Открытый урок по окружающему миру на тему «Что такое экономика?» (2 класс)
Презентация на тему: "Что такое экономика?"
PPTX / 5.77 Мб
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе на тему «Что такое экономика?»
Тип урока: |
Урок сообщения новых знаний |
Авторы УМК: |
А.А. Плешаков |
Цели урока: |
Сформировать понятие «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики, показать взаимосвязь этих частей; познакомить с развитием экономики во время ВОВ 1941-1945 гг. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Предметные – сформировать новое понятие «экономика»; обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; сформировать умение видеть взаимоотношение людей в рамках различных отраслей экономики; обучать переносу знаний об экономике в повседневные ситуации. Метапредметные – развивать умение анализировать, группировать, обобщать; развивать умение работать в группе. Личностные – воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики. |
Оборудование: |
Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; рабочая тетрадь А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; презентация; карточки с названиями отраслей экономики; картинки, определяющие отрасль экономики; использование материалов связанных с ВОВ, а именно: биография и фотография ветерана Гладушиной Е.В., запись обращения к гражданам Советского Союза о начале войны Ю.Б.Левитана, песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова), видеохроника с машинного производства, фото с заводов по производству вооружения и снаряжения для фронта; фотографии памятных мест города. |
Образовательные ресурсы: |
Официальный сайт г.о. Котельники М.О. http://www.kotelniki.ru/node/2692; http://www.kotelniki.ru/node/2783; официальный сайт ЗАО «Белая Дача Трейдинг» http://www.bdsalads.ru/about/ |
Тема: «Что такое экономика?»
Тип урока: урок сообщения новых знаний; комбинированный
Форма урока: урок-лекция; проблемно-поисковый урок
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Цель: сформировать понятие «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики, показать взаимосвязь этих частей; познакомить с развитием экономики во время ВОВ 1941-1945 гг.
Задачи: Предметные – сформировать новое понятие «экономика»; обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; сформировать умение видеть взаимоотношение людей в рамках различных отраслей экономики; обучать переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.
Метапредметные – развивать умение анализировать, группировать, обобщать; развивать умение работать в группе. Содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – закреплять знания по выделению различий между селом и городом; уметь определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью; уметь совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии.
коммуникативных – формировать умения слышать и слушать; умение строить речевое высказывание в устной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение работать в паре.
познавательных – различать отдельные отрасли экономики; выявить взаимосвязь отраслей экономики.
Личностные – воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики; развивать мыслительные операции; развивать эстетические чувства доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости; прививать интерес к учебному предмету.
Оборудование урока: Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; рабочая тетрадь А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; презентация; карточки с названиями отраслей экономики; картинки, определяющие отрасль экономики; использование материалов связанных с ВОВ, а именно: биография и фотография ветерана Гладушиной Е.В., аудиозапись обращения к гражданам Советского Союза о начале войны Ю.Б.Левитана, песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова), видеохроника с машинного производства, фото с заводов по производству вооружения и снаряжения для фронта; фотографии памятных мест города.
Ход урока.
Этапы урока |
Содержание работы на уроке |
Комментарии |
Организационный момент |
У. - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. У. - Сейчас у нас урок «окружающего мира». У. - А теперь улыбнитесь друг другу. Улыбка – это зеркало души. У. - Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребенок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится… |
Вступительное слово учителя |
Объявление темы урока |
1. Постановка проблемных вопросов У. - Какое слово зашифровано? Слайд 1 (НО ЭКО КА МИ) Слайд 2 (ЭКОНОМИКА) Дети: Хором читают слово на экране У. - Правильно. Тема сегодняшнего урока: «Что такое экономика?» (Слайд 3) |
На слух, чтобы собрать внимание |
Работа по теме урока |
У. - Определим цель урока. Для этого используйте начало фразы: У. - Я думаю, что узнаю… Дети: «Что такое экономика»; У. - Мне хотелось бы узнать… Дети: «Из каких частей (отраслей) состоит экономика». У. - Где можно найти значение незнакомого слова? Дети: «В толковом словаре» У. - Мы обратимся к словарю в Интернет Слайд 4 Экономика от древнегреческих слов «экос» - дом и «номос» - закон…(Запись на доске) У. - Кто является основой любой деятельности? Дети: «Человек» У. - Какова деятельность человека? Дети: «Человек создает различные блага» У. - Что такое блага? Дети: «Блага – то, что необходимо человеку для жизни» Слайд 5 У. - Посмотрите на экран. У. - В виде чего представлена экономика? Дети: «В виде дерева» У. - Посмотрим, из каких основных отраслей она состоит? (На слайде поочередно появляются главные отрасли экономики в виде ветвей: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт) Работа по учебнику «Окружающий мир». Стр. 104. Вывод. Слайд 6 (Сельское хозяйство) У. - Что дает нам сельское хозяйство? Дети, глядя на слайд: «Продукты питания» (яйца, хлеб, мясо, молоко, фрукты, овощи) Слайд 7 (Промышленность) У. - Что дает промышленность? Дети, глядя на слайд: «Обувь, одежда, игрушки, ковры, трактор» Слайд 8 (Строительство) У. - Скажите, глядя на слайд, строительство каких объектов вы видите? Дети: «домов, мостов, метро» Слайд 9 (Торговля) У. - Что может приобрести человек? (дети рассматривают и называют картинки, располагающиеся на слайде) Дети: «книги, автомобили, одежда, продукты питания» Слайд 10 (Транспорт) У. - Посмотрите на следующий слайд. Какой вид транспорта тут изображен? Дети: «железнодорожный, наземный, воздушный» У. - Какой еще бывает транспорт? Дети: «подземный, водный» 2. Работа в группах Дети подходят к столам, раскладывают картинки, на которых представлены основные отрасли экономики. Затем по просьбе учителя, поднимают картинки, которые соответствуют отрасли «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Строительство», «Торговля», «Промышленность». 3. Продолжение фронтальной работы У. – Но так может развиваться экономика только в мирное время. У. – В 1941 году для нашей Родины наступили тяжелые времена. Враг напал на нашу землю. (Звучит аудиозапись обращения к гражданам Советского Союза о начале войны Ю.Б.Левитана) Слайд 11 После слов Ю.Б. Левитана на фоне плаката «Родина-мать зовет!» исполняется куплет песни «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии. Дети встают возле своего рабочего места и тихо подпевают исполнителям. (Физкультминутка) У. – Уклад мирной жизни подчинился жестоким правилам войны. Слайд 12 (Сельское хозяйство в годы ВОВ) У.- Кто работал на полях в годы ВОВ? Дети: «Женщины, подростки, дети, старики» У. –Почему? Дети: «Мужчины ушли на фронт защищать Родину» Слайд 13 (Торговля в годы ВОВ) У. – Глядя на картинки, размещенные на слайде, скажите, какой была торговля в годы войны? Дети: «Торговля – обмен. Люди обменивались предметами первой необходимости и продуктами питания для того чтобы выжить» Слайд 14 (Легкая промышленность в годы ВОВ) У. – Все швейные предприятия были перепрофилированы для того, чтобы шить одежду для военных. В нашем городе в микрорайоне «Ковровый комбинат» тоже шили такую одежду. Слайд 15 (Тяжелая промышленность в годы ВОВ) У. – Почти все заводы были переоборудованы под выпуск мин, снарядов, патронов, военной техники. Такое производство было и в нашем микрорайоне «Силикат». Слайд 16 (Разрушенные города и села) У. – Враг подошел к Москве. Гитлеровцы в бинокли рассматривали стены Кремля и планировали, как будут маршировать по Красной Площади. Все силы были стянуты к Москве. Надо было остановить противника. Слайд 17 (фотография: «Оборона Москвы») «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». На фоне слайда ученик читает стихотворение Анатолия Софронова «28 панфиловцев». У. – Враг был разбит. Победа за нами. Слайд 18 (Видеоролик об Ульяновском автомобильном заводе) Во время войны на Ульяновском автомобильном заводе стали выпускать военную технику. А в мирное время вновь возобновилось производство современных автомобилей. Слайд 19 (Послевоенное время. Переход отраслей экономики к мирной жизни) Восстановление разрушенных объектов Слайд 20 (Видеоролик о производстве ковров) Микрорайон «Ковровый комбинат». Слайд 21 (Видеоролик о производстве салатов) ЗАО «Белая Дача Трейдинг» Слайд 22 (Наш город) Представлены фотографии памятных мест города Котельники (герб города Котельники, стела «Журавли», обелиск «Памяти павших» жителей города, танк «Родина-мать», церковь Казанской иконы Божией Матери) Учитель рассказывает краткую биографию и показывает фотографию Ветерана ВОВ, жителя города и инициатора создания в нашей школе Музея 17 Гвардейской Петраковской механизированной бригады 4 танковой Армии 6 Гвардейского механизированного корпуса – Гладушиной Евгении Васильевны. У. – Мы должны быть благодарны тем, кто отдал свои жизни за мир на земле. Память о павших навсегда сохранится в наших сердцах. Слайд 23(Взаимосвязь отраслей экономики) 4.Закрепление материала У каждого ученика карточка с названиями основных отраслей экономики. Ученик должен поставить знак «+» возле той отрасли экономики, которая соответствует ситуации, предлагаемой учителем. Ситуации: Вы с мамой пришли в книжный магазин, чтобы купить сказки Андерсена. (Торговля) Из магазина на автобусе вы доехали до дома. (Транспорт) Из окна своей квартиры наблюдаете, как возводят новый дом. (Строительство) У бабушки в деревне на грядках поспела ароматная земляника. (Сельское хозяйство) Папа работает на заводе, где делают холодильники. (Промышленность) В отпуск решили отправиться на море, но еще не знаете, как лучше добраться: поездом или самолетом? (Транспорт) На рынке «Садовод» приобрели теплую зимнюю куртку. (Торговля) Эту куртку сшили на фабрике, где производят верхнюю одежду. (Промышленность) Состоялась экскурсия в теплицы «Агрофирмы Белая Дача». (Сельское хозяйство) Выполнение задания в рабочей тетради на стр. 68 (№ 2).
|
Создание схемы помогает структурированию материала для лучшего понимания. Работа в группе формирует коммуникативные навыки, даёт возможность проявить каждому свой потенциал, позволяет удовлетворить потребность в общении.
Карточка – образец, повторение понятий урока, посильное задание.
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Рабочая тетрадь: стр. 67 (№ 1), стр. 69 (№ 5). Учебник: стр. 107 (ответы на вопросы). |
|
Рефлексия |
Фразы для рефлексии указаны на экране: «Было интересно…» «Меня удивило…» «Было трудно…» «Теперь я знаю, что…» |
|
Подведение итогов урока |
- Какую новую информацию получили, работая на уроке? У. – Разверните ладошки. На левой ладошке у вас знания, которые были. На правой, которые получили на сегодняшнем уроке. Давайте объединим знания, соединив ладошки. Похлопаем себе за работу. У. – Всем спасибо за урок. |
|
Пролубщикова Наталья Владимировна
Жогова Тамара Васильевна