Открытый урок по окружающему миру на тему «Что такое экономика?» (2 класс)

9
2
Материал опубликован 28 January 2021

Презентация на тему: "Что такое экономика?"
PPTX / 5.77 Мб

Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе на тему «Что такое экономика?»

Тип урока:

Урок сообщения новых знаний

Авторы УМК:

А.А. Плешаков

Цели урока:

Сформировать понятие «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики, показать взаимосвязь этих частей; познакомить с развитием экономики во время ВОВ 1941-1945 гг.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные – сформировать новое понятие «экономика»; обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; сформировать умение видеть взаимоотношение людей в рамках различных отраслей экономики; обучать переносу знаний об экономике в повседневные ситуации. Метапредметные – развивать умение анализировать, группировать, обобщать; развивать умение работать в группе. Личностные – воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

Оборудование:

Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; рабочая тетрадь А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; презентация; карточки с названиями отраслей экономики; картинки, определяющие отрасль экономики; использование материалов связанных с ВОВ, а именно: биография и фотография ветерана Гладушиной Е.В., запись обращения к гражданам Советского Союза о начале войны Ю.Б.Левитана, песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова), видеохроника с машинного производства, фото с заводов по производству вооружения и снаряжения для фронта; фотографии памятных мест города.

Образовательные ресурсы:

Официальный сайт г.о. Котельники М.О. http://www.kotelniki.ru/node/2692; http://www.kotelniki.ru/node/2783; официальный сайт ЗАО «Белая Дача Трейдинг» http://www.bdsalads.ru/about/


 


 


 


 


 

Тема: «Что такое экономика?»

Тип урока: урок сообщения новых знаний; комбинированный

Форма урока: урок-лекция; проблемно-поисковый урок

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель: сформировать понятие «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики, показать взаимосвязь этих частей; познакомить с развитием экономики во время ВОВ 1941-1945 гг.

Задачи: Предметные – сформировать новое понятие «экономика»; обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; сформировать умение видеть взаимоотношение людей в рамках различных отраслей экономики; обучать переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Метапредметные – развивать умение анализировать, группировать, обобщать; развивать умение работать в группе. Содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – закреплять знания по выделению различий между селом и городом; уметь определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью; уметь совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии.

коммуникативных – формировать умения слышать и слушать; умение строить речевое высказывание в устной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение работать в паре.

познавательных – различать отдельные отрасли экономики; выявить взаимосвязь отраслей экономики.

Личностные – воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики;  развивать мыслительные операции; развивать эстетические чувства доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости; прививать интерес к учебному предмету.

Оборудование урока: Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; рабочая тетрадь А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс»; презентация; карточки с названиями отраслей экономики; картинки, определяющие отрасль экономики; использование материалов связанных с ВОВ, а именно: биография и фотография ветерана Гладушиной Е.В., аудиозапись обращения к гражданам Советского Союза о начале войны Ю.Б.Левитана, песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова), видеохроника с машинного производства, фото с заводов по производству вооружения и снаряжения для фронта; фотографии памятных мест города.

 

Ход урока.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

Комментарии

Организационный момент

У. - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

У. - Сейчас у нас урок «окружающего мира».

У. - А теперь улыбнитесь друг другу. Улыбка – это зеркало души.

У. - Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребенок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…

Вступительное слово учителя

Объявление темы урока

1. Постановка проблемных вопросов

У. - Какое слово зашифровано?

Слайд 1 (НО ЭКО КА МИ)

Слайд 2 (ЭКОНОМИКА)

Дети: Хором читают слово на экране

У. - Правильно. Тема сегодняшнего урока: «Что такое экономика?» (Слайд 3)

На слух, чтобы собрать внимание

Работа по теме урока

У. - Определим цель урока. Для этого используйте начало фразы:

У. - Я думаю, что узнаю…

Дети: «Что такое экономика»;

У. - Мне хотелось бы узнать…

Дети: «Из каких частей (отраслей) состоит экономика».

У. - Где можно найти значение незнакомого слова?

Дети: «В толковом словаре»

У. - Мы обратимся к словарю в Интернет

Слайд 4

Экономика от древнегреческих слов «экос» - дом и «номос» - закон…(Запись на доске)

У. - Кто является основой любой деятельности?

Дети: «Человек»

У. - Какова деятельность человека?

Дети: «Человек создает различные блага»

У. - Что такое блага?

Дети: «Блага – то, что необходимо человеку для жизни»

Слайд 5

У. - Посмотрите на экран.

У. - В виде чего представлена экономика?

Дети: «В виде дерева»

У. - Посмотрим, из каких основных отраслей она состоит?

(На слайде поочередно появляются главные отрасли экономики в виде ветвей: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт)

Работа по учебнику «Окружающий мир». Стр. 104. Вывод.

Слайд 6 (Сельское хозяйство)

У. - Что дает нам сельское хозяйство?

Дети, глядя на слайд: «Продукты питания» (яйца, хлеб, мясо, молоко, фрукты, овощи)

Слайд 7 (Промышленность)

У. - Что дает промышленность?

Дети, глядя на слайд: «Обувь, одежда, игрушки, ковры, трактор»

Слайд 8 (Строительство)

У. - Скажите, глядя на слайд, строительство каких объектов вы видите?

Дети: «домов, мостов, метро»

Слайд 9 (Торговля)

У. - Что может приобрести человек? (дети рассматривают и называют картинки, располагающиеся на слайде)

Дети: «книги, автомобили, одежда, продукты питания»

Слайд 10 (Транспорт)

У. - Посмотрите на следующий слайд. Какой вид транспорта тут изображен?

Дети: «железнодорожный, наземный, воздушный»

У. - Какой еще бывает транспорт?

Дети: «подземный, водный»

2. Работа в группах

Дети подходят к столам, раскладывают картинки, на которых представлены основные отрасли экономики. Затем по просьбе учителя, поднимают картинки, которые соответствуют отрасли «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Строительство», «Торговля», «Промышленность».

3. Продолжение фронтальной работы

У. – Но так может развиваться экономика только в мирное время.

У. – В 1941 году для нашей Родины наступили тяжелые времена. Враг напал на нашу землю.

(Звучит аудиозапись обращения к гражданам Советского Союза о начале войны Ю.Б.Левитана)

Слайд 11

После слов Ю.Б. Левитана на фоне плаката «Родина-мать зовет!» исполняется куплет песни «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии.

Дети встают возле своего рабочего места и тихо подпевают исполнителям. (Физкультминутка)

У. – Уклад мирной жизни подчинился жестоким правилам войны.

Слайд 12 (Сельское хозяйство в годы ВОВ)

У.- Кто работал на полях в годы ВОВ?

Дети: «Женщины, подростки, дети, старики»

У. –Почему?

Дети: «Мужчины ушли на фронт защищать Родину»

Слайд 13 (Торговля в годы ВОВ)

У. – Глядя на картинки, размещенные на слайде, скажите, какой была торговля в годы войны?

Дети: «Торговля – обмен. Люди обменивались предметами первой необходимости и продуктами питания для того чтобы выжить»

Слайд 14 (Легкая промышленность в годы ВОВ)

У. – Все швейные предприятия были перепрофилированы для того, чтобы шить одежду для военных. В нашем городе в микрорайоне «Ковровый комбинат» тоже шили такую одежду.

Слайд 15 (Тяжелая промышленность в годы ВОВ)

У. – Почти все заводы были переоборудованы под выпуск мин, снарядов, патронов, военной техники. Такое производство было и в нашем микрорайоне «Силикат».

Слайд 16 (Разрушенные города и села)

У. – Враг подошел к Москве. Гитлеровцы в бинокли рассматривали стены Кремля и планировали, как будут маршировать по Красной Площади. Все силы были стянуты к Москве. Надо было остановить противника.

Слайд 17 (фотография: «Оборона Москвы»)

«Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

На фоне слайда ученик читает стихотворение Анатолия Софронова «28 панфиловцев».

У. – Враг был разбит. Победа за нами.

Слайд 18 (Видеоролик об Ульяновском автомобильном заводе)

Во время войны на Ульяновском автомобильном заводе стали выпускать военную технику. А в мирное время вновь возобновилось производство современных автомобилей.

Слайд 19 (Послевоенное время. Переход отраслей экономики к мирной жизни)

Восстановление разрушенных объектов

Слайд 20 (Видеоролик о производстве ковров)

Микрорайон «Ковровый комбинат».

Слайд 21 (Видеоролик о производстве салатов)

ЗАО «Белая Дача Трейдинг»

Слайд 22 (Наш город)

Представлены фотографии памятных мест города Котельники (герб города Котельники, стела «Журавли», обелиск «Памяти павших» жителей города, танк «Родина-мать», церковь Казанской иконы Божией Матери)

Учитель рассказывает краткую биографию и показывает фотографию Ветерана ВОВ, жителя города и инициатора создания в нашей школе Музея 17 Гвардейской Петраковской механизированной бригады 4 танковой Армии 6 Гвардейского механизированного корпуса – Гладушиной Евгении Васильевны.

У. – Мы должны быть благодарны тем, кто отдал свои жизни за мир на земле. Память о павших навсегда сохранится в наших сердцах.

Слайд 23(Взаимосвязь отраслей экономики)

4.Закрепление материала

У каждого ученика карточка с названиями основных отраслей экономики. Ученик должен поставить знак «+» возле той отрасли экономики, которая соответствует ситуации, предлагаемой учителем.

Ситуации:

Вы с мамой пришли в книжный магазин, чтобы купить сказки Андерсена. (Торговля)

Из магазина на автобусе вы доехали до дома. (Транспорт)

Из окна своей квартиры наблюдаете, как возводят новый дом. (Строительство)

У бабушки в деревне на грядках поспела ароматная земляника. (Сельское хозяйство)

Папа работает на заводе, где делают холодильники. (Промышленность)

В отпуск решили отправиться на море, но еще не знаете, как лучше добраться: поездом или самолетом? (Транспорт)

На рынке «Садовод» приобрели теплую зимнюю куртку. (Торговля)

Эту куртку сшили на фабрике, где производят верхнюю одежду. (Промышленность)

Состоялась экскурсия в теплицы «Агрофирмы Белая Дача». (Сельское хозяйство)

Выполнение задания в рабочей тетради на стр. 68 (№ 2).

 

 

Создание схемы помогает структурированию материала для лучшего понимания.

Работа в группе формирует коммуникативные навыки, даёт возможность проявить каждому свой потенциал, позволяет удовлетворить потребность в общении.

 

Карточка – образец, повторение понятий урока, посильное задание.

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рабочая тетрадь: стр. 67 (№ 1), стр. 69 (№ 5).

Учебник: стр. 107 (ответы на вопросы).

 

Рефлексия

Фразы для рефлексии указаны на экране:

«Было интересно…»

«Меня удивило…»

«Было трудно…»

«Теперь я знаю, что…»

 

Подведение итогов урока

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

У. – Разверните ладошки. На левой ладошке у вас знания, которые были. На правой, которые получили на сегодняшнем уроке. Давайте объединим знания, соединив ладошки. Похлопаем себе за работу.

У. – Всем спасибо за урок.

 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тамара Васильевна, спасибо за качественную работу!!! Заходите в гости на мою страничку.

30 January 2021

Наталья Владимировна, благодарю за оценку моего труда, действительно, была проделана большая работа при подготовке данного открытого урока. С большим удовольствием и интересом зайду к Вам в гости на страничку.

1 February 2021