Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Что такое река»

3
0
Материал опубликован 22 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

Тема: «Что такое река»

Автор: Андреева Марина Юрьевна

УМК: Начальная школа 21 век

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 в

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление обучающихся о строении реки

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить со строением реки;

- формировать умение ориентироваться на карте;

-формировать умение находить информацию в различных источниках

- расширить знания об окружающем мире

Метапредметные:

познавательные УУД:

-осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;

- уметь формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-подводить под понятие, выводить следствие;

-строить логическую цепь рассуждений

регулятивные УУД:

- уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- учиться высказывать и аргументировать своё предположение (версию)

коммуникативные УУД:

- поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;

- выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;

- соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

личностныеУУД:

- расширять познавательные интересы, учебные мотивы;

- работать по заданию самостоятельно;

- осуществлять самоконтроль работы;

- проявлять прилежание в учёбе;

- выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;

- формировать гражданскую идентичность.

Методы: исследовательский метод, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оснащение: : учебник, карта России, презентация(приложение 1)
презентация "Что такое река"
PPT / 3.68 Мб

конверты с заданиями, карточки для парной работы, макет парусника, схема реки
с названиями частей реки, научный дневник.

Технологии: системно - деятельностный подход, проблемное обучение, ИКТ технологии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.

Приветствуют учителя.

Рассаживаются на свои места.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливать на успешную деятельность

2.Актуализация знаний

Вы уже наверное знаете, вода занимает 70 % поверхности земного шара, а суша – только 30%.

-Давайте вспомним, какие водоемы вы знаете.

- Возьмите карточку лото, на которой изображены водоёмы, и маленькие карточки, на которых напечатаны слова.

Отгадайте загадку и соотнесите слово-отгадку с картинкой.

Загадка об озере.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

И месяц, и звёзды

В нём отражаются…

Как это зеркало называется?

- Как вы поняли, что это озеро?

Загадка о море.

Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона.

Кругом вода, а с питьём беда.

Загадка о болоте

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя(болото)

-Озеро, море, болото

-Это какие водоемы?(естественные).Почему?(их создала природа)

-А какие ещё водоёмы бывают?(искусственные)Например?

Работают с учителем.

Отвечают на вопросы.

Соединяют изображение водоема с его названием

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

3.Постановка учебной задачи.

-Итак, какая картинка на лото осталась не закрытой?(Река)

Верно, тема нашего урока

«Что такое река»

-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

Рек очень много. Только в России более 2-х миллионов

- Итак, что же такое река?

-Где мы можем узнать эту информацию?

Смотрим информацию в словаре .

Формулируют задачи :

Как?образуется река

Откуда? берется вода в реках?

Какие? бывают реки?

Что делать? чтоб реки оставались чистыми?

Мозговой штурм

- в словаре, у взрослых, в интернете


 

-Река- постоянный водный поток значительных размеров, с естественным течением по руслу от истока к устью


 


 

Регулятивные:

уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.Открытие нового знания.

Давайте поговорим о том, как образуется река?

Посмотрим отрывок из мультфильма.

-Почему вода в реке не кончается?

-А кто сможет назвать место, где река берёт начало?

-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по реке, отгадайте на чем

(слышен гудок парохода)

-Возьмите свой информационный лист, поставьте свой пароход к началу реки, и будем находить в тексте информацию о маршруте нашего путешествия.

Начало реки – исток (место ее рождения) Это может быть родник, ключ бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. 

Углубление между берегами, по которому течет река-это русло. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

Течение-это движение воды в реке. Если плыть по течению, то справа-правый берег, слева- левый берег.

В реку впадают другие реки и ручьи -это притоки.

Место- где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем.

- В реке пресная вода. Что это значит? Подберите синонимы?

Просмотр отрывка из мультфильма «Беги ручеек» 1 минута

-Исток

Читают информацию по предложениям, ведут корабликом по схеме.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

учиться ориентироваться в учебнике, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

развивать умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли; учиться проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.Физкультминутка

Как приятно в речке плавать…

Как приятно в речке плавать!

(плавательные движения)

Берег слева, берег справа.

(повороты влево, вправо)

Речка лентой впереди.

(ладошки сложить вместе, выполняют волнообразные движения)

Сверху мостик - погляди.

(потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

   

6.Первичное закрепление с поговариваем во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Открытие новых знаний.

- Как называют начало реки?

-Как называют место, где река впадает в море, в озеро?

- Как называют углубление, по которому течёт река?

- Что расположено с двух сторон реки?


 

- А теперь выполните самостоятельную работу.

Распределите правильно части реки.

- Найдите на схеме части реки и прикрепите к ним названия.

 

-Проверьте себя(слайд)

_Возьмите из коробки фигурки, поставьте человечка у истока, домик у устья, дерево-у правого притока.

-Проверьте себя(слайд)


 


 

Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады.

Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.

- Послушайте запись и скажите какая река равнинная, а какая горная.

- Исток, русло, устье.

Проверяют работу со слайда

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с водоёмами родного края, проявляют познавательный интерес
к изучению предмета и природе родного края.

Рассматривают схему на экране, отвечают на вопросы.

.

Отвечают на вопросы.

 
 

-Ребята, а если бы мы поднялись наверх и посмотрели на реки, что бы мы увидели?

Да, именно так изображают реки на карте.

Работа с картой.

- Рассмотрите карту России найдите на ней реки. Дон, Обь, Енисей, Лена.

- А теперь рассмотрите карту Ивановской области. Найдите на ней самую крупную реку.

-Как она называется?

-Хотите узнать о ней больше?

-Поработаем с научным дневником.

В нем текст про Волгу и вопросы,

на которые нужно ответить.

-Работаем в группе.

-По Волге ходят корабли и поэтому она является судоходной.

-А какая река есть в вашем городе?

А Уводь судоходная?

-А для чего нужны реки?

- Просмотр видеоролика “Загрязняя воду – мы убиваем себя!”

Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

Что же надо делать для защиты рек?

Игра «Запрещается – разрешается».

Мыть машины в реке.

Купаться под присмотром взрослых.

Бросать мусор в воду.

Гулять по берегу реки.

Рвать водные растения.

Закрывать крепче кран.


 


 

-Ленточки синего цвета.

Работа с картой России, картой Ивановской области

Работа в парах

-Волга

Работа с научным дневником.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Договариваются между собой, выступает делегат от группы,

осуществляют проверку.

Работа в группе.

-Уводь

Обмениваются информацией.

Делают вывод.

- Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

формировать умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

производить убедительные доказательства в диалоге.

Включение в систему знаний

8.Рефлексия.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой .

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно работали, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.

-Если вы согласны с моим высказыванием, то поставьте в клетке таблицы знак «х», если нет – знак «о».

1. Реки -это искусственный водоём.

2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это устье.

3.

3Река-течение которой медленное-горная река

4. Начало реки - это исток.

5. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками.

6.Волга,Дон ,Лена-это реки

-Поменяйтесь листочками, сосед по парте вам поставит оценку за работу.

Подведём итоги.

-На уроке я узнал много нового и мне было интересно.

-Я еще не все понял в этой теме.

-Я ничего не понял и мне было скучно.

Выполняют самостоятельную работу,

взаимопроверку, самооценку.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

9. Домашнее задание

Всем: У. с. 88-89

. Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его.

- Используйте энциклопедии, Интернет и справочники (по желанию).

Выбирают домашнее задание.

Регулятивные:

осуществляют поиск решения поставленных

задач.

Предварительный просмотр презентации

Повторяем водоёмы.

Что такое река?

Работаем со словарем Река - постоянный водный поток значительных размеров, с естественным течением по руслу от истока к устью.

Как образуется река?

Ключ, родник-начало реки.

Найдите на схеме части реки

Части реки левый берег исток устье левый берег правый берег правый приток левый приток

Части реки левый берег исток устье левый берег правый берег правый приток левый приток

Какие бывают реки? Равнинные реки текут медленно, плавно. Горные реки текут стремительно

Не загрязняйте реки!

Не загрязняйте реки!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.