Открытый урок по предмету МХК на тему «Образы искусства военных лет» (11 класс)
Открытый урок по предмету «Мировая художественная культура» 11 класс. МБОУ Михайловской СОШ Учителя МХК Фомченко Е. С. Тема урока: «Образы искусства военных лет».
Тема урока: «Образы искусства военных лет».
Цель урока: проанализировать систему ценностей искусства в годы Великой отечественной войны. Задачи: 1. Способствовать формированию знаний о произведениях искусства Великой Отечественной войны, значение искусства в годы войны и в настоящее время.
2. Формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве.
3. Воспитывать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.
4. Развивать умение пользоваться дополнительной литературой, СМИ и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории в интересной форме.
Форма проведения урока: урок - размышление с элементами творческой деятельности с использованием ИКТ
Проблемный вопрос: « Как для советских граждан, в те грозные годы Великой отечественной войны и для нас «наследников» Великой Победы значимы произведения искусства военного периода?» (ответ прозвучит в конце урока – воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление об ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д.)
Межпредметные связи: история, музыка, литература.
Технологии: проблемного и исследовательского обучения
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фонохрестоматия, видеоматериалы, репродукции картин, портреты мастеров искусства.
Практико-ориентированное домашнее задание: творческие работы о произведениях искусства военного времени
Музыкальный ряд. Зрительный ряд. Литературный ряд. Оформление.
Методические приемы организации урока: постановка вопросов для обсуждения, опережающее задание, анализ текстов и произведений искусства, практико-ориентированное задание
Ход урока
«Тема урока»
Организационный момент. Сообщение цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.
Эпиграф к уроку: «Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом».
Александр Александрович Дейнеко
Учитель приветствует учащихся и обращается со словами:
Началом урока послужат слова русского художника Александра Александровича Дейнека: «Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом».
Разговор наш будет о тех естественных чувствах, которые проявились у советских граждан в годы испытаний и, как эти чувства были отражены в произведениях искусства. Какое место искусство данного периода получило отражение в мировой художественной культуре.
Наша задача, напримере, проанализировать произведения искусства и дать им свою оценку.
II. Вводная беседа.
1. Какое событие в Советском Союзе сороковых годов явилось переломным в искусстве?
2. Как назывался данный период в искусстве? (Искусство «военного времени»). Можно назвать данный период единением всех творческих сил?
3. В каких видах искусства может быть отражена военная тематика?
(литература, живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, музыка, кино)
4. Сегодня мы с вами проследим, какую роль сыграло искусство в годы Великой Отечественной войны. В конце урока мы ответим на главный вопрос: « Как для советских граждан, в те грозные годы Великой отечественной войны и для нас «наследников» Великой Победы значимы произведения искусства военного периода?»
23 февраля мы отмечаем День защитника отечества. Сегодня мы вновь перенесёмся в суровые годы Великой Отечественной войны – самой жестокой войны 20 века, в которой наша страна встала один на один с фашизмом, разгромила его, смела с лица Земли и принесла всей Европе мир и свободу. Как мы смогли победить тогда отлаженную до последнего винтика армию Гитлера, его умных генералов, его продуманную мгновенную оккупацию всей Европы. Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» не носил парадного характера, не был пустым звуком. На фронтах шли бои, а в тылу люди сеяли хлеб, растили детей, собирали танки и самолёты, писали книги и песни. Жизнь продолжалась. На защиту встали и мастера искусства.
Сегодня мы проанализируем произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа. Нам необходимо понять чувства, которые проявились у творческих людей впервые минуты, дни, и годы войны. Выразим свое личное отношение. Каждый из вас готовил творческую работу и представит нашему вниманию.
III. Защита творческих работ (сообщение, презентация, реферат, стихотворение)
1. Музыкальное искусство. Творческая работа ученицы (Рихмаер Алина)
"Музыкальная эмблема Великой Отечественной войны" (Прослушивание песни Александрова на стихи Лебедева- Кумача «Священная война»)
Учитель:
Почему эта песня стала эмблемой Великой Отечественной?
Какие краски и интонацию вы здесь видите? – история песни-гимна
Ученик: Во время войны была создана талантливая музыка в разных жанрах. На фронте и в тылу звучало немало прекрасных песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главная из них – героико-патриотическая «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача в 1941 г. Песня с огромной силой выразила то состояние, которое испытал наш народ в начале войны. В её звуках, суровых и мужественных, чувствуется ощущение страшной опасности, нависшей над страной, ненависть к фашизму, вера в грядущую победу над врагом.
(Прослушивание седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.)
Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича. В осаждённом Ленинграде 5 марта 1942 г., в тот самый день, когда, по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. Седьмая симфония звучит как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире, ввергнутом в ад братоубийственных войн.
Жанр ПЕСНЯ. Творческая работа ученицы (Сотникова Юлия):
Учитель: Впервые дни и месяцы войны, когда страх и неопределенность, смерть и потери шли рядом друг с другом, необходимо было поднимать настроение солдат на войне, давать надежду, что Победа придет и их с любовью дождутся дома - тогда и артисты и театры выступали на фронтах с концертами. Ученик: С первого дня Великой Отечественной войны Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда». 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.
Несомненно это был госзаказ, демобилизовать все силы и средства, в том числе и песенный народный жанр для поднятия духа и патриотизма .
Учитель: Как вы думаете, солдат после такого концерта с выступлениями артистов, идя в бой, верил в Победу? (Советский солдат думал с любовью о семье, он знал, кого защищает и с надеждой и верой, что дома его ждут и верят в него)
Литературный жанр.
Творческая работа ученицы (Филенко Диана):
"Голос Ю. Левитана - это сила и мощь в борьбе с врагом"
Сообщение о Ю.Б.Левитане. (Звучит запись с голосом Левитана об объявлении начала Великой отечественной войны.) Показать, что сила голоса является также грозным оружием. За голос Левитана Гитлер обещал огромные деньги. Тембр его уникального голоса поднимал настроение у граждан Советского Союза.
Вопрос к классу: Как вы считаете, можно ли голос Левитана и его служение Отечеству отнести к искусству? Его можно назвать мастером? (мастер уникального голоса)
Литературный жанр: поэзия
Стихотворение Евгения Симонова "Жди меня" читает Филенко Диана.
Учитель:
Какие ощущения у вас после прослушивания стихотворения?
Какие ключевые слова прозвучали?
Изобразительное искусство. Творческая работа ученика (Гордеев Кирилл) Жанр - графика: ПЛАКАТ (Сообщение «Плакат – оружие в борьбе»)
Учитель:
В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Плакат — жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны -это больше чем жанр, это — летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.
Ученик: Итак, первые дни войны, год 1941. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Авторами являются коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы –Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов) (Кукрыниксы -псевдоним по первым слогам фамилий) Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!». Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в психологическом содержании самого образа- выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Впервые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.
Учитель:
К какому жанру изобразительного искусства относится плакат. (Графика.)
Чем плакат отличается от картины. (Плакат выполняется в ограниченной цветовой палитре. Выполняется простыми формами и образами. Главное – плакат должен призывать. Приковывать внимание и звать к определенной цели.)
Что первое воспринимается, когда смотрим на плакат? (слова-призыв, выражение лица, суровый взгляд)
Какие цвета и почему являются ведущими в плакате?
4. Жанр – Кинематография. Творческая работа ученика ( Владык Максим)
Учитель: В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Ученик: В годы войны могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали так же, как и в мирные дни во время маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы... С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменяться. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок .
Просмотр кинохроники.
Обобщение темы урока: Вопрос классу:
Что общего между данными произведениями искусства?
Назовите произведения, которые вам запомнились больше всего из тех, о которых мы услышали сегодня. Или те, с которыми вы были знакомы ранее. Чем они «зацепили» вас, почему запомнились, понравились?
Какое значение имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?
(воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д) Вспомните хотя бы одну современную песню, которая несла бы такую смысловую и эмоциональную нагрузку, как песни военных лет. (Привести пример песни «День Победы» музыка Дмитрия Тухманова, сл. Виктора Харитонова в исполнении Льва Лещенко)
Предлагаю всем спеть куплет песни День Победы под фонограмму.
Сколько бы лет не прошло с тех страшных трагических событий 20 века, мы обязаны помнить подвиг наших дедов, которые подарили нам мир. Но мы должны помнить и тех, кто своим великим трудом-творчеством оставил нам данные произведения искусства, которые создавались в тот момент, когда фашистская орда бомбила наши города и убивала мирных жителей страны. Помните об этом, чаще соприкасайтесь с искусством военного периода и тогда вы будете знать правду о войне и передавать её своим детям и внукам.
Итог урока (выставление отметок).
Домашнее задание: выполнить творческий лист.
Творческий лист
Задание 1:
Почему в истории художественной культуры XX века выделяют искусство военных лет.________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2:
-Какие образы рисуются у вас после прослушивания стихотворения А.Суркова «Присягаем Победой»? Какие ключевые слова прозвучали?___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Какими средства художественной выразительности использует И.Тоидзе для создания образа Родины-матери? Какие ощущения вы испытываете, глядя на этот плакат?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Перед вами картина А. Пластова «Фашист пролетел». Рассмотрите её внимательно. Из каких составляющих складывается композиция картин?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое эмоциональное воздействие вы ощущаете, глядя на картину
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Подумайте, какие новые темы и образы родились в советской культуре в период Великой Отечественной войны? Как искусство помогало советскому народу выстоять в столь тяжелых испытаниях? Свои мысли запишите.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Имеют ли значение эти произведения для вас, «наследников» Великой Победы? Свои мысли запишите.___________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Садварий Жанна Владиславовна