Тематическая неделя психологии «Калейдоскоп эмоций»
Цель недели психологии: вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, создание условий для формирования положительной установки, благоприятного психологического и эмоционального благополучия в ДОУ, формирование интереса к психологии.
Задачи недели психологии:
создать благоприятный микроклимат в ДОУ и группах;
раскрыть возможности психологической службы ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми;
формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
Участники: дети, родители, воспитатели ДОУ.
Основной целью мероприятий, запланированных в рамках проекта «Неделя психологии», являлось развитие саморегуляции, знакомство с миром эмоций и развития чувства эмпатии у детей дошкольного возраста, а также повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Задачи недели психологии:
создать благоприятный микроклимат в ДОУ и группах;
раскрыть возможности психологической службы ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми;
формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
План недели психологии
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Развивающее занятие «Угадай эмоцию» (старшая группа) Цель: развитие эмпатии, знакомство с различными чувствами, развитие эмоционального интеллекта. в дошкольном учреждении Конкурс «Моя семья» (все группы) Номинации: рисунок, подделка, моделирование. | Семинар-практикум для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цель: создать условия для личного роста участников и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости. Развивающее занятие «Кто я такой» (подготовительная группа) Цель: формирование осознанного понимания своих индивидуальных особенностей, поддержание позитивной самооценки. | Акция «Веселая семейка» (Родители, все группы) Цель: Сплоченность, поднятие эмоционального фона. Фото оформляются в видеоролик. Рекомендации для профилактики тревожности у детей. (Родители) Развивающее занятие: «Грустный – веселый» (Младшая группа) Цель: создание положительного эмоционального фона в группе, осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Развивающее занятие «Мир эмоций» (средняя группа) Цель: развитие эмоционально-волевой сферы. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?» (Родители) Акция «Зонтик настроений» (Все группы) Цель: изучение настроения детей и взрослых | Викторина «В гостях у сказки» (Подготовительная группа) Подведение итогов конкурса «Моя семья». Награждение победителей. |
Развивающее занятие «Угадай эмоцию»
Задачи:
1. Развивать умение детей распознавать чувства.
2. Формировать доброжелательное отношение друг к другим.
3. Развивать внимание и воображение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия. Актуальное состояние.
1. Упражнение «Здравствуй, как я рад тебя видеть».
По кругу поприветствовать соседа: «Здравствуй, (имя, как я рад тебя видеть»).
Дети приветствуют друг друга по кругу по имени, добавляя к приветствию комплимент. (Объяснить детям, что комплименты – это приятные, добрые слова, сказанные от чистого сердца.)
2. Упражнение «Моё настроение».
Предлагается выразить своё актуальное состояние, настроение в виде фрукта, назвав его, его цвет, размер и вкус.
Психолог говорит о том, что чувства являются частью нас, частью, которая помогает понять самих себя и других людей. Некоторые чувства, такие как любовь, радость и счастье, вызывают в нас ощущение тепла. Другие чувства, такие как страх, печаль или злость, заставляют нас испытывать беззащитность. Очень важно научиться распознавать эти чувства в себе и понимать, о чем они говорят нам.
1. Упражнение «Угадай эмоцию».
Дети внимательно рассматривают плакат «Галерея эмоций». Затем ребенок выбирает эмоцию и демонстрирует ее всем присутствующим. Остальные должны угадать, какую эмоцию он изобразил. Предлагаемые эмоции должны быть простыми и однозначными: радость, обида, злость, грусть.
2. Упражнение «Зоопарк».
Дети получают карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя и др.) и по очереди показывают радостных животных, а затем придумывают ситуации, в которых эти животные могут испытывать радостные чувства.
Игра «Угадай эмоцию»
На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети берут по очереди любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Взрослый просит ребенка придумать (вспомнить) ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Рефлексия занятия.
• Узнали ли вы сегодня новые названия чувств?
• Что было самым интересным?
• В чем вы испытывали затруднения?
• Понравилось ли вам занятие?
V. Ритуал прощания.
Дети прощаются по кругу, используя мимику и пантомимику: сначала прощаются пальчиками, потом глазами, потом кивком головы и все вместе улыбнулись.
Конкурс «моя семья»
Развивающее занятие «Кто я такой» (подготовительная группа)
Ритуал приветствия. Дети передают по кругу волшебный камень и делятся настроением.
Предлагаю начать с такого упражнения. Я буду задавать вопрос, и бросать мяч тому, кто будет отвечать на него отвечать. Если ты не сможешь ответить, то все остальные будут помогать тебе».
Мишу ударил Ваня. Кто драчун?
Володю ждет Катя. Кто задержался?
Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
Дом позади леса. Что впереди?
Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает?
Собаку укусила оса. Кто кусался?
Мама зовет домой дочку. Кто на улице? А кто дома?
Витю слушал учитель. Кто рассказывал?
Автобус едет впереди грузовика. Что едет позади?
Кошка больше собаки. Кто меньше?
Мальчик ниже девочки. Кто выше?
Дедушка старше бабушки. Кто моложе?
Дуб выше березы. Что ниже?
Ответьте, что я делала раньше:
Я ела кашу на завтрак, после того как почистила зубы.
Я вечером пили чай, после того как пришла с прогулки.
Я много училась, прежде чем стать врачом.
Прежде чем выйти из дому, мы завтракаем.
Я здороваюсь, прежде чем заговорить с незнакомым человеком.
Я зашла за хлебом, прежде чем поехала к подруге.
Упражнение «Эмоциональная разминка»
«Ребята, когда я буду говорить «радость» — вы будете прыгать и хлопать в ладоши одновременно; «злость» — топать и хмуриться, «грусть» — наклонять голову и опускать руки».
Упражнение «Продолжи»
Цель: развитие речи, воображения.
Психолог: «Ребята сейчас я буду называть начало слова, а вы подумайте как его можно продолжить».
Звуки: ра, па, ма, до, фа, ки, мо, ва, ша, ве, фо, за, де, шко, по, ка, ру, цы, ре, со и т.д.
Упражнение «Закончи строчку»
Цель: развитие мышления, речи.
Дети хором, должны придумать окончание слоговой строчки:
Са-са-са — …(очень длинная коса);
Си-си-си -…(балалайку попроси);
Се-се-се — …(травы вымокли в росе);
Су-су-су — …(я конфету принесу);
Со-со-со — …(покатилось колесо);
Сы-сы-сы — …(не досталось колбасы);
Просмотр мультфильма «Просто так» с последующим обсуждением.
Ритуал прощания.
Акция «Веселая семейка» (Родители, все группы)
Цель: Сплоченность, поднятие эмоционального фона.
Фото оформляются в видеоролик.
Рекомендации для профилактики тревожности у детей. (Родители)
Проблема тревожности в дошкольном возрасте
Тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Это способность человека находиться в состоянии очень высокого беспокойства, тревоги и страха в каких-либо ситуациях.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта. внутренний конфликт может быть вызван различными причинами, в частности, противоречивыми требованиями к ребёнку со стороны родителей и воспитателя детского сада, а также требованиями, носящими неадекватный или негативный характер, которые могут унижать ребёнка и ставить его в зависимое положение.
Признаки тревожного поведения. К таким признакам можно отнести:
чувство напряженности, которое сопровождает человека практически постоянно;
уверенность человека в своей неполноценности по сравнению с другими людьми, а также в отсутствии возможности приспособиться к жизни;
боязнь возможной критики в свой адрес и отвержения от социума;
отсутствие желания у человека иметь какие-либо взаимоотношения с другими людьми, если он не уверен, что к нему будут хорошо относиться; потребность обеспечить свою безопасность и введение, в связи с этим, каких-либо ограничений в своей жизни;
желание избежать социальной активности
Тревожность может по-разному проявляться на психологическом и физиологическом уровне. Психологический уровень тревожности характеризуется ощущением напряжённости, обеспокоенности, озабоченности. Тревожность в этом случае сопровождается чувством неопределённости, беспомощности, бессилия. Человек не может принять решение, так как предчувствует возможную неудачу. Физиологический уровень тревожности характеризуется усиленным биением сердца, учащённостью дыхания, повышением артериального давления, а также повышением возбудимости.
С уважением, педагог психолог МДОУ «Сказка», Матвеева Юлия Владимировна.
Развивающее занятие: «Грустный – веселый» (Младшая группа)
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе, осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ход занятия
Приветствие по кругу: Поздороваться как…
Два кота (головой тремся о плечо соседа)
Солнышко (гладим по голове соседа)
Две хитрые лисы (передаем «хитрое» выражение лица)
Два добродушных медвежонка (руки на плечи др. другу)
Добрые друзья (рукопожатие с соседями)
Ведущий говорит детям о своём хорошем настроении и о том, что хочет поделиться им со всеми, предлагает детям по очереди передать друг другу улыбку. Когда "улыбка"доходит по последнего участника воспитатель говорит: "Вот у нас теперь у всех хорошее настроение, на лицах улыбки, а вот у одного зверька случилась такая история. "
Просмотр м/ф "Крошка Енот".Обсуждение мультфильма
понравился ли вам мультфильм
-какие герои там встречались
что помогло Еноту подружиться
Материалы.Схематические рисунки по последовательности мультфильма:
мама даёт корзинку - Енот идёт - Енот и обезьяна - Енот и палка -
смайлик -испуг - Енот и улыбка - весёлый смайлик.
Упражнение "Собери цепочку" (мнемотехника).
Воспитатель предлагает детям вспомнить с чего началась история про крошку Енота, с кем он встретился, какие были его действия, какие он испытывал чувства и чем закончилась история . На каждый ответ детей воспитатель ставит карточку-схему, наглядно выставляя последовательность событий.
После занятия побеседовать с каждым ребёнком о его животном: как его зовут. что оно любит и тд.
Развивающее занятие «Мир эмоций» (средняя группа)
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы.
Приветствие.
Я с утра сюда пришла,
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Это я (имя и отчество психолога)!
Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя)!
Упражнение « Определи эмоцию»
Психолог называет эмоцию, а дети дают ей свое определение.
-Радость – это…
Гнев – это…
Удивление – это…
Страх – это…
Горе – это…
Упражнение «герои сказок»
Детям предлагается назвать веселых героев сказок (грустных, сердитых, трусливых, удивленных). Можно предложить изобразить этого героя.
Если дети затрудняются вспомнить, взрослый может перечислять героев сказок, а дети будут определять какие они.
Веселые: Карлсон, Буратино, Чиполлино, Капитошка,…
Грустные: Иа, Пьеро, Крокодил…
Трусливые: Пяточок, Заяц, семеро козлят, поросята
Удивленные: Малыш, незнайка…
Игра «Кто к нам пришёл?»
Описание: Дети сидят в кругу. В центре круга разложены картинки с животными. Ребёнок берёт одну картинку и не показывая её остальным изображает это животное. Задача детей отгадать кто это.
Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца»
Описание: Психолог читает детям стихотворение Н. Найденовой «Наши полотенца»
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок.
Миша ― землянику,
Машенька ― волчок.
У Сережи ― яблоко,
У Володи ― груша.
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка ― у Игоря,
Заяц ― у Наташи...
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
Вопросы для обсуждения стихотворения:
Скажите, почему дети не путали полотенца?
На детях нет никаких картинок, но разве дети путают друг друга?
Почему?
Рисунок «Живая рука»
Описание: Психолог просит детей обрисовать свою руку на листе бумаги и оживить её. Нарисовать глазки, ротик и т.д. После дети делают выставку своих рисунков, и психолог проводит с ними беседу. Вопросы для беседы:
Ребята, скажите, что во всех этих рисунках похоже?
А чем они отличаются?
Игра «Очень жаль нам расставаться»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять
(дети обнимают друг друга по кругу)
Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»
(Родители)
Анкета для родителей "Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
Заполняет анкету:
мама;
папа;
другой член семьи ______________________________________________________________ .
Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ .
С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________
Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________________________________________________________________________
Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________________________
Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? __________________________________________________________________________________
Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________________
Нравится ли вашему ребенку:
рисовать;
заниматься физической культурой;
петь, музицировать;
играть в подвижные игры;
слушать рассказы, сказки;
выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
играть вместе с другими детьми;
убирать игрушки;
ходить на прогулку;
наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
ходить в магазин за продуктами;
участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________
Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________
В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? __________________________________________________________________________________
Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________
Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________
Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________
Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________
Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________
Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________
Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________
Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________
Какие именно способности он проявляет? _________________________________________
Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________
Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________
Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _______________________
Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
воспитателя;
педагога-психолога;
учителя-логопеда;
музыкального руководителя;
инструктора по физической культуре;
другого специалиста (указать) ____________________________________________________.
Спасибо за сотрудничество!
Акция «Зонтик настроений» (Все группы)
Цель: изучение настроения детей и взрослых
Зонтик с различными эмоциями. Предлагается выбрать эмоцию подходящую каждому участнику по его настроению и самочувствию