Внеклассное мероприятие «Неделя психологии»
План проведения недели психологии
В Чукотском полярном техникуме
Девиз Недели: «Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
Адресная группа: Студенты и педагоги Чукотского полярного техникума.
Цель мероприятия:
-создание в образовательной организации психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
-расширение жизненного пространства участников образовательного процесса за счет внесения в их жизнь дополнительных смыслов, эмоционального опыта, чувственных красок.
Развивающие задачи:
-формирование коммуникативных навыков обучающихся;
-развитие мотивационной сферы;
-расширение представлений о мире человеческих чувств и эмоций;
Психопрофилактические задачи:
-создание в образовательной организации весёлого, приподнятого настроения;
-стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности педагога психолога;
Формы работы:
Основной формой работы являются акции, которые проявляют свою необычность и ненавязчивость. Они не нарушают обычный режим тех, кто не хочет их замечать, и тех, кто готов в них включиться. Используется также психологический марафон, изобразительная деятельность, тренинг для педагогов. Изюминкой данного мероприятия станут феи (мотиваторы), инициативная группа в помощь психологу, которые будут на переменах в холле техникума дарить участникам образовательного процесса эмоциональный настрой и мотивировать на участие в деятельности. Организационная работа предполагает взаимодействие с активом обучающихся - старосты групп. С ними проводится пятиминутка, где освещаются все организационные вопросы, а так же с педагогами, которые будут оказывать направляющую помощь студентам.
Программа недели
Дата проведения |
время |
Название мероприятия |
Целевая группа |
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|||
16.01.17 |
8.15 |
1.Объявление о Недели психологии. 2.Пятиминутка со старостами групп. Организационные вопросы. Выдача раздаточного материала для творческих работ. |
Обучающиеся Преподаватели |
В течение недели |
2.Акция «Улыбнись - это твой день» |
Обучающиеся Преподаватели |
|
В течение недели |
3.Конкурс плакатов от группы. « Позитив-это мы!!!» |
Обучающиеся Преподаватели |
|
На перемене. |
4. « Лови, это тебе, хорошее настроение» (феи мотиваторы) |
Обучающиеся Преподаватели
|
|
ВТОРНИК |
|||
17.01.17 |
В течение недели |
1.Акция « Улыбнись - это твой день» |
Обучающиеся Преподаватели |
В течение недели |
2 Конкурс плакатов от группы. « Позитив-это мы!!!» |
Обучающиеся Преподаватели |
|
10.05 |
3. «Солнце есть в каждом…»(феи мотиваторы) |
Обучающиеся Преподаватели |
|
4.Рецепты счастья и хорошего настроения (опрос) |
Обучающиеся Преподаватели |
||
15.00 |
Психологический марафон. «Дотянуться до солнца».
|
Обучающиеся (в холле на 3 этаже) |
|
СРЕДА |
|||
18.01.17 |
В течение недели |
1.Акция « Улыбнись- это твой день» |
Обучающиеся Преподаватели |
10.05 |
2.Акция « Облако высказываний» |
Обучающиеся Преподаватели |
|
3. «Вам от меня» (феи мотиваторы) |
Преподаватели |
||
4.Психологическая игра «Конверт с пожеланием» (по приглашению дети инвалиды).
|
Обучающиеся по приглашению (кабинет № 207) |
||
ЧЕТВЕРГ |
|||
19.01.17 |
В течение недели |
1.Акция « Улыбнись- это твой день» |
Обучающиеся Преподаватели |
10.05 |
2. Акция «Забор позитивных пожеланий». |
Обучающиеся Преподаватели |
|
В течение дня |
3.Задание для группы «Самый солнечный поступок» |
Обучающиеся Преподаватели |
|
4. «Последняя СМС в твоём телефоне» (феи мотиваторы - опрос) |
Обучающиеся Преподаватели |
||
15.00 |
Тренинг для преподавателей |
Преподаватели
|
|
ПЯТНИЦА |
|||
20.01.17 |
В течение недели |
1.Акция « Улыбнись - это твой день» |
Обучающиеся Преподаватели |
10.05 |
2. Акция «Мысли, крылья души» |
Обучающиеся Преподаватели |
|
3. «Лови, это тебе» (феи мотиваторы) |
Обучающиеся Преподаватели |
||
15.00 |
4.Игра « Калоши счастья». |
Обучающиеся, проживающие в общежитии. |
|
СУББОТА |
|||
21.01.17 |
В течение дня |
1.Акция. «Скинь всё плохое». 2.Подарок группам (солнышко, в уголок группы « Мы принимали участие в недели психологии»). |
Обучающиеся Воспитатели |
Подведение итогов: -Конкурс плакатов. -Самый солнечный поступок. -Самый лучший рецепт счастья. |
Преподаватели Психолог Инициативная группа. |
||
Понедельник |
|||
23.01.17 |
8.15 |
Награждение. |
Обучающиеся Преподаватели |
Понедельник
Линейка: - Ребята, сегодня в нашем техникуме стартует неделя психологии. Которая будет проходить с 16 января по 21 января. Приглашаю вас окунуться в мир ярких эмоций, хорошего настроения. Ваши старосты группы ознакомят вас с кратким путеводителем по недели психологии. В холле, на 3 этаже для вас оформлен стенд, где вы сможете поучаствовать в ежедневных акциях, тем самым поделиться своим рецептом хорошего настроения. Всем хорошего дня, и больше позитивных моментов.
Девиз дня: « Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
1.Акция « Улыбнись, это твой день».
Цель акции: активизировать обмен положительными эмоциями.
Каждому желающему предлагается заполнить контур мордашки, позитивной эмоцией.
2.Конкурс плакатов.
Цель конкурса: способствовать формированию позитивного мышления всех участников образовательного процесса.
Ребятам предлагается нарисовать портрет группы в позитивном направлении.
3. «Лови, это тебе…» На перемене в холле техникума девушки, перевоплощённые в фей, раздают учащимся позитивных смайликов.
ВТОРНИК
Девиз дня: « Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
1.Акция « Улыбнись, это твой день».
Цель акции: активизировать обмен положительными эмоциями.
Каждому желающему предлагается заполнить контур мордашки, позитивной эмоцией.
2.Конкурс плакатов.
Цель конкурса: способствовать формированию позитивного мышления всех участников образовательного процесса.
Ребятам предлагается нарисовать портрет группы в позитивном направлении.
3. «Солнце есть в каждом». На перемене, в холле, феи рисуют Аква гримом на руке или щеке желающих, солнышко.
4. Рецепты счастья и хорошего настроения (опрос).
Цель опроса: Способствовать умению выражать свои чувства, делиться приятными моментами.
Педагог- психолог проводит опрос среди студентов и преподавателей ,каков их рецепт счастья и хорошего настроения. Оформляет на стенд.
5. Интеллектуально - психологический марафон «Дотянуться до солнца»
Цель марафона: Создание условий для самореализации, раскрытие творческого потенциала обучающихся.
Для участия в конкурсе формируются команды по 6-7 человек.
Игра «Атомы и молекулы»
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы.
Желательно, чтобы команды имели какое-нибудь интересное название. Каждая команда получает собственный маршрутную карту, где указывается последовательность движения по станциям. Двигаться по этапам команда может только в полном составе. Всего участникам необходимо пройти 7 этапов.
1 этап « Не похожий на меня, не похожий на тебя…»
Цель: определить умения обучающихся соотносить личностные характеристики персонажей с возможным типом темперамента.
Задание: Определите тип темперамента представленных персонажей (они могут быть как вымышленные, так и реальные). Свой вариант приветствуется и оценивается в 2 балла.
Колобок, Пятачок ( из м-ф «Винни-Пух»), Волк ( из м-ф «Ну- Погоди!!!»), директор полярного техникума, ослик и-а.
Флегматик |
Работоспособный Малоэмоциональный Серьёзный Надёжный Спокойный |
Сангвиник |
Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный |
Холерик |
Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный |
Меланхолик |
Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный |
2 этап « Мозговая атака»
Цель: оценить способности участников решать ситуации с применением знаний из жизни и собственного опыта, проявление творческого мышления обучающихся.
Команде необходимо придумать и записать как можно больше вариантов использования обычного шейного платка. Критериями оценки являются количество предложенных и неповторяющихся вариантов.(1балл- правильный вариант).
3 этап « Сказка наоборот»
Цель: оценить рефлексивные навыки участников, креативные способности.
Участникам команды предлагается придумать « сказку наоборот». Вспомнить персонажей сказки колобок и наделить каждого персонажа противоположными личностными качествами. И рассказать сказку на новый лад. Критериями оценки выступают: умение выделять качества и находить противоположные им. Максимальная оценка (3 балла).
4 этап «Стоп, кадр»
Цель: выявить умение передать эмоциональное состояние человека.
Участники создают фотографию скульптуру на тему: «Люблю и Ненавижу…», используя язык мимики и жестов. ( максимальная оценка 3 балла)
5 этап «Народная мудрость гласит… »
Цель: выявить умения участников анализировать предложенный материал с точки зрения психологии.
Участникам надо в ходе командного обсуждения пояснить смысл предложенного выражения.
-ядовитый человек, каменное сердце, железный характер, золотая голова, зубастый парень.
Критериями оценки выступают глубина психологического мышления, умение выделить главное. Максимальная оценка 3 б.
6 этап «Наука о душе»
Цель: определить глубину представлений студентов о психологии, психологе.
Участникам необходимо создать коллаж на тему. « Моё представление о психологе, психологии», используя различные изобразительные материалы (карандаши, журналы, газеты, фломастеры).
Критерием оценки являются творческий подход, глубина психологического мышления. Максимальная оценка 3 балла.
7 этап « Дотянуться до солнца»
Цель: оценить сплочение команды, умение работать сообща.
Участники в течении 10 минут строят башню, используя только язык мимики и жестов ( разговаривать нельзя).Материалы для строительства ( бумага, газеты, клей).
Критериями итоговой оценки является высота и эстетичность башни, групповая сплоченность, распределение ролей.
Максимальная оценка 3 балла.
Подведение итогов.
После прохождения всех этапов участники собираются в общем зале для подведения итогов и награждения победителей. Победителем становится команда набравшая наибольшее кол.баллов по сумме оценки жюри.
-Ребята, спасибо огромное за игру! Продукт вашего коллективного труда это башня. Которая стремится ввысь. Своим умением работать в команде, творческим подходом к каждому заданию, вы доказали, что не стоите на месте, а двигаетесь, вперёд преодолевая преграды на своём пути. Я желаю Вам, что бы и в жизни вы шли только вперёд, и вас всегда окружала хорошая, надежная команда.
СРЕДА
Девиз дня: « Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
1.Акция « Улыбнись, это твой день».
Цель акции: активизировать обмен положительными эмоциями.
Каждому желающему предлагается заполнить контур мордашки, позитивной эмоцией.
2.Конкурс плакатов.
Цель конкурса: способствовать формированию позитивного мышления всех участников образовательного процесса.
Ребятам предлагается нарисовать портрет группы в позитивном направлении.
2.Акция « Облако высказываний»
Цель акции: Способствовать умению в положительном русле закончить начатую мысль.
Участникам предлагается на заранее заготовленных облачках закончить начатую мысль.
Я весёлый (ая) когда…
Я счастливый (ая) когда…
У меня хорошее настроение когда…
Самый любимый мой человек….
Мой любимый преподаватель….
3. Вам от меня… Феи угощают преподавателей конфетами с пожеланиями.
4.Психологическая игра «Конверт с пожеланием»
Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия. Снятие стресса и усталости, психологических и социальных зажимов.
Аудитория: Обучающиеся инвалиды.
-Сегодня у нас с вами необычная встреча. Для каждого из вас мы начнем собирать конверт с пожеланием. Эти конверты вы получите в последний день учёбы, в июне месяце.
Основная часть
Упражнение «Портрет»
Участники тянут листочки (А4), на которых написана фамилия одного из участников, портрет которого надо нарисовать.
После окончания работы психолог собирает листочки.
Упражнение « Звезда с пожеланием»
Участники тянут звездочки с фамилией одного из ребят, которому нужно написать пожелание.
После окончания работы психолог собирает листочки.
Упражнение « Объятие, рукопожатие»
Учащиеся тянут листочки, на которых написана фамилия одного из участников, которого нужно обнять или пожать руку. Оба они выходят на середину и пожимают друг другу руку. Или обнимаются. В это время психолог фотографирует их. Затем эти фотографии будут вложены в их конверты.
Упражнение « Характеристика»
Это упражнение на ассоциации. По парам пускаются бланки с именами каждого участника. Необходимо продолжить фразу. Например, если бы этот человек был животным, то каким? Один участник пишет на листочке одну характеристику и передаёт следующему. По окончанию психолог собирает листочки и кладёт в конверт.
Заключительная часть
- Когда люди расстаются, они завязывают узелок на память. И мы с вами завяжем, друг другу узелок на память, из которого получится браслет.
Правило: завязывая ниточку, необходимо говорить пожелание и не забывать ответить спасибо.
Чаепитие.
ЧЕТВЕРГ
Девиз дня: « Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
1.Акция «Забор позитивных пожеланий преподавателям».
Цель акции: активизировать обмен положительными эмоциями.
2.Конкурс плакатов.
Цель конкурса: способствовать формированию позитивного мышления всех участников образовательного процесса.
Ребятам предлагается нарисовать портрет группы в позитивном направлении.
3.Задание для группы. Рассказать о своем позитивном дне ( краткий рассказ с оформлением).
Тренинг на сплочение (для преподавателей).
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
Осознание себя командой.
-Дорогие коллеги, невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Немало важным хорошего сплоченного коллектива является групповая атмосфера.
Групповая атмосфера характеризуется еще и тем, в какой мере каждый из участников может раскрываться в группе. Следующее упражнение позволяет получить данные об этом очень простым способом.
Инструкция:
Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищено и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на нашем занятии. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.
Вопросы для обсуждения:
— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?
— Что объединяет тех, кто поставил себе низкое число баллов?
— Чья оценка показалась неожиданной?
— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном учебном заведении и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
Игра «Атомы и молекулы»
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Упражнение «Печатная машинка»
Цель: Выработка навыков сплоченных действий.
Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.( КОМАНДНЫЙ ДУХ).
Обсуждение:
Что помогало справиться?
Что поддерживало?
Трудно ли было?
Упражнение «Постройтесь по росту!»
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.
Обсуждение:
Удалось ли группе это сделать?
Что помогало? Поддерживало?
Упражнение «Путанка»
Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»
Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение «Переправа»
Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.
Обсуждение:
Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?
Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?
«Дотянуться до солнца»
Цель: оценить сплочение команды, умение работать сообща.
Участники в течении 10 минут строят башню, используя только язык мимики и жестов ( разговаривать нельзя).Материалы для строительства ( бумага, газеты, клей).
Рефлексия:
Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
Пятница
Девиз дня: « Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
1.Акция « Улыбнись, это твой день».
Цель акции: активизировать обмен положительными эмоциями.
Каждому желающему предлагается заполнить контур мордашки, позитивной эмоцией.
2.Опрос « Мысли – крылья души»
Среди участников проводится опрос о ранее возникших хороших мыслях, которые им удалось воплотить в реальности.
3.Акция- игра « Калоши счастья»
Цель: Способствовать развитию позитивного отношения к жизни.
Акция проводится в холле общежития. Психолог предлагает желающим зачитать карточку с какой –ни будь сложной жизненной ситуацией ( или обозначить свою ситуацию). Задача: надев калоши, найти в ситуации позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека, человека оптимиста. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Суббота
Девиз дня: « Солнце есть в каждом, только дай ему светить»
1.Акция « Улыбнись, это твой день».
Цель акции: активизировать обмен положительными эмоциями.
Каждому желающему предлагается заполнить контур мордашки, позитивной эмоцией.
2.Акция « Сотри всё плохое»
Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения участников образовательного процесса.
Все желающие могут написать о своих неприятностях, стереть и опустить листочки в ларец.
Подарок группам (солнышко, в уголок группы « Мы принимали участие в недели психологии»). Дарят феи - мотиваторы и психолог.
Подведение итогов:
-Конкурс плакатов.- критерием оценки являются творческий подход, многогранность представления о группе.
-Самый солнечный поступок.-критерием оценки является глубина и сущность данного поступка
-Самый лучший рецепт счастья.-критерием оценки является креативность составляющего компонента самого рецепта.
Используемые ресурсы:
1.Интернет ресурсы.
2.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно – методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
3.Печатное издание; журнал « Школьный психолог» май-июнь 2015.
4.Печатное издание ; журнал « Школьный психолог» май-июнь 2014.