12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андреева Марина Юрьевна40
3

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Что такое река»



Технологическая карта урока

Тема: «Что такое река»

Автор: Андреева Марина Юрьевна

УМК: Начальная школа 21 век

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 в

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление обучающихся о строении реки

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить со строением реки;

- формировать умение ориентироваться на карте;

-формировать умение находить информацию в различных источниках

- расширить знания об окружающем мире

Метапредметные:

познавательные УУД:

-осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;

- уметь формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-подводить под понятие, выводить следствие;

-строить логическую цепь рассуждений

регулятивные УУД:

- уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- учиться высказывать и аргументировать своё предположение (версию)

коммуникативные УУД:

- поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;

- выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;

- соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

личностныеУУД:

- расширять познавательные интересы, учебные мотивы;

- работать по заданию самостоятельно;

- осуществлять самоконтроль работы;

- проявлять прилежание в учёбе;

- выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;

- формировать гражданскую идентичность.

Методы: исследовательский метод, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оснащение: : учебник, карта России, презентация(приложение 1)
презентация "Что такое река"
PPT / 3.68 Мб

конверты с заданиями, карточки для парной работы, макет парусника, схема реки
с названиями частей реки, научный дневник.

Технологии: системно - деятельностный подход, проблемное обучение, ИКТ технологии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.

Приветствуют учителя.

Рассаживаются на свои места.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливать на успешную деятельность

2.Актуализация знаний

Вы уже наверное знаете, вода занимает 70 % поверхности земного шара, а суша – только 30%.

-Давайте вспомним, какие водоемы вы знаете.

- Возьмите карточку лото, на которой изображены водоёмы, и маленькие карточки, на которых напечатаны слова.

Отгадайте загадку и соотнесите слово-отгадку с картинкой.

Загадка об озере.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

И месяц, и звёзды

В нём отражаются…

Как это зеркало называется?

- Как вы поняли, что это озеро?

Загадка о море.

Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона.

Кругом вода, а с питьём беда.

Загадка о болоте

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя(болото)

-Озеро, море, болото

-Это какие водоемы?(естественные).Почему?(их создала природа)

-А какие ещё водоёмы бывают?(искусственные)Например?

Работают с учителем.

Отвечают на вопросы.

Соединяют изображение водоема с его названием

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

3.Постановка учебной задачи.

-Итак, какая картинка на лото осталась не закрытой?(Река)

Верно, тема нашего урока

«Что такое река»

-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

Рек очень много. Только в России более 2-х миллионов

- Итак, что же такое река?

-Где мы можем узнать эту информацию?

Смотрим информацию в словаре .

Формулируют задачи :

Как?образуется река

Откуда? берется вода в реках?

Какие? бывают реки?

Что делать? чтоб реки оставались чистыми?

Мозговой штурм

- в словаре, у взрослых, в интернете


 

-Река- постоянный водный поток значительных размеров, с естественным течением по руслу от истока к устью


 


 

Регулятивные:

уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.Открытие нового знания.

Давайте поговорим о том, как образуется река?

Посмотрим отрывок из мультфильма.

-Почему вода в реке не кончается?

-А кто сможет назвать место, где река берёт начало?

-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по реке, отгадайте на чем

(слышен гудок парохода)

-Возьмите свой информационный лист, поставьте свой пароход к началу реки, и будем находить в тексте информацию о маршруте нашего путешествия.

Начало реки – исток (место ее рождения) Это может быть родник, ключ бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. 

Углубление между берегами, по которому течет река-это русло. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

Течение-это движение воды в реке. Если плыть по течению, то справа-правый берег, слева- левый берег.

В реку впадают другие реки и ручьи -это притоки.

Место- где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем.

- В реке пресная вода. Что это значит? Подберите синонимы?

Просмотр отрывка из мультфильма «Беги ручеек» 1 минута

-Исток

Читают информацию по предложениям, ведут корабликом по схеме.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

учиться ориентироваться в учебнике, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

развивать умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли; учиться проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.Физкультминутка

Как приятно в речке плавать…

Как приятно в речке плавать!

(плавательные движения)

Берег слева, берег справа.

(повороты влево, вправо)

Речка лентой впереди.

(ладошки сложить вместе, выполняют волнообразные движения)

Сверху мостик - погляди.

(потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

   

6.Первичное закрепление с поговариваем во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Открытие новых знаний.

- Как называют начало реки?

-Как называют место, где река впадает в море, в озеро?

- Как называют углубление, по которому течёт река?

- Что расположено с двух сторон реки?


 

- А теперь выполните самостоятельную работу.

Распределите правильно части реки.

- Найдите на схеме части реки и прикрепите к ним названия.

 

-Проверьте себя(слайд)

_Возьмите из коробки фигурки, поставьте человечка у истока, домик у устья, дерево-у правого притока.

-Проверьте себя(слайд)


 


 

Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады.

Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.

- Послушайте запись и скажите какая река равнинная, а какая горная.

- Исток, русло, устье.

Проверяют работу со слайда

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с водоёмами родного края, проявляют познавательный интерес
к изучению предмета и природе родного края.

Рассматривают схему на экране, отвечают на вопросы.

.

Отвечают на вопросы.

 
 

-Ребята, а если бы мы поднялись наверх и посмотрели на реки, что бы мы увидели?

Да, именно так изображают реки на карте.

Работа с картой.

- Рассмотрите карту России найдите на ней реки. Дон, Обь, Енисей, Лена.

- А теперь рассмотрите карту Ивановской области. Найдите на ней самую крупную реку.

-Как она называется?

-Хотите узнать о ней больше?

-Поработаем с научным дневником.

В нем текст про Волгу и вопросы,

на которые нужно ответить.

-Работаем в группе.

-По Волге ходят корабли и поэтому она является судоходной.

-А какая река есть в вашем городе?

А Уводь судоходная?

-А для чего нужны реки?

- Просмотр видеоролика “Загрязняя воду – мы убиваем себя!”

Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

Что же надо делать для защиты рек?

Игра «Запрещается – разрешается».

Мыть машины в реке.

Купаться под присмотром взрослых.

Бросать мусор в воду.

Гулять по берегу реки.

Рвать водные растения.

Закрывать крепче кран.


 


 

-Ленточки синего цвета.

Работа с картой России, картой Ивановской области

Работа в парах

-Волга

Работа с научным дневником.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Договариваются между собой, выступает делегат от группы,

осуществляют проверку.

Работа в группе.

-Уводь

Обмениваются информацией.

Делают вывод.

- Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

формировать умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

производить убедительные доказательства в диалоге.

Включение в систему знаний

8.Рефлексия.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой .

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно работали, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.

-Если вы согласны с моим высказыванием, то поставьте в клетке таблицы знак «х», если нет – знак «о».

1. Реки -это искусственный водоём.

2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это устье.

3.

3Река-течение которой медленное-горная река

4. Начало реки - это исток.

5. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками.

6.Волга,Дон ,Лена-это реки

-Поменяйтесь листочками, сосед по парте вам поставит оценку за работу.

Подведём итоги.

-На уроке я узнал много нового и мне было интересно.

-Я еще не все понял в этой теме.

-Я ничего не понял и мне было скучно.

Выполняют самостоятельную работу,

взаимопроверку, самооценку.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

9. Домашнее задание

Всем: У. с. 88-89

. Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его.

- Используйте энциклопедии, Интернет и справочники (по желанию).

Выбирают домашнее задание.

Регулятивные:

осуществляют поиск решения поставленных

задач.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.