;

    быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

    оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

    связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

    дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

    является полезной и значимой для общества;

    позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

    признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;

    давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;

    была сопряжена с большим разнообразием и переменами;

    позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

    в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

    оклад и вознаграждение не очень хорошие;

    я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

    у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

    обеспечивает хорошие рабочие условия;

    дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;

    предполагает выполнение интересных и полезных заданий;

    позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

    имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;

    я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;

    тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;

    на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

    дать людям возможность лучше узнать друг друга;

    предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;

    обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;

    обеспечить комфортность и чистоту места работы.

    у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;

    не поощряются исследования и проявление научного любопытства;

    очень мало контактов с широким кругом людей;

    отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.

    была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;

    работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;

    мои достижения были бы оценены другими людьми;

    я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.

    не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;

    четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;

    уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;

    я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.

    четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;

    возможность лучше узнать своих коллег по работе;

    возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;

    разнообразие, перемены и поощрения.

    не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;

    осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;

    отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;

    не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.

    другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;

    у меня будет возможность оказывать влияние на то, что де лают другие;

    имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;

    можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.

    не существует разнообразия или перемен в работе;

    у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;

    заработная плата не слишком высока;

    условия работы недостаточно хорошие,

    наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;

    возможность проявлять креативность;

    возможность встречаться с интересными людьми;

    чувство удовлетворения и действительно интересные задания.

    предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;

    условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;

    работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;

    не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.

    множество контактов с широким кругом интересных людей;

    возможность установления и достижения целей;

    возможность влиять на принятие решений;

    высокий уровень заработной платы.

    условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;

    мало шансов влиять на других людей;

    мало возможностей для достижения поставленных целей;

    я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.

    обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;

    создать условия для проявления работником самостоятельности;

    предусмотреть возможность разнообразия и перемен;

    обеспечить человеку широкие возможности контактов с другими людьми.

    условия работы некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;

    мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;

    работа не является интересной или полезной;

    работа рутинная и задания редко меняются.

    люди признают и ценят хорошо выполненную работу;

    существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;

    можно ставить перед собой сложные и смелые цели;

    существует возможность лучше узнать своих коллег.

    не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения;

    не содержала бы в себе стимула к переменам;

    не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;

    была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.

    работа интересная и полезная;

    люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;

    меня окружали бы интересные люди;

    я мог бы оказывать влияние на принятие решений;

    предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;

    давать мало шансов на признание личных достижений работника;

    препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;

    состоять в основном из рутинных обязанностей.

    предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок;

    имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;

    предусматривает возможность ставить цели и достигать их;

    стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.

    не мог бы выполнять сложную перспективную работу;

    было бы мало возможностей для проявления креативности;

    допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;

    сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.

    возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;

    важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;

    возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;

    наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.