Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Что такое река»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Тема: «Что такое река»
Автор: Андреева Марина Юрьевна
УМК: Начальная школа 21 век
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 в
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление обучающихся о строении реки
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить со строением реки;
- формировать умение ориентироваться на карте;
-формировать умение находить информацию в различных источниках
- расширить знания об окружающем мире
Метапредметные:
познавательные УУД:
-осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;
- уметь формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-подводить под понятие, выводить следствие;
-строить логическую цепь рассуждений
регулятивные УУД:
- уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
- учиться высказывать и аргументировать своё предположение (версию)
коммуникативные УУД:
- поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;
- выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;
- соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
личностныеУУД:
- расширять познавательные интересы, учебные мотивы;
- работать по заданию самостоятельно;
- осуществлять самоконтроль работы;
- проявлять прилежание в учёбе;
- выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;
- формировать гражданскую идентичность.
Методы: исследовательский метод, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оснащение: : учебник, карта России, презентация(приложение 1)
презентация "Что такое река"
PPT / 3.68 Мб
конверты с заданиями, карточки для парной работы, макет парусника, схема реки с названиями частей реки, научный дневник.
Технологии: системно - деятельностный подход, проблемное обучение, ИКТ технологии.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности |
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг природа! Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами. |
Приветствуют учителя. Рассаживаются на свои места. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность |
2.Актуализация знаний |
Вы уже наверное знаете, вода занимает 70 % поверхности земного шара, а суша – только 30%. -Давайте вспомним, какие водоемы вы знаете. - Возьмите карточку лото, на которой изображены водоёмы, и маленькие карточки, на которых напечатаны слова. Отгадайте загадку и соотнесите слово-отгадку с картинкой. Загадка об озере. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. И месяц, и звёзды В нём отражаются… Как это зеркало называется? - Как вы поняли, что это озеро? Загадка о море. Шириною широко, Глубиною глубоко. День и ночь о берег бьётся. Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька, и солона. Кругом вода, а с питьём беда. Загадка о болоте Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя(болото) -Озеро, море, болото -Это какие водоемы?(естественные).Почему?(их создала природа) -А какие ещё водоёмы бывают?(искусственные)Например? |
Работают с учителем. Отвечают на вопросы. Соединяют изображение водоема с его названием |
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. |
3.Постановка учебной задачи. |
-Итак, какая картинка на лото осталась не закрытой?(Река) Верно, тема нашего урока «Что такое река» -На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? Рек очень много. Только в России более 2-х миллионов - Итак, что же такое река? -Где мы можем узнать эту информацию? Смотрим информацию в словаре . |
Формулируют задачи : Как?образуется река Откуда? берется вода в реках? Какие? бывают реки? Что делать? чтоб реки оставались чистыми? Мозговой штурм - в словаре, у взрослых, в интернете
-Река- постоянный водный поток значительных размеров, с естественным течением по руслу от истока к устью
|
Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4.Открытие нового знания. |
Давайте поговорим о том, как образуется река? Посмотрим отрывок из мультфильма. -Почему вода в реке не кончается? -А кто сможет назвать место, где река берёт начало? -Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по реке, отгадайте на чем (слышен гудок парохода) -Возьмите свой информационный лист, поставьте свой пароход к началу реки, и будем находить в тексте информацию о маршруте нашего путешествия. Начало реки – исток (место ее рождения) Это может быть родник, ключ бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Углубление между берегами, по которому течет река-это русло. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение. Течение-это движение воды в реке. Если плыть по течению, то справа-правый берег, слева- левый берег. В реку впадают другие реки и ручьи -это притоки. Место- где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем. - В реке пресная вода. Что это значит? Подберите синонимы? |
Просмотр отрывка из мультфильма «Беги ручеек» 1 минута -Исток Читают информацию по предложениям, ведут корабликом по схеме. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: учиться ориентироваться в учебнике, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: развивать умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли; учиться проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
5.Физкультминутка |
Как приятно в речке плавать… Как приятно в речке плавать! (плавательные движения) Берег слева, берег справа. (повороты влево, вправо) Речка лентой впереди. (ладошки сложить вместе, выполняют волнообразные движения) Сверху мостик - погляди. (потягивание – руки вверх) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (плавательные движения) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (ходьба на месте) И на травке отдыхаем. |
||
6.Первичное закрепление с поговариваем во внешней речи Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Открытие новых знаний. |
- Как называют начало реки? -Как называют место, где река впадает в море, в озеро? - Как называют углубление, по которому течёт река? - Что расположено с двух сторон реки?
- А теперь выполните самостоятельную работу. Распределите правильно части реки. - Найдите на схеме части реки и прикрепите к ним названия.
-Проверьте себя(слайд) _Возьмите из коробки фигурки, поставьте человечка у истока, домик у устья, дерево-у правого притока. -Проверьте себя(слайд)
Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады. Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники. - Послушайте запись и скажите какая река равнинная, а какая горная. |
- Исток, русло, устье. Проверяют работу со слайда Отвечают на вопросы. Знакомятся с водоёмами родного края, проявляют познавательный интерес Рассматривают схему на экране, отвечают на вопросы. . Отвечают на вопросы. |
|
-Ребята, а если бы мы поднялись наверх и посмотрели на реки, что бы мы увидели? Да, именно так изображают реки на карте. Работа с картой. - Рассмотрите карту России найдите на ней реки. Дон, Обь, Енисей, Лена. - А теперь рассмотрите карту Ивановской области. Найдите на ней самую крупную реку. -Как она называется? -Хотите узнать о ней больше? -Поработаем с научным дневником. В нем текст про Волгу и вопросы, на которые нужно ответить. -Работаем в группе. -По Волге ходят корабли и поэтому она является судоходной. -А какая река есть в вашем городе? А Уводь судоходная? -А для чего нужны реки? - Просмотр видеоролика “Загрязняя воду – мы убиваем себя!” Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать? Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас! Что же надо делать для защиты рек? Игра «Запрещается – разрешается». Мыть машины в реке. Купаться под присмотром взрослых. Бросать мусор в воду. Гулять по берегу реки. Рвать водные растения. Закрывать крепче кран.
|
-Ленточки синего цвета. Работа с картой России, картой Ивановской области Работа в парах -Волга Работа с научным дневником. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Договариваются между собой, выступает делегат от группы, осуществляют проверку. Работа в группе. -Уводь Обмениваются информацией. Делают вывод. - Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха. |
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формировать умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости. Коммуникативные: производить убедительные доказательства в диалоге. |
|
Включение в систему знаний 8.Рефлексия. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой . - А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно работали, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах. -Если вы согласны с моим высказыванием, то поставьте в клетке таблицы знак «х», если нет – знак «о». 1. Реки -это искусственный водоём. 2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это устье. 3. 3Река-течение которой медленное-горная река 4. Начало реки - это исток. 5. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками. 6.Волга,Дон ,Лена-это реки -Поменяйтесь листочками, сосед по парте вам поставит оценку за работу. Подведём итоги. -На уроке я узнал много нового и мне было интересно. -Я еще не все понял в этой теме. -Я ничего не понял и мне было скучно. |
Выполняют самостоятельную работу, взаимопроверку, самооценку. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. |
Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: осуществляют рефлексию способов Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
9. Домашнее задание |
Всем: У. с. 88-89 . Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. - Используйте энциклопедии, Интернет и справочники (по желанию). |
Выбирают домашнее задание. |
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач. |